Мария Кошкарева ярко заявила о себе на XIV Международном конкурсе артистов балета в Москве прошлым летом, к трем турам которого за месяц подготовила шесть номеров. Будучи на тот момент студенткой выпускного курса Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и стажером в Мариинском театре, Мария не ставила перед собой сверхзадач и ехала на конкурс со скромным настроем «никого не удивлять», а уехала домой с первой премией в категории соло. Тогда же она впервые вышла на Историческую сцену Большого театра России, которой, по ее словам, была сразу очарована.
По окончании академии Мария переехала в Москву, где вот-вот начнет свой первый полноценный сезон в статусе солистки балетной труппы Большого театра. О совмещении учебы и стажировки в театре, сложном выборе, определяющем судьбу, о том, важно ли мнение окружающих, юная балерина рассказала нашему изданию.
Интервью: Елизавета Емелькина Фото: Алиса Асланова MUAH: Марина Пестерева
Мария, как вам Москва?
Мне с конкурса полюбился этот город, его атмосфера и, конечно, сам театр. В осознанном возрасте столицу я увидела только в прошлом году во время конкурса, до этого эпизодически приезжала сюда с академией на концерты.
Получается, переезд в Москву — второй в вашей жизни. Как вы переносите смену локаций?
Да, впервые это случилось, когда я поступила в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой и из родного Новосибирска вместе с мамой поехала в Санкт-Петербург. Второй раз — переезд в Москву. Я осознала, что у меня нет привыкания к чему-либо, будь то место жительства или что-то материальное. Стараюсь принимать все изменения в своей жизни нейтрально, трезво. Для меня не имеет значения, где жить, важно лишь, где работать.
Мама с вами переехала?
Нет, она осталась в Петербурге. Но она приезжает ко мне в гости, и мы все время на связи.
Как вышло, что вы решили поступать в петербургскую академию, а не попробовали учиться в хореографическом училище в родном Новосибирске?
В театральной атмосфере я нахожусь буквально с пеленок. Мама работала концертмейстером в балетной труппе театра в Новосибирске и брала меня с собой на работу, так как меня некуда было девать. Помню, что перед глазами постоянно мелькал балет, поэтому я даже не представляла, что можно заниматься чем-то другим в жизни. Как-то даже на Новый год я просила балетные туфли, так что мои первые пуанты я получила от Деда Мороза.
Лет в пять меня отдали в танцевальный кружок, где педагоги увидели, что у меня хорошие данные, и посоветовали попробовать поступить в петербургскую академию. До этого момента мы с мамой не думали, что из такой попытки что-то выйдет, но рискнули и остались в Петербурге на десять лет.
Вы часто виделись со своей мамой во время стажировки в Мариинском театре. Расскажите, каково это?
Действительно, были моменты, когда на утренних классах аккомпанировала моя мама, и, честно признаться, мне было некомфортно, потому что я знаю, что она многое понимает в балетной технике, слышит замечания и становится свидетелем процесса работы.
Задам вопрос, ответ на который наверняка интересует многих наших читателей. Почему ваш выбор пал на Большой театр?
Я никогда не предполагала, что меня позовут в Большой театр. Думала остаться в Мариинском, тем более что на мой счет были хорошие прогнозы, я стажировалась в этом театре полтора года, хоть и в большей степени формально. А тут раз — и поступает предложение из Большого. Многие считают, что я поступила некрасиво, когда предпочла Москву Петербургу, и я в какой-то степени согласна с этим. Но все же это моя жизнь, и выбирать вектор ее развития — мне. Большой и Мариинский — прекрасные театры, разные по стилю. Последний год моя душа лежала именно к первому. Психологически было сложно определиться, что делать дальше, так как я чувствовала, что в момент выбора решается многое в моей судьбе. Но я решилась и не жалею.
В академии вам довелось поработать с легендарным педагогом Людмилой Ковалевой.
Да, я очень признательна за этот шанс. Людмила Валентиновна бывает энергичнее своих учениц в некоторых ситуациях, иногда говорит, что в нашем возрасте не знала, что такое давление, и не понимает, почему у нас все постоянно болит.
Вы поддерживаете контакт с педагогом?
Да, мы часто созваниваемся. Я отправляю ей видео с репетиций в театре, прислушиваюсь к ее советам.
Как вам удавалось совмещать стажировку в Мариинском театре и учебу в академии?
Нас с одноклассницей пригласили на стажировку в театр на втором курсе. Летом я даже станцевала на сцене Мариинского несколько партий. Предполагалось, что на выпускном курсе практика продолжится и я буду участвовать в репертуарных спектаклях, но из-за занятости в академии моя активность в театре свелась к нулю. Формально в Мариинке я числилась еще год, но больше ничего не станцевала.
Все же это моя жизнь, и выбирать вектор ее развития — мне.
Выступление на конкурсе и выход в спектакле театра — это разные ощущения?
В моей жизни пока что был только один конкурс, к которому я очень легко относилась и настраивала себя на то, что еду не удивлять, а просто танцевать так, как я привыкла, чтобы потом выдохнуть и расслабиться. Поэтому мне кажется более ответственным выход с труппой в спектакле театра, так как это важнее для развития карьеры и сказывается на моей репутации артистки именно этой труппы.
Что скажете о первых театральных гастролях? Летом вы с труппой ездили в Пекин.
На самом деле Пекин меня не впечатлил, а один из спектаклей и вовсе отменили из-за погодных условий. Гастроли — не такое радужное событие, каким кажется: это сбой режима, стресс для организма, многочасовые перелеты, адаптация к другой сцене.
Нашли ли вы общий язык с педагогом в театре?
Моим педагогом в театре стала Анастасия Васильевна Горячева, заслуженная артистка России, ведущая солистка Большого театра. Здорово, что параллельно с педагогической деятельностью Анастасия Васильевна продолжает танцевать. Мне по-человечески легко с ней работать, я понимаю, что она от меня требует и как прийти к нужному результату.
Насколько, на ваш взгляд, артисту важно погружаться в материал спектакля в процессе подготовки роли?
Это просто необходимо делать, но тенденция такова, что некоторые современные танцовщики поверхностно подходят к работе над партией. И это сказывается на результате, на том, что видят педагог и зритель со сцены. Очень важно знать либретто, историю создания балета, продумать то, как преподнесешь своего героя, чтобы интерпретация партии не была похожа на другие исполнения.
Мария, какие у вас творческие планы в театре на первые недели наступившего сезона?
Пока не хочется загадывать, но из ближайших назначений на сентябрь у меня стоит партия в Сверстницах принца в балете «Лебединое озеро», а в октябре — главная роль в балете «Пахита».