Персона

Ксения Овсяник

17.09.2023

История превращения из гадкого утенка в прекрасного лебедя — сказка про нее, приму Государственного балета Берлина Ксению Овсяник. В детстве балетные педагоги в родном Минске не сразу смогли разглядеть природное дарование и прямо говорили: «Тебе никогда не превратиться в лебедя, не стать настоящей балериной». Вопреки этим словам сказочное превращение случилось. Сегодня Ксения Овсяник — звезда европейского балета, которая не знает рамок и границ в проявлении своего таланта: классика и современные постановки, коллаборации с fashion-дизайнерами, фотографами, художниками и музыкантами. И она все же стала лебедем!

Фото: Ян Ревазов

Интервью: Настасья Костюкович

Сколько себя помню, я всегда танцевала. Интуитивное желание ребенка трансформировалось в совершенно осознанное понимание того, что танец часть моей натуры, меня самой. В период пандемии, когда театры были закрыты, а все артисты находились в изоляции, я очень остро ощутила, что не представляю свою жизнь без сцены, балета и танца вообще. Ежедневные классы, репетиции, спектакли порой казались тяжелым грузом будней. Но лишившись их, поняла: оказывается, вот без чего я на самом деле не могу существовать.

Связать жизнь с танцем было моим желанием, а не решением родителей, как часто бывает. Когда мне было пять лет, я заявила, что буду балериной. Случилось это после первого же похода в театр на балет «Чиполлино». А побывав на спектакле «Спящая красавица», я потом дома перетанцевала всех фей. Интересно, что в итоге за свою балетную карьеру я исполнила на сцене все женские партии из этого балета, так что детская мечта воплотилась в жизнь!

Мама с первого дня поддерживала, зная мой характер: я не стану просить о чем-то просто забавы ради. Поступление в хореографическое училище планировалось сразу, потому что было ясно: танец в моем случае не останется хобби, а, скорее всего, вырастет в профессию.

Любить балет и учиться балету — абсолютно разные вещи, и многие не выдерживают этой разницы. Легко ли давалась учеба в Хореографической гимназии-колледже в Минске?

Было непросто… Оказалось, что по росту и комплекции я далека от совершенства: маленькая, меньше остальных девочек в классе. К тому же раньше я занималась акробатикой, отчего у меня были очень сильные, выдающиеся мышцы, коротковатая шея, — в общем, я не была идеальной маленькой балериной. По природным данным определенно не попадала в золотой стандарт ученицы балетного училища. Так что уже после второго года обучения меня собирались отчислить — дали полгода, чтобы исправить тройку с минусом по классике.

Было непросто еще и потому, что в пятом-шестом классе в балетном училище никто особенно не смотрит на музыкальность, желание танцевать — важны данные и умение освоить техническую программу. Меня, конечно, осознание этого и угроза быть отчисленной сильно расстраивали. Я ведь всегда знала, что стану балериной! Чтобы поддержать мой дух, на летних каникулах мама отвезла меня в Санкт-Петербург в Школу балета имени Якобсона, где я увидела, как совсем маленькие девочки с легкостью крутят фуэте и на пуантах танцуют. Это открытие меня настроило: я решила всему научиться за лето!

И вы вернулись к учебе, став еще более не такой, как все…

Мне всегда важно было доказать самой себе, что я могу, могу лучше. Однажды в нашем классе сменился педагог, и пришла Инесса Душкевич, блиставшая в балетах Валентина Елизарьева. Она не сразу обратила на меня внимание, потому что по оценкам я была в нижней части рейтинга класса. Из-за низких оценок по классике меня нечасто ставили в ученические концерты, так что я сама придумывала и ставила номера, сама разучивала вариации, задерживаясь в балетных залах допоздна. Когда в училище пришел запрос поставить хореографию для детского «Евровидения», порекомендовали меня, и в итоге мы с несколькими девчонками поехали на конкурс в Норвегию как подтанцовка в номере белорусского участника.

Был момент отчаяния, когда хотелось все бросить?

Такой момент был, но настал он намного позже. В годы учебы еще была во мне энергия, хотелось что-то доказать, чего-то достичь. И в этом очень помогали участие в конкурсах, небольшие победы над собой.

Фото: Ричард Сигал

Правда ли, что, провалив престижный балетный конкурс в Лозанне, вы все же уехали с него победительницей, получив грант на обучение в школе при Английском национальном балете?

Вышло так, что меня отсеяли после первого же тура. Но из тех, кто не прошел дальше, директора престижных балетных школ мира могли выбирать понравившихся участников и предлагать дальнейшую учебу. Я получила приглашение сразу в три места, а выбрала школу при Английском национальном балете и в 2005 году уехала учиться в Лондон.

Учеба в Лондоне и Минске сильно отличалась?

Будете смеяться, но знаете, чего мне остро не хватало в английской балетной школе? Строгости педагогов и их замечаний! Пока ты учишься балету, чем больше замечаний и исправлений делает педагог, тем лучше. Хотя, с другой стороны, английская школа приучила меня работать самостоятельно, не ожидая, что кто-то всегда поможет. Этот навык пригодился, когда позднее я была принята в лондонскую балетную труппу: я не ждала опеки — в театре ты сам за себя, и я была к этому готова. Что мне еще понравилось во время обучения в Лондоне: современный танец преподается на том же уровне и в том же объеме, что и классический. Вместе они дополняют друг друга и помогают понять возможности тела и широту репертуара артиста балета. Современный танец учит чувствовать тело целиком, до кончиков ногтей, управлять собой и дает тебе полную свободу — это очень важное умение для танцовщика.

Еще одно отличие европейского балета от русской классической школы — меньшее внимания к внешним данным, концентрация на актерских задатках — насколько драматически, а не технически артист может исполнить свою роль. В английском балете намного больше театральности, больше внимания к жестам, которые тут не просто обозначаются, а проигрываются.

Первое, что скажет западный зритель, увидев наших балерин на сцене: «Какие все высокие и худые!» В Европе такая внешность не обязательна, хотя все зависит от директора конкретной балетной труппы. Есть классические стандарты балета, и хорошо бы им соответствовать, потому что на сцене ты оказываешься как под лупой — все твои недостатки и недочеты становятся явными и заметными, только артистизмом и техникой их трудно перекрыть.

Будучи ученицей школы балета в Лондоне, вы получили приглашение в основную труппу Английского национального балета. Как это произошло?

Очень забавно и неожиданно. На третьем курсе школы нас задействовали в постановках театра, и после одного из спектаклей во время обеда в столовой ко мне подошел директор Национального балета и спросил: «Не хотела бы ты присоединиться к труппе театра?» — «Вы спрашиваете? Конечно, да!»

Поначалу я стала частью кордебалета, хотя мне часто доверяли и главные партии, например, в 20 лет я солировала в «Жизели», работая всего второй год в театре. За эту роль я была номинирована на премию «Восходящая звезда труппы». И вот ты танцуешь Жизель, которая для балерины сравнима с ролью Гамлета, а на следующий день возвращаешься в кордебалет. Мне это давалось тяжело психологически. Так продолжалось несколько лет. Когда в театр пришла новая директриса, то сразу доверила мне танцевать «Спящую красавицу». Отзывы были шикарные, но из артистки кордебалета меня подняли всего на одну ступеньку — в корифеи. Несмотря на то что и как артистка кордебалета, и как солистка я была задействована в большом числе постановок, продвижения по карьерной лестнице, можно сказать, не было никакого. Меня начали одолевать сомнения: может быть, я не настолько хорошо танцую и мной просто затыкают дыры? Был даже момент острых сомнений: а что, если балет — это все-таки не мое?

Удивительно! Танцуя сольные партии в Национальном балете Англии, вы еще боролись с сомнениями.

Да, так бывает. Как ни странно, поверить в себя мне помогло второе образование. Я начала изучать экономику — в конце концов балетная карьера когда-нибудь закончится. Но по-настоящему меня спасло то, что в этот период сомнений я встретила своего будущего мужа, Зденека Конвалину, который в то время был ведущим артистом балета. Наша встреча придала мне энергии, я сумела побороться за себя и через пару лет стала наконец ведущей солисткой сцены.

Комплименты влюбленного мужчины были настолько вдохновляющими?

Он дал мне понять, что я не одна борюсь с такими сомнениями, дал силы быть самой собой, напомнил главное: выходя на сцену, я танцую не для театра, а для искусства, себя самой и зрителей, потому что танец — это уникальная возможность высказаться и быть услышанной. Вышло так, что я до сих пор танцую, а муж уже оставил сцену. Он нашел новый способ говорить с миром, оставаясь артистом. Сегодня Зденек посвящает себя визуальному искусству, которое стало его главным творческим занятием.

Фото: Паулио Совари

Легко ли вам было решиться на рождение ребенка, будучи на пике балетной формы?

(Во время этого разговора, проходившего в фойе театра, в перерывах между репетициями вечернего спектакля, с нами все время находился маленький сын Ксении).

Сегодня остались в прошлом предрассудки, что балерина не может иметь детей и что ради материнства надо оставить сцену... Рядом со мной всегда было много счастливых примеров балерин-матерей, так что некоторые раздумья были, но точно не страх, смогу ли я и дальше танцевать как прежде… В моем случае так удачно совпало, что в декрет я ушла в период пандемии: все спектакли на это время все равно отменили. Но, признаюсь, возвращаться на сцену после рождения ребенка оказалось совсем не просто. Хотя первый спектакль после рождения сына я станцевала уже через четыре с половиной месяца, ощущение, что я полностью вернулась в прежнюю форму, пришло только год спустя.

Сегодня вы прима-балерина Государственного балета Берлина. Расскажите о переходе в новый театр.

В 2012 году Джордж Уильямсон поставил для труппы Английского национального балета спектакль «Жар-птица», в котором главная партия задумывалась для меня. Я получила за эту роль награду Британского круга критиков, была номинирована на премию Benois de la Danse как «Лучшая артистка балета». Но именно во время одного из показов «Жар-птицы» у меня случилась травма: неудачно приземлившись после сложного прыжка, я почувствовала, что с ногой что-то не так. По хореографии я все время нахожусь на сцене, уйти с нее означало бы преждевременно закончить спектакль. Я вспомнила давний совет: если подвернула ногу — делай tendu. Пробую делать, прячась за другими танцовщиками, — не помогает! Не помню, как дотанцевала тот спектакль, по ходу меняя хореографию, чтобы избегать опоры на травмированную ногу. И только на поклонах ощутила, что мне ужасно плохо и больно, я шага не могу больше сделать. 

Любая травма в балете — это не случайность, а знак, который подает тебе тело, чтобы ты остановился и осмыслил что-то в жизни. Пока шло восстановление после травмы, я поняла, что хочу перейти в другой театр, пришло время что-то менять. Во время лечения я начала активно искать возможные варианты для перехода. Это непросто: важно найти не только труппу, но и страну, город, театр, которые будут нравиться. Я рассматривала Сан-Франциско, но отказалась из-за расстояния: моя семья все еще живет в Белоруссии. А потом знакомая сказала, что Государственный балет Берлина ищет балерину. О берлинском театре я мало знала, но как только приехала, сразу почувствовала, что это мое место. В труппу Staatsballet Berlin меня приняли сразу ведущей солисткой.

Фото: Жубал Баттисти и Ян Ревазов

Какие отличия есть в работе балетных трупп Лондона и Берлина?

Знаете, что мне больше всего понравилось в берлинском балете,— влияние русской школы и русского классического балета гораздо сильнее. Ведь там долгое время работал Владимир Малахов, например, но в то же время это и старая Европа со своими танцевальными традициями. Вот эта смесь мне очень нравится. В Англии мне словно все время не хватало размаха, широты линий и свободы движений. А в Берлине мы классику танцуем так, будто находимся на сцене Большого театра.

К тому же оказалось, что Берлин как город идеально мне подходит. Это такой пестрый котел, в котором смешиваются разные нации, разные культурные направления, — микс всего! В труппе Staatsballet Berlin я ощутила в разы больше свободы творчества и самовыражения и в какой-то момент поняла, что быть свободной для меня — самое важное. Свободной в том, как я буду репетировать роль, как буду подходить к классике, какие новые проекты буду делать. Мне теперь куда менее важны статус и занимаемая ступенька карьерной лестницы. Главным стало то, что я могу создавать как артистка и танцовщица, что могу сказать людям своим искусством.

Вы мечтали станцевать все партии из «Спящей красавицы» — эта мечта сбылась. Что еще остается в категории заветных желаний балерины?

Я до сих пор испытываю огромную любовь к классическому балету, хотя часто слышу в Европе о том, что это нечто устаревшее, музейный экспонат. Мне хочется показать, что если подойти к классическому балету со свежим взглядом и энергией, по-новому рассмотреть сюжеты и роли, ту же «Спящую красавицу» можно рассказать как современную историю: нас ведь сегодня волнует то же, что и сто, двести лет назад. И в этом огромная ценность классики — в ней уже заложено все самое важное, она неподвластна времени.

Сегодня у вас есть осознание, что все сбылось и вы стали настоящей балериной?

Помню даже момент, когда это случилось. Однажды перед выходом на сцену Английского национального балета в «Корсаре» я вдруг осознала: «А ведь все эти зрители пришли в театр ради меня! Они ждут меня, моего выхода на сцену!»
Удивительно, но те слова, то неверие, что были вложены в меня в начале пути, до сих пор прячутся где-то внутри: «у тебя короткая шея», «у тебя нет данных» — все это еще звучит в моей голове. Умом я понимаю, что предсказания не сбылись, что у меня все получилось, я всего достигла сама, но потом, разучивая новый балет, я вдруг словно попадаю под тень сомнений: «А смогу ли я?» Комплекс неуверенности, однажды посеянный во мне, до сих пор дает о себе знать.

Можете сформулировать свой рецепт, как бороться со страхами и верить в то, что все получится?

Думаю, если ты чего-то по-настоящему сильно хочешь, если именно это необходимо тебе для счастья, значит, на то есть веские причины, и ты сможешь. Но только стоит честно ответить самому себе: тебе это надо от всей души, или потому что это модно, или это чьи-то ожидания, или ты хочешь быть на кого-то похожим? Уверена, если у тебя есть мечта всей жизни, значит, в тебе заложено судьбой все, чтобы она сбылась.

Фото: Елица Нанова

 

 

Фото: личный архив героини

Фотография обложки: Ян Ревазов
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.