Статьи

Iris van Herpen

14.11.2022

Мода и искусство не только отражают нашу сущность — они находятся в поиске того, кем мы хотим быть в данный момент и кем хотим стать в будущем. Моя роль в этом поиске заключается в том, чтобы сделать моду более открытой к сотворчеству, а также расширить границы и внедрить ее в области науки, искусства, архитектуры, биологии и инженерии Айрис ван Херпен, голландский дизайнер, основательца лейбла Iris van Herpen

Бренду одежды Iris van Herpen в этом году исполняется 15 лет. Его концепция базируется на применении современных технологий (3D-печать, литье под давлением, лазерная резка) в процессе пошива одежды, что дарит образам бренда неповторимые скульптурные формы и сложные силуэты. Айрис ван Херпен одевала Бейонсе, Бьорк, Леди Гагу и многих других звезд мировой сцены. Балетному миру дизайнер известна благодаря костюмам для постановок Парижской оперы, Национального балета Нидерландов и Нью-Йорк Сити балета.

Айрис занималась хореографией, что сильно повлияло на вектор развития ее творчества. «Меня привлекает преобразующая сила танца, приводящая в действие удивительную связь между разумом и телом человека», — говорит дизайнер. Каждому предмету одежды Айрис старается придать живость, которую находит в танце. Она смотрит на моду через призму движения и трансформации. Когда она создает новый образ, то своего рода переводит трехмерное танцевальное произведение в предмет одежды. Дизайнер никогда не делает эскизы, тот или иной силуэт рождается в реальном времени. Обычно на стадии придумки образа нужны лишь манекен, ткань и сама Айрис, которая драпирует материал в унисон своему воображению: «Мои руки будто танцуют, и я до самого конца не вижу результата. Такая открытость эксперименту, моменты хаоса очень важны...»

Долгое время дизайнер черпала вдохновение из творчества танцевальной труппы The Folkloric Dance Company. Айрис вспоминает: «В детстве у меня не было возможности путешествовать по миру, даже каникулы я проводила дома в Нидерландах. Иногда мы с семьей ездили на выступления этого коллектива в Амстердам. Его участники посещали разные страны, изучая культуры, народные танцы, музыку и костюмы, собирали все это воедино и готовили спектакль по возвращении. Эти выступления были для меня способом изучать мир — через танец, музыку и одежду. Я осознала, насколько велика планета, что существует множество разных культур, к которым захотелось прикоснуться, и что пришло время выходить за границы себя».

Сегодня Айрис широко известна модному сообществу своим творчеством в направлении Design & Science. Она входит в парижский Синдикат высокой моды и регулярно устраивает выставки бренда по всему миру.

Мраморная скульптура «Аполлон и Дафна» художника итальянского барокко Джованни Лоренцо Бернини также повлияла на формирование уникального художественного почерка Айрис: «Я помню, как впервые увидела преображение женщины, буквально врастающей обратно в природу и так естественно являющей собой круговорот жизни. Природа непрерывно то забирает, то возвращает жизнь, и в этом я вижу ее мастерство за гранью человеческого понимания — момент метаморфозы».

Тема перехода из одного состояния в другое — суть причудливых форм жизни и естественной красоты природы — отражена в коллекции Meta Morphism, приуроченной к юбилею бренда. Через 16 образов Айрис исследует древние мифологические сюжеты сквозь оптику трансгуманизма, где человек и технология сосуществуют в вечных колебаниях, бросая вызов классификациям и подвергая сомнению пределы понимания себя. Сотрудничество с Microsoft позволило Айрис объединить цифровой и физический миры в сфере высокой моды и создать первый в своем роде показ в смешанной реальности. Во время дефиле, помимо реальных моделей, на подиуме были цифровые аватары, проецируемые через гарнитуры HoloLens 2 и дополненную реальность.

Танец проходит красной нитью и через формирование коллекции Meta Morphism. Специально для этого проекта танцовщица Юаньюань Чжан была снята в стиле хронофотографии (технология фотографирования, передающая движение при помощи серии снимков. — Прим. ред.). Съемку осуществлял режиссер Майкл Ланган. Благодаря этой технологии, движения балерины превратились в сложные силуэты, получившие свое развитие в дизайне футуристических платьев Айрис. 

За основу образов юбилейной коллекции взята поэма древнеримского поэта Овидия «Метаморфозы» о превращениях человека в животных, растения, о волшебных существах и разных видах трансформации. Айрис сделала акцент на трех мифах из поэмы.

Первый миф — об Арахне, искусной ткачихе, бросившей вызов богине Афине и за свою дерзость превращенной в паучиху. Трагедия Арахны воплощена в тонких кружевах, градиентно окрашенных и затянутых в вышитую паутину. Образы созданы так, будто Арахна все еще плетет бесконечные нити, окружая ими невесомые ткани платьев.

Второй миф — о Нарциссе, юноше, потерявшем свою жизнь из-за одержимости собственным отражением.

На однотонных платьях в пол черного и белого цветов выделяются объемные драпировки тканей, создающие акцентные силуэты лиц темно-синего, аметистового, охристого, металлических (серебро и медь) оттенков.

Третий миф — о нимфе Дафне, возлюбленной бога Аполлона, превращенной в лавровое дерево.

Ветвистое сплетение растительных и костных структур имитированы через подбор материалов и дизайн каждого образа. Дизайнер остановилась на прозрачном белом шелке в обрамлении трехмерных листьев, вырезанных лазером, кончики которых украшают мелкие хрустальные бусины, создавая мерцающий ореол. Растительные элементы декора на одежде напечатаны на 3D-принтере с использованием натурального сырья — какао-бобов и банановых листьев.

Отдельного внимания заслуживает статуя Дафны далекого будущего, вырастающая из центра подиума во время показа коллекции. Скульптура поражает воображение: обесцвеченные растения и травы расцветают на изящном скелете девушки, а на ее груди большая щель обнажает пульсирующее механическое сердце. Автор творения — скульптор Кейси Карран.

Волшебными получились не только скульптуры и образы для коллекции Meta Morphism Айрис ван Херпен, но и сам процесс их создания. 

Айрис — настоящий новатор модного мира. Каждый ее проект — нетривиальный взгляд на нашу реальность. Обладая уникальным видением красоты, она создает наряды, которые не просто опережают время, а, скорее, существуют вне его рамок.

Текст: Елизавета Емелькина

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.