Рецензия

Гала-концерт в честь Софьи Головкиной

29.03.2023

Гала-концерт в честь Софьи Головкиной можно было бы провести практически в любом театре мира, потому что ее ученики есть повсюду. Такой вечер мог организовать и Большой театр, и Московская академия хореографии, но впервые он состоялся в Ростовском музыкальном, балетом которого руководит выпускник МГАХ, а в прошлом танцовщик Венской оперы Иван Кузнецов. Именно он пригласил балетмейстера Софью Гайдукову в качестве ведущей и постановщика. Концерт с участием актуального современного хореографа и одновременно внучки главной героини существенно обновил формат «Звезд балета», добавив циклу привлекательности.

Автор: Светлана Потемкина

Руководителей школ редко знают по именам, даже если они переходят на этот пост из артистического мира. Феномен Головкиной будут, конечно, изучать биографы и методисты, но объяснить его просто, достаточно перечислить ее заслуги. Своим положением балерины Большого театра и статусом жены главного балетмейстера, а затем генерала, она могла бы воспользоваться совершенно иначе, в личных целях, но не стала. Результаты ее 40-летнего руководства Московским хореографическим училищем впечатляют до сих пор: новое здание училища на Фрунзенской улице; лицензия на высшее образование и реорганизация училища в академию хореографии; школы русского балета в Японии, США, Турции; всесоюзные и всероссийские смотры училищ; конференции по хореографическому образованию; методические совещания, прославленные выпускники московской школы и собственные звездные ученицы.

Пригласив в Ростов-на-Дону московский десант, Иван Кузнецов не прогадал. Конечно, все ждали прибытия Марии Александровой — народной артистки России, балерины Большого, одной из последних учениц Головкиной, но не меньше готовились и к приезду Софьи Гайдуковой — выход на сцену обеих встретили шквалом аплодисментов.

Стиль Головкиной отличался прежде всего апломбом и статью. Причем и ее собственный, так точно переданный Софьей Гайдуковой в манере ведения концерта, и стиль ее учениц, продемонстрированный Марией Александровой.

Номер по мотивам «Царь-девицы», Мария Александрова.

Гайдукова вела концерт так, как проходят вечера МГАХ на сцене Большого театра, как открываются международные конкурсы артистов балета в Москве и зарубежные гастроли — представительствуя от лица лучшей в мире балетной школы. Выверенный текст, ровный тон, строгий брючный костюм. 

Когда Мария Александрова готовилась к выпускному экзамену, Соня Гайдукова училась в первом классе, то есть по традиции Мария Александрова могла бы вручить Соне ее первые балетные туфли. Но встретились они именно в Ростове, и здесь впервые работали вместе.

Идея поставить номер по мотивам Царь-девицы — коронной партии Головкиной — принадлежала Ивану Кузнецову. И балетмейстер, и исполнительница подошли к делу основательно: репетиции начались за месяц до концерта еще в Москве.

Учитывая индивидуальность Марии Александровой и неразрывно связанный с ней образ императрицы из «Русского Гамлета», другой исполнительницы на роль Царь-девицы действительно не было. Сольная миниатюра на музыку Родиона Щедрина длилась пять минут, в течение которых героиня превращалась из царя в девицу и обратно, шествовала под звон литавр и пускалась в пляс, подтверждая, что танец — дело, безусловно, королевское, и корона с ее головы ни при каких обстоятельствах не упадет.

Я никогда в жизни не носила мини-юбки, но когда Соня предложила мне этот костюм, сомнений не было — танцевать нужно в нем, хотя уже специально для меня был сшит белый брючный сарафан, но балетмейстер сказала: «В этом ты станцуешь через 20 лет». Вообще в процессе этой работы я поняла, что нашла своего балетмейстера». Мария Александрова

В гала-концерте Ростовского музыкального театра были представлены видеозаписи выступлений Головкиной на сцене Большого театра, а ее основные партии и созданные ею редакции балетов исполняли артисты ростовской труппы. Специально для этого концерта были подготовлены «Спящая красавица» (солистка — Елена Садыхова), танец персидок из «Хованщины» (Юлия Хамидуллина), «Вальпургиева ночь» (Ильшат Умурзаков, Вита Мулюкина и Константин Ушаков), а также осуществленные Головкиной редакции «Большого адажио» Рейнгольда Глиэра в постановке Льва Лащилина и Василия Тихомирова (Анастасия и Денис Сапрон) и  Grand pas из «Пахиты» Мариуса Петипа (Екатерина Кужнурова и Анатолий Устимов). Отеческое отношение к артистам, мастерство и высокий профессионализм репетиторской команды дают свои плоды: мужская часть труппы выглядела достойно, а практически каждая исполнительница вариации могла бы представлять Ростовский музыкальный театр на международном конкурсе.

«Спящая красавица», Елена Садыхова.
«Вальпургиева ночь», Вита Мулюкина и Ильшат Умурзаков.
«Вальпургиева ночь».
Танец персидок из «Хованщины».

В атмосфере театра, пропитанной любовью к делу, сами собой, очень естественно возникали разговоры о профессии и о том, что быть артистом — огромная ответственность. Безусловно, их  спровоцировал приезд Марии Александровой и Софьи Гайдуковой, охотно делившихся опытом и воспоминаниями о школе. Это позволило очень живо представить и степень ответственности Головкиной, и диапазон забот, и ее невероятную жизнеутверждающую силу. 110-летие Софьи Николаевны Головкиной состоится через два года, но первым подготовку к его празднованию начал Ростовский театр.

 

 

Фотографии предоставлены © Ростовским Музыкальным театром.

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.