Как рождается фотография: интуиция, случайный момент или это полностью продуманный процесс? Мы решили спросить фотографа и артиста о тонкостях фотосъемки и ощущениях, которые возникают во время нее.
Главные герои: артист балета и хореограф Евгений Грачев и фотограф Бобур Алимходжаев.
Бобур:
Подготовка к съемке начинается с поиска идеи. Дальше следует отбор наиболее близких референсов под тот или иной концепт (визуальным образом может служить как живопись, так и фотография). После идет поиск образов для съемки. Зачастую всем этим занимаюсь я сам, крайне редко прибегаю к услугам стилистов.
Я визуал, для меня очень важна красивая и эстетичная картина. В мире много разных оттенков, даже у белого и черного цветов их огромное множество. Я же в свою очередь через творчество пытаюсь показывать именно красоту, которая нас окружает и которую мы так часто не замечаем в силу разных обстоятельств. Смысл, конечно, тоже важный фактор. Здорово, когда красивый визуал идет совместно с глубоким подтекстом, неким символизмом.
Немаловажный процесс — отбор отснятых фотографий. В большей степени я отбираю по критерию «нравится/не нравится». Когда кадр хороший, он сразу же цепляет тебя. Правда, бывает и такое: возвращаясь через некоторое время к старым съемкам и просматривая их, видишь, что упустил очень хорошие кадры. Я называю это «замыленным взглядом», поэтому изначально провожу первичный отбор, как говорится, под впечатлением, сразу после съемки, а потом уже второй и окончательный, свежим взглядом спустя какое-то время.
Евгений:
Театральная среда достаточно замкнута. Мы работаем в театре круглосуточно — балетное искусство требует максимального погружения. Для меня, как артиста и хореографа, участие в съемках имеет огромное значение и способствует развитию личности, дает возможность раскрыть новые грани своего тела.
Мне кажется, для артиста фотосессии крайне важный процесс, который можно сравнить с мастер-классом, где ты сам себе учитель. Приходя на съемку к разным фотографам, узнаешь новые тенденции, учишься работать в новых световых схемах. Каждый фотограф видит и раскрывает в тебе новые черты, вызывает разные эмоции, часто новые для тебя самого.
Для хореографа работа на фотосессиях — это также очень большой опыт. Я всегда смотрю референсы, которые мне присылает фотограф, спрашиваю, какая у него идея. Во время самой съемки всегда наблюдаю, как фотограф создает атмосферу с помощью музыки, как взаимодействует с участниками съемки, как соединяет все эти критерии для воплощения задуманного. Все это имеет большое значение, ведь если ты решил создавать свои произведения, то должен уметь объяснить идею и поставить правильные задачи исполнителям. Поэтому меня этот процесс очень вдохновляет.
О создании данной съемки
Бобур:
Задумка прорисовалась в процессе подготовки. Изначально не хотелось делать что-то банальное на однотонном фоне, так как у Жени было много таких съемок. Хотелось сделать что-то необычное, но при этом с каким-то узбекским колоритом. Я посоветовался с другом-художником по костюмам, и он решил помочь мне стилизовать историю. Выбрав приблизительные референсы, мы начали думать над сет-дизайном и образами. В результате мы пришли к узбекским чапанам, тюбетейкам и сюзане. Изначально не было задумки связывать образы с работами художников «Русских сезонов» Сергея Дягилева, но в процессе съемки непроизвольно начала прорисоваться эстетика костюмов и декораций, созданных Леоном Бакстом и Александром Бенуа.