В начале февраля Петербург принимает у себя премьеру. Спектакль «Две Анны», спродюсированный компанией MuzArts и фестивалем искусств «Дягилев P.S.», расскажет об Анне Павловой и Анне Ахматовой. Среди тех, кто 1 и 2 февраля выйдет на сцену БДТ им. Г.А. Товстоногова, звезды Большого театра: примы Элеонора Севенард, Анастасия Сташкевич, Елизавета Кокорева, премьер Вячеслав Лопатин, ведущие солисты Алексей Путинцев и Даниил Потапцев. За хореографию отвечают Юрий Посохов и Павел Глухов. Мы же поговорили с режиссером и соавтором идеи постановки — Феликсом Михайловым.
Интервью: Ольга Угарова
У вас обширный опыт работы в очень разных проектах: от ТВ-шоу и спектаклей до кинопроизводства, и это не считая вашего художественного руководства в рамках «Ленинград Центра». Вы работаете и с современными танцовщиками, и с драматическими артистами, и с классическими балеринами. В проекте «Две Анны» есть нечто новое для вас? Был ли в нем вызов?
«Две Анны» в целом особенный проект. Идея, родившаяся у нас с продюсером Юрием Барановым, состояла изначально в соединении визуального кода истории с несколькими жанрами: поэзией, танцем, музыкой. Дальше возникла мысль рассказать о женщинах, в жизни которых случилось разочарование в любви, и они выбрали как суть своего существования в этом мире служение своему таланту. Так в центре концепции появились две Анны — современницы, ставшие культовыми героинями ХХ века, — Ахматова и Павлова. Так что и персонажи, и тема стали вызовом: как о них говорить, с какой интонацией, кто создаст пластический текст… Вопросов было больше, чем ответов.
Юрий Посохов — хореограф-неоклассик. Павел Глухов выбирает для себя контемпорари в качестве основного языка. Как в одно полотно соединить эти две вселенные, которые зачастую находятся в оппозиции?
Идея предполагала контрастный взгляд на обе истории, лежащие в основе либретто нашего спектакля. Когда возник первый набросок, Юрий Баранов предложил обсудить его с Посоховым. Мне было интересно, как воспримет идею один из интереснейших мировых хореографов, который на сцене Большого театра много работал с литературными текстами, включая «Героя нашего времени» Лермонтова, «Чайку» Чехова и «Пиковую даму» Пушкина. В процессе общения стало понятно, что каждую из двух частей должен ставить отдельный хореограф. Посохов предложил Павла Глухова, и тут все понеслось и завертелось. Мы почти сразу нашли общий язык и понимание, в какую сторону будем двигаться. Обе части, с одной стороны, очень разнятся, но с другой — имеют общую эмоциональную основу.
Есть ли риск, когда принимаешься за такой разноплановый синтетический пазл, как проект «Две Анны»?
Риск есть. Но мы живем в эпоху появления новых жанров, переосмысления видов искусства, создания новых правил игры. Главное: если мы эмоционально захватим зрителя темой и своим визуальным языком, значит, все сложилось правильно. Если после спектакля люди задумаются о том, что стоит за любым величием, какова цена таланта, то мы идем по правильному пути.
«Две Анны» — это полное сотворчество всех цехов: случаются ли ожесточенные споры?
Конечно! Правда, они интеллигентны и элегантны. Все происходит вокруг нюансов, ведь в том, что мы затеяли, очень важна интонация, а она может появиться только в результате взаимопонимания всех участников процесса.
В спектакле занято много ярких артистов Большого театра. В чем для вас — режиссера с колоссальным творческим диапазоном — заключается уникальность этих танцовщиков?
В уровне их исполнительского мастерства. Безусловно, участие в нашем проекте танцовщиков такого класса стало возможным только благодаря поддержке Валерия Гергиева, как руководителя Большого театра, и Махара Вазиева, как худрука балетной труппы.
Каждый из артистов на своем месте. Мне нравится, что их личности, энергетика точно совпали с нашим прочтением героев: например, Элеонора Севенард в роли Ахматовой. А когда в репетиционный зал вошел Алексей Путинцев, промелькнула мысль: «Да вот же он, сам Моди (Амедео Модильяни — Прим. ред.)!» Можно обо всех говорить много и в превосходной степени. Согласен с Юрием Посоховым: открытием проекта станет Макар Михалкин.
Работая с такими танцовщиками, ты абсолютно свободен в выборе выразительных средств. Скажем, Даниил Потапцев и Ильдар Гайнутдинов легко меняют маски и характеры героев обеих частей спектакля. За этим интересно наблюдать и с этим интересно работать!
Как вы видите суть классического языка танца и языка контемпорари, ведь по своей природе это разные пластические явления?
Классический танец позволяет говорить на языке вечности. Это язык, которым может говорить человеческий дух. Контемпорари — язык свободы и полета души.
Какие хореографы из мэтров классического и современного танца вам особенно близки?
Морис Бежар, Пина Бауш, Иржи Килиан, Александр Экман, Джон Ноймайер и Джордж Баланчин.
Работая сейчас плотно с материалом, раскрылись ли для вас новые грани Анны Павловой и Анны Ахматовой, их эпохи?
Ахматова и Павлова давно поселились в моей жизни. Так, один из моих проектов — «Уроки литературы», в котором актеры театра и кино читали стихи и прозу великих русских поэтов и писателей, — начался с интереса к поэзии Ахматовой и Блока. И тем не менее о Павловой практически ничего доподлинно неизвестно, кроме восторженных мемуаров, сплетен и домыслов ее современников. Так же как и об отношениях Ахматовой и Модильяни. Самым интригующим для меня было то, что эссе об итальянском художнике Анна Андреевна писала шесть лет.
Обе Анны сами создали легенду о себе. Нам интересно посмотреть на это со стороны и представить свою версию. Именно в работе с материалом и стало понятно, что в спектакле не только две Анны: жизнь и эмоции, характер и чувственность наших героинь невозможно раскрыть через одного артиста. Поэтому Ахматову исполняет и драматическая актриса Полина Маликова. А Павлову в разные периоды ее жизни танцуют три прекрасные танцовщицы: прима-балерины Елизавета Кокорева, Анастасия Сташкевич и недавно начавшая свою работу в Большом Ярославна Куприна. Пока открою только этот секрет!
В «Двух Аннах» есть пульс Петербурга?
Конечно — как минимум его мистицизм.
Для вас о чем этот спектакль?
«Артист должен знать о любви все и научиться жить без нее», — эти слова принадлежат Анне Павловой. Спектакль об этом. Любовь, не всегда счастливая, вот что создает великих людей.