22 мая в кинотеатре «Иллюзион» состоялась премьера фильма «Временные ограничения» с Марией Александровой и Владом Лантратовым.
По совпадению фильм вышел почти параллельно с сериалом «Балет» и своим появлением лишь доказал, что искусственно созданные истории о балете никогда не будут работать так же сильно, как реальные драматические ситуации, в которых артисты не пытаются играть, а проживают их по-настоящему.
Почему этот фильм важен к просмотру — рассказывает Алиса Асланова.
Трейлер и постер этой документальной ленты призывают нас посмотреть историю страшной травмы двух известных артистов, но, когда вы окажетесь в зале и погрузитесь в повествование фильма, в первую очередь вы увидите историю любви друг к другу, к себе и профессии. То, как Мария и Влад проходят выпавшее на них испытание, красноречивее любых слов говорит о них — как о людях, так и об артистах. Слов в фильме как раз немного, тишина — важный прием в монтаже. Достаточно рискованный способ использовать тишину как инструмент повествования, возможно, для небалетных людей это добавит сложности в просмотре ленты, но, кажется, искренность создатели фильма поставили во главу угла.
«В жизни балетного артиста с самого утра начинает звучать музыка: сначала в классе, потом на репетиции, затем на спектакле. Музыка с нами 24/7. Плюс ты весь в делах, у тебя постоянно звонит телефон. И когда случается травма, тебя оглушает тишина. Молчит телефон, музыка не играет, у тебя останавливаются репетиции, ты никому не нужен и для социума не существуешь. Вот почему в фильме такое значение имеет тишина», — рассказала Мария Александрова на Q&A после премьеры фильма.
С разницей в две недели Мария и Влад получают одинаковые травмы — разрыв ахиллова сухожилия: она — на репетиции в Мариинском театре, он — прямо на спектакле в Большом. Травма сложная, момент — и ты не можешь ходить, твое тело не принадлежит тебе, будущее непонятно. Идея снимать фильм появилась, когда травма случилась у Марии, — так Влад и будущий сопродюсер фильма Андрей Денисов хотели поддержать ее во время восстановления. А когда точно такая же травма случилась и у Влада, то откладывать не стали и в 2019 году начали съемки.
«Сценарий у нас был только медицинский, было непонятно, когда все закончится и выйдут ли ребята на сцену», — так Андрей Денисов рассказывает о съемочном процессе.
Картина очень последовательна: кадры прогулки с героями на костылях, как они готовят дома обед, предусмотрительно закинув ногу в гипсе на стол рядом с помидорами (чтобы кровь правильно циркулировала), как учатся сначала стоять, потом ходить, а спуститься с лестницы на определенном этапе — что-то и вовсе недостижимое. После долгого процесса реабилитации сначала в России, потом в Германии наши герои возвращаются в театр: сила духа помогает Марии и Владу сквозь отчаяние, страхи и сомнения встать уже через 4,5 месяца к балетному станку, где им предстояло вновь учить свое тело заниматься экзерсисом, теперь уже с «новыми ногами».
По праву еще одним главным героем этой ленты можно назвать Алексея Александровича Балакирева — врач-травматолог с более чем 50-летним стажем уже возвращал Марию на сцену в 2013 году с такой же травмой, сделал это и сейчас. Мария называет Алексея Александровича «рукой Бога», и в фильме видна их связь. Харизма врача, бескомпромиссная резкость (которая, к слову, не дает раскиснуть пациентам), его непоколебимая уверенность добавили кинокартине и драматичности, и веселых моментов. А то, как он бьет по коленкам своих пациентов, чтобы они правильно сгибали их при ходьбе, даст фору любому балетному педагогу.
Хочу отметить благородство в поведении наших героев, с которым они преодолевают все трудности — и маленькие бытовые, и серьезные карьерные. Прекрасный пример достойных взаимоотношений, где главенствует уважение, любовь и сострадание. Здесь нет истерик, грубости, срывов и слез, а есть принятие ситуации и медленный процесс терапии Марии и Влада, причем, как показало время, не столько физической, сколько ментальной.
Такие вещи многое меняют в тебе, меняют мировоззрение. Вопрос о принятии ситуации и цели, куда ты идешь, стоит очень остро. Человек может разрешить себе немножко бесцельное существование, но в данной ситуации ты не можешь себе этого позволить. И действительно, фраза «Выбери себе цель, и все вокруг будет складываться как пазл» работает, потому что работаешь ты, и эта энергия никуда не девается.
Важно, какие выводы мы сделали из этой ситуации и насколько по-другому стали смотреть друг на друга, на нашу профессию, как изменили подход к работе, отношение ко многим людям. Это очень интересный и длинный путь.
Справка:
С 23 мая показы в кинотеатрах более чем 50 городов проекта TheatreHD.
Подробная информация и билеты: https://moscow.theatrehd.com/ru/films/temporary-limitations