Статьи

Дмитрий Брянцев

18.02.2022

Автор Ирина Горбунова

Фото Карина Житкова

18 февраля Дмитрию Александровичу Брянцеву исполнилось бы 75. Его нет уже почти 20 лет. Представить Брянцева старым просто невозможно. Невероятный жизнелюб, азартная, яркая, независимая, дерзкая, фонтанирующая идеями личность и хореограф, наделенный ни на кого не похожим почерком.

Своими главными учителями он считал Касьяна Голейзовского и Леонида Якобсона. Достаточно посмотреть хореографические миниатюры, созданные Дмитрием Брянцевым, чтобы понять преемственность.

Два ленинградских-петербургских и два московских периода его творчества и его жизни очень органично переплели в нем «московское» и «питерское». Ни москвичи, ни ленинградцы не считали его чужаком: и для тех, и для других он был своим.

Биография Дмитрия Брянцева полна знаковых событий и очень важных встреч. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты», скажи мне, кто твои учителя, кто понял тебя, кто вдохновлял, и я пойму, почему ты такой, как есть…

 

Одноклассники. Ленинград.

Ленинград-Петербург — город важных начал и важных дебютов.

Дмитрий Александрович Брянцев — выпускник Ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой 1966 года. Его сокурсниками были будущие знаменитые танцовщики и балерины: Тийт Хярм, Елена Евтеева, Вадим Гуляев, Ольга Вторушина. Вадим Гуляев станет потом первым исполнителем ранних, да и зрелых брянцевских сочинений, практически танцовщиком-соратником. Но и остальные одноклассники будут участвовать в работах Брянцева-хореографа. Дмитрий Брянцев был среди лидеров курса. И, конечно, танцевал принца в училищном «Щелкунчике» и участвовал в поездке училища на концерт в Москву.

 

Учителя. Ленинград.

Оканчивал училище Дмитрий Александрович в классе Николая Зубковского. Его и педагогов по другим дисциплинам, особенно по литературе, истории, считал в равной степени своими учителями. В училищную пору пересмотрел все спектакли Кировского и Малого оперного, а главного балетмейстера МАЛЕГОТа Игоря Бельского, который часто приходил в училище, всегда считал своим и учителем, и другом. Брянцев очень любил его балеты: «Берег надежды», «Ленинградская симфония». Балетмейстерский почерк Бельского был ему близок. В Кировском особенное впечатление произвели новый балет молодого Григоровича «Легенда о любви» и «Спартак» Леонида Якобсона. Брянцева влекли в его кумирах не только хореографический язык, но, может быть, в первую очередь содержательность танца. Потом, став хореографом, он никогда не будет ставить бессодержательных танцев — будь то номер на пять минут или одноактный балет.

 

Учителя. Москва.

В Москве Брянцев состоялся как танцовщик и родился как хореограф.

Его артистическая карьера началась в новом коллективе, только что образованном «Молодом балете» под руководством Игоря Моисеева (позже этот коллектив станет называться «Классический балет», а его руководителями долгие годы будут Наталия Касаткина и Владимир Василев).

На солистов «первого призыва» «Молодого балета» ставят номера и сам Моисеев, и Касьян Голейзовский. Встречу с Голейзовским Брянцев потом назовет важнейшей в своей жизни. Он не только работал с хореографом как артист, но и сидел буквально на всех его репетициях. В «Молодом балете» состоялись и первые постановки Дмитрия Брянцева.

Анастасия Лименько («Призрачный бал»)

Балетмейстеры. Москва.

Параллельно с работой в «Молодом балете» Дмитрий Брянцев учится на балетмейстерском факультете ГИТИСа. Репетиционная база обоих институций — бывшее здание Московского хореографического училища на Пушечной улице, что, конечно, облегчало ситуацию учебы-работы.

В 1972 году Дмитрий Брянцев принял участие в I Всесоюзном конкурсе балетмейстеров, но пока как артист: он вместе со своей постоянной партнершей Ольгой Павловой танцевал в постановке Валентина Елизарьева «Контрасты» на музыку Родиона Щедрина. Елизарьев стал лауреатом II премии, по мнению критиков, успеху в огромной степени способствовало исполнение номера дуэтом Павлова-Брянцев. I премию на конкурсе получил Генрих Майоров. И Майоров, и Елизарьев, ученики Бельского, уже ставили номера для «Классического балета», вызывая интерес и энтузиазм Дмитрия Брянцева-артиста. Годы спустя Валентин Елизарьев станет многолетним главным балетмейстером Минского театра оперы и балета, где создаст довольно известные в Советском Союзе постановки; Генрих Майоров будет несколько лет возглавлять балетную труппу Киевского театра им. Шевченко, а в середине 80-х будет работать в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, претендуя на пост главного балетмейстера, но здесь выбор тех, от кого это зависело, падет на хореографа Брянцева, который с 1985 года возглавит балетную труппу Московского Музыкального.

В 1976 году Дмитрий Брянцев примет участие в конкурсе снова, но уже как хореограф. Он получит II премию II Всесоюзного конкурса хореографов, при том что I премия не была присуждена никому. Его лауреатским номером станет «Трудный характер» на музыку Сергея Прокофьева в исполнении солистов «Классического балета» Юрия Гумбы и Ольги Стружкиной. На конкурсе был показан еще один номер Брянцева — «Зарождение», но, несмотря на восторженный прием зрительного зала, к дальнейшим показам членами жюри номер был запрещен…

 

Режиссер. Ленинград.

В пору, когда Дмитрий Брянцев складывался как хореограф, фигура режиссера из списка постановщиков в балетном театре исчезла. Прошла эпоха драмбалета, а новому поколению, во главе которого с конца 50-х была мощная фигура Григоровича, режиссер был не нужен. Балетмейстер теперь сам строил спектакль, и режиссерски в том числе. Дмитрий Брянцев, который начинал как постановщик хореографических миниатюр, тем более ни в каком режиссере не нуждался. И все-таки судьба с режиссером его свела, и эта встреча многое определила в карьере хореографа. Александр Белинский. У этого режиссера, много работавшего для телевидения, десять лет лежал сценарий телебалета «Галатея» по мотивам знаменитой пьесы Бернарда Шоу и мюзикла Фрэнсиса Лоу. Роль главной героини предназначалась потрясающей балерине Екатерине Максимовой. И вот после дебюта Брянцева с «Хореографическими новеллами» на сцене ленинградского Кировского (ныне Мариинского) театра Александр Белинский обратился к молодому хореографу с предложением сочинить «Галатею». Дальнейшее хорошо известно. После показа «Галатеи» по Центральному телевидению 1 апреля 1978 года Брянцев стал одним из самых известных балетмейстеров в стране.

 

Композиторы.

В своих интервью Брянцев нередко говорил, что по-настоящему работать с музыкой он научился у Голейзовского. Вслушиваться, вчувствоваться и уметь анализировать. Музыкальные интересы хореографа были невероятно широки: Шостакович и Прокофьев, Пярт и Шоссон, Дебюсси и Пуленк, Рахманинов и Шопен, Чайковский, Бах и Гендель, Свиридов, Барток, Элтон Джон и Пьяццола. Для него писали большие балеты современные композиторы Михаил Броннер и Валерия Беседина, ему доверял перекраивать партитуру «Конька-Горбунка» под новую постановку Родион Щедрин.

Брянцев брал для постановок и довольно известную музыку, например, «Романс» Свиридова, не боясь при этом сложившихся ассоциаций зрителя. Сюжет его «Романса» не имел никакого отношения к пушкинской «Метели», для которой предназначалась музыка Георгия Свиридова. Но другое время и другие герои были так убедительно показаны хореографом, что его «Романс» стал одним из востребованных концертных номеров.

Великий Джордж Баланчин говорил, что надо «видеть музыку и слышать танец». Именно к этому и стремился Дмитрий Брянцев в своих хореографических сочинениях.

Валерия Муханова и Дмитрий Соболевский («Призрачный бал»)

Артисты. Москва. Ленинград-Петербург.

Здесь можно было бы кратко: балетные труппы Кировского (Мариинского) театра и Московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

На самом деле, артист-танцовщик был для Брянцева первостепенно важен. Все его миниатюры или большие балеты ставились в расчете на конкретного артиста. Именно поэтому со многими артистами он сотрудничал долго, ставил для них много. Ольга Павлова — героиня его первых постановок, Юрий Гумба (оба со времен «Молодого балета»), Вадим Гуляев и Наталья Большакова в Кировском театре, Екатерина Максимова — два телебалета («Галатея» и «Старое танго») и «Гусарская баллада» в Большом. Придя в театр Станиславского и Немировича-Данченко, Брянцев подарил балеринам роскошные и, что важно, абсолютно разнохарактерные партии, к примеру: Маргарита Дроздова — девица-краса в «Коньке-Горбунке» и комиссар в «Оптимистической трагедии», Галина Крапивина — душа комиссара в той же «Оптимистической трагедии» и хозяйка салуна в «Ковбоях». Безусловным героем его балетов стал Владимир Кириллов: от комедийных героев в «Коньке-Горбунке» и «Ковбоях», острогротескового Базилио в «Браво, Фигаро!» до лирических и трагических героев «Одинокого голоса человека» и «Призрачного бала». В балетах и миниатюрах блистательно раскрылось целое поколение балерин и танцовщиков: Наталья Ледовская, Татьяна Чернобровкина, Светлана Цой, Светлана Кожанова, Елена Голикова, Людмила Шипулина, Дмитрий Ерлыкин, Олег Кожанов, Андрей Глазшнейдер, Вячеслав Саркисов, Виктор Дик, Антон Домашов…

 

«Призрачный бал».

В 1987 году в программе «Вечер современной хореографии» был показан «Романтический дуэт» на музыку Фредерика Шопена. Его исполнили Галина Крапивина и Владимир Петрунин. Из этого дуэта и родился, быть может, самый особенный и не похожий на другие сочинения хореографа балет. В нем не было столь любимой Брянцевым литературной основы, хотя, конечно, в нем была своя драматургия. Его бессюжетность не значила бессодержательность. В нем была особая поэзия. Воспоминание о Петербурге? Поклон любимой «Шопениане»? Прощание с ушедшим и ушедшими? Премьера «Призрачного бала» прошла в Петербурге в Театре камерного балета. Среди первых исполнителей были звезды Мариинки: Алтынай Асылмуратова, Махар Вазиев, Евгений Нефф… Это был февраль 1995 года. А в мае 1995 состоялась премьера «Призрачного бала» уже в Московском Музыкальном. И здесь он стал настоящим событием. Для всех. Для артистов, зрителей, критиков. Его первые исполнители: Светлана Кожанова, Людмила Шипулина, Светлана Цой, Елена Голикова, Наталья Ледовская, Олег Кожанов, Виктор Дик, Сергей Орехов, Георгий Шалтырев, Владимир Кириллов.

«Призрачный бал» получил восторженные отзывы критиков, принес балету Музыкального театра первую «Золотую маску», спектакль этот танцуют уже несколько поколений исполнителей. Кажется, что самый «небрянцевский» балет стал самым популярным в его наследии…

Десятый балет за десять лет работы в Музыкальном театре…

Вскоре после премьеры «Призрачный бал» будет показан на сцене Музыкального театра в вечере «Шопен…Шопен…Шопен…» вместе с фокинской «Шопенианой» и балетом Джерома Роббинса «В ночи», который танцевали солисты Мариинки.

«Шопениана» за 18 лет до этого, в 1977 году, была в первом отделении хореографического вечера, где во втором программой «Хореографические новеллы» успешно дебютировал на сцене Кировского театра молодой хореограф Дмитрий Брянцев.

 

P.S.

Ужасно жаль, что цифровая эпоха наступила так поздно. О, без преувеличения, выдающихся миниатюрах, созданных Брянцевым, особенно в начале его пути, сегодня почти невозможно получить представления. Зафиксировано на пленку очень мало. И поэтому особая благодарность тем, кто все-таки снимал, писал… В первую очередь — Екатерине Беловой за книгу «Хореографические фантазии Дмитрия Брянцева».

Оксана Кардаш и Иван Михалев («Призрачный бал»)
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.