Архивы балета

Дмитрий Брянцев

Осмысливать в ракурсе классического танца.

Архивы Балета

28.11.2021

В 1986 году выдающийся балетмейстер Дмитрий Брянцев со страниц журнала «Советский балет» рассуждал о драматургии в балете, современном подходе в постановке хореографии и о важности индивидуальной лексики у хореографа.

 

Для того чтобы драматургически выстроить действие и убедительно раскрыть жизненные характеры героев в течение двух-трех актов балета, подчинить их единой образности, хореограф должен профессионально владеть искусством режиссуры. Чаще всего встречаешься с тем, что в балетном спектакле происходит крен в одну или другую сторону: или яркая хореография, но не ясно, что происходит на сцене, или четко выстроенное действие, все понятно, но скучно, так как не выявлена хореографическая мысль. К сожалению, очень редко встречается, чтобы талант хореографа был отточен глубокими профессиональными знаниями в области хореографической культуры и мастерством режиссера. А это должно стать условием профессии. И тогда каждый хореограф сумеет сочинить номер, создать одноактный балет, осуществить полнометражный спектакль. Ведь, в сущности, партитура большой постановки складывается из тех же номеров, но взаимосвязанных, существующих в целостной системе. Потому принцип решения разный, а суть одинакова: в номере как бы в сжатой форме «проигрывается балет», в нем заключено все: завязка, кульминация, развязка. А из разных сцен и их драматургической взаимосвязи создается целое.

    

Все тонкие нюансы и событийные подробности жизни современных героев средствами только одного классического танца не передать. Значит, необходимо знание и использование всех современных движенческих средств – свободной пластики, пантомимы, элементов, взятых из цирка, спорта. Эти краски обогащают образ героя, помогают ему обрести многозначность, человеческую неповторимость. Однако, что бы я ни придумал, какие бы средства выразительности ни привлек, работаю в единственной системе – системе классического танца и потому стараюсь все современные пластические средства осмысливать в ракурсе классического танца, преломлять их на его основе, короче, причисляю себя к тем хореографам, которые ищут в различных танцевальных сферах, при условии что то новое, что они создают, не является механической смесью, эклектикой, которая возникает, как правило, в результате отсутствия у хореографа точных эстетических критериев, понимания закономерностей стилистического единства, вкуса. И все-таки главным, определяющим компонентом я считаю здесь уровень культуры художника, запас накопленных им знаний. Убежден: чем больше мастер знает, тем смелее он экспериментирует, опираясь на крепкую основу классического танца.

    

Добавлю к этому: каждый раз хореограф должен обладать своей собственной лексикой, той, что позволит ему убедительно раскрыть данную тему, воссоздать необходимый стиль спектакля, рассказать о героях, времени, событиях.

Авторская орфография и пунктуация сохранены.

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.