Булган Рэнцэндорж начала учиться балету в Монголии, окончила Пермское хореографическое училище и уже через год после окончания стала прима-балериной Пермского театра оперы и балета. О стремительной карьере, училище и работе над ролями Булган рассказала диджитал-журналу «Балет».
Фотограф: Алексей Кадесников
Стилист: Дарья Самсонова
MUAH: Ольга Орлова
Булган, вы из Монголии, как вы оказались в Пермском училище?
Я родилась в Германии, а когда мне было три месяца, семья переехала в Монголию. Там я училась, занималась балетом. Балет — мечта моей мамы, но у нее не сложилось, и она отдала меня заниматься в балетную студию. Мне балет сразу понравился, и вроде у меня получалось. Как-то набирали детей в Академический театр учиться профессионально, и меня взяли. У нас были уроки классики каждый день по 1,5 часа и жуткая дисциплина: на минуту опоздаешь — в класс не пустят.
А в Пермь я попала благодаря педагогам Пермского хореографического училища, приехавшим на просмотр в Монголию. Тогда действовала программа по отбору 12 талантливых детей по всей стране, которым государство предоставляло условия для обучения. Нам с мамой рассказали, что это одно из самых престижных балетных училищ России и что там высокий уровень обучения. Мама меня спросила: «Ты хочешь ехать?» Я, естественно, сказала, что хочу. Меня выбрали, и так я приехала учиться в первый класс.
Когда вы оканчивали хореографическое училище, вы понимали свои перспективы в театре и что успех будет настолько стремительным?
Конечно, я была очень рада возможности сразу танцевать сольные роли, на выпускном курсе мне сказали, что я буду готовить «Лебединое озеро» в театре. Конкретно о перспективе так быстро стать прима-балериной я не думала. В театре все зависит от работы, которую ты проделываешь в зале, и как показываешь эту работу на сцене.
Как статус прима-балерины повлиял на вашу жизнь?
Во-первых, на плечи легла большая ответственность: куда бы ты ни приехала — ты лицо театра. Везде должна представлять театр и доказывать свой статус. Во-вторых, больше стала нервничать перед спектаклями.
Почему выбор пал на такой сложный спектакль, как «Лебединое озеро»? За этот спектакль многие берутся, уже накопив опыт, а вы, получается, начали с него.
Алексей Мирошниченко (на тот момент художественный руководитель балетной труппы Пермского театра — Прим. ред.) видел во мне перспективы и дал мне эту партию. Вообще Алексей Григорьевич подарил мне очень много возможностей, всегда много требовал и доверял. Я безумно благодарна ему и вспоминаю его по сей день.
Мне повезло с моими педагогами-репетиторами. Наталья Анатольевна Моисеева и Виталий Дмитриевич Полещук — большие мастера. Они помогли мне правильно выстроить спектакль, со вкусом его преподнести, показать разницу между Белым лебедем и Черным. Очень важна музыкальность и каждая мизансцена, которые мы досконально разбирали. Конечно, в первую очередь спектакль нужно было отрепетировать технически, пройти несколько раз от начала до конца весь балет. Мне сначала было интересно, выдержу ли я физически целый спектакль, а параллельно уже работала над лебедиными руками и шеей.
С каждым годом я чувствую, что спектакль становится лучше. Уже пятый сезон танцую «Лебединое», но даже сейчас не сказала бы, что это тот вариант, который меня устраивает.
Четыре года, что вы танцуете в театре, стали для вас насыщенными. А какие самые большие изменения, произошедшие с вами за этот период, вы можете назвать?
Опыт — ведь я станцевала столько спектаклей за четыре сезона! С каждым новым выходом на сцену больше требований и ответственности. Планка все время повышается.
В одном из интервью вы сказали, что балерина должна соответствовать своему статусу не только на сцене, но и в обычной жизни. Можете пояснить эту мысль?
Чем ты интересуешься, какие фильмы смотришь, что читаешь — все важно. Чем ты наполняешь себя в жизни, всегда выходит из тебя на сцене.
У вас бывают минуты выгорания или ощущение остановки в развитии? Если да, как вы с этим боретесь?
Конечно, бывают такие моменты. Наша профессия настолько тяжелая, что иногда просто нет сил даже на эмоции. Я стараюсь себе помогать: смотрю вдохновляющие фильмы или видео, читаю биографии выдающихся людей. Так потихоньку берешь себя в руки и встаешь.
Булган, у вас была партия, которая стала переломной или как-то особенно повлияла на вас?
С каждым новым спектаклем случаются открытия, особенно драматические спектакли добавляют роста, потому что происходят поиски героя внутри себя — ты становишься сильнее, больше раскрываешься и взрослеешь.
Вы участвовали в конкурсе «Арабеск» и больше нигде. Почему?
Неинтересно. Мне интересно делать спектакли, и я хочу тратить свое время на создание ролей.
Ваше состояние души в настоящий момент?
Я думаю, сейчас у всех присутствует некая тревожность, тем не менее стараюсь отвлекаться и заниматься творчеством. Мне кажется, сейчас людям особенно нужны настоящее искусство и красота.