Несколько десятилетий подряд июльский Гамбург становится главной точкой притяжения поклонников творчества Джона Ноймайера. На протяжении полувека смотр Ballet-Tage демонстрирует лучшие работы Гамбургского балета: культовые позиции репертуара, премьеры, звезд и новичков компании. Этот же выпуск стал и вовсе эпохальным — после него Джон Ноймайер покинул пост руководителя труппы. За трогательным прощанием мэтра с театром наблюдала и редакция диджитал-журнала «Балет», посвятив этому событию спецпроект. В послесловии Ольга Угарова рассказывает, как прошли две недели знаменитого марафона.
Джон Ноймайер стал руководителем Гамбургского балета в 1973 году, в 1975-м — основал фестиваль Ballet-Tage. За эти годы он превратил классический танец в оперном и музыкальном городе в настоящий феномен со своим узнаваемым стилем. Летом на «Дни балета в Гамбурге», которые проходят на сцене Государственной оперы, в Германию слетаются воодушевленные балетоманы со всего света. Конечно, прощальный сезон не стал исключением, а его хоть и светлая, но печальная тональность только добавила событию элегантной торжественности.
Неотъемлемая часть Ballet-Tage — премьера. Фестиваль открылся последним спектаклем Джона Ноймайера для Гамбургского балета «Эпилог». Работа, обещающая стать знаковой, привлекла на смотр самых разных гостей — от любителей до профессионалов. Среди публики были первые лица культуры Германии, журналисты мировых изданий, музы мэтра, многолетние фанаты компании. Прибыл в Гамбург и знаменитый литературовед, специалист по романской филологии, знаток балета и давний друг труппы Михаил Борисович Мейлах. Не один год неизменным зрителем «Дней балета» была заведующая кафедрой балетоведения Академии Вагановой и автор монографий, посвященных творчеству Ноймайера, Наталия Николаевна Зозулина. После своего возвращения в Петербург из Гамбурга балетный критик всегда выпускала заметки и рецензии. При поддержке Наталии Николаевны среди прессы присутствовал диджитал-журнал «Балет», принятый фестивалем с особым теплом. Такая важная командировка дала возможность рассказать нашим читателям о событиях исторического Ballet-Tage, сохранив как можно больше деталей фестиваля этого года для настоящих и будущих отечественных исследователей наследия Ноймайера.
Большой марафон Ballet-Tage длится, как правило, около двух недель, и это настоящий вызов для артистов и гостей. В нем нет ни одного перерыва или выходного дня. Помимо постановок, которые освещались нами отдельно («Эпилог», Dona Nobis Pacem и The Black Sabbath — The Ballet), диджитал-журнал «Балет» присутствовал на каждом спектакле фестиваля. В этом году программа была составлена из крупных сюжетных работ Ноймайера. Большинство из заявленных спектаклей появились или были восстановлены в последние годы работы мэтра в компании. Так, показы «Эпилога» прервались на один день балетом «Ромео и Джульетта»: Ноймайер вернул на Гамбургскую сцену свою первую многоактную постановку в 2023 году, предъявив молодой состав танцовщиков. По завершении же первой части Ballet-Tage, где главным инфоповодом, конечно же, значился камерный и очень личный «Эпилог», в афише стоял «Одиссей», по настроению отличающийся от новинки радикальным образом.
Джон Ноймайер поставил балет по поэме Гомера в Афинах в 1995 году, а восстановил этой зимой к своему 85-летнему юбилею. Двухчасовое полотно о путешествии Одиссея домой с Троянской войны не прерывается на антракт. Напряженное действие посвящено главному герою, которому предстоит пережить долгий путь к себе, избавившись от агрессии и мучительных воспоминаний. Вместе с Одиссеем мы переживаем его травму, его боль, его невозможность вернуться к прежней жизни. Каждую жесткую сцену сменяют умиротворяющие картины, где, как правило, властвуют женщины-спасительницы, будь то сирены в синем бархате или девы, плетущие нить судьбы. Этот лабиринт полярных эмоций и разнообразные пластические решения, угловатые, геометрические и силовые, преодолевает Александр Труш, идеально подходящий со своим атлетичным телом под фактуру мифического персонажа. Кроме этого, он блестяще справляется в «Одиссее» с актерской работой над образом. В трагическом контексте велик соблазн злоупотреблять чересчур экспрессивной мимикой, но Труш, как образцовый воспитанник труппы Ноймайера, сохраняет в драматической игре тонкий баланс, не впадая в экзальтированную иллюстративность.
Органика и свобода на сцене — то, чем знамениты многие артисты, выросшие в недрах Гамбургского балета под крылом Ноймайера. В программе Ballet-Tage было немало спектаклей, где обнаженные нервы постановки так и провоцировали их перейти грань гармоничного образа. Но все исполнители, в том числе и молодое поколение, сохранили вкус и стиль школы мэтра. Им они не изменяют даже в скромной на хореографические выдумки работе Кейт Марстон «Джейн Эйр». Нынешний руководитель Балета Цюриха поставила в Гамбурге мелодраматичный спектакль по роману Шарлотты Бронте в 2023 году. Марстон оперирует в нем стандартными приемами драмбалета, и здесь ее рисунок танца не отличается изобретательностью, но танцовщики — блестяще выученная Мадока Сугаи, изящная Ана Торрекебрада, премьеры Кристофер Эванс и Александр Труш, — сами смешивают все необходимые краски в своих образах, добиваясь точных и убедительных характеров.
Своеобразным экватором фестиваля стала каноническая «Дама с камелиями» — один из самых известных балетов Ноймайера. В разные годы в нем блистали суперзвезды мирового балета, в том числе Диана Вишнева и Светлана Захарова. В программе Ballet-Tage — 2024 «Даму с камелиями» можно считать лирической интермедией между бескомпромиссным «Одиссеем» и психологическим диптихом по пьесам Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание» и «Стеклянный зверинец».
Два вечера, посвященных американскому драматургу, будто объединились в один двухтомный роман о невозможности в этом мире красоты и невинной хрупкости. Первую работу Ноймайер сочинил в 1987 году на музыку Сергея Прокофьева и Альфреда Шнитке. В ней он особенно не церемонится с метафорами и откровенно демонстрирует крайнюю степень жестокости, с которой сталкивается главная героиня. Премьера второго спектакля прошла в 2019 году. Тогда партию Лоры Роуз хореограф поставил специально для Алины Кожокару. Приглашенная прима-балерина вышла и сейчас, приехав в Гамбург на прощание с любимым маэстро. До предела поэтичный и трогательный образ Лоры в исполнении Кожокару в этой щемящей истории о девушке-хромоножке и ее несчастной семье не оставляет к финалу ни малейшей надежды на то, что беззащитная нежность может быть спасена. На первых аплодисментах после окончания спектакля 43-летняя балерина стояла на сцене совершенно одна, сорвав оглушительные овации как любимица публики и блестящая актриса.
Печальные сюжеты Теннеси Уильямса сменились к финальной части Ballet-Tage хореографическими эпизодами на музыку «Высокой мессы» Баха, объединенными под названием Dona Nobis Pacem. На своем последнем фестивале Джон Ноймайер не мог не затронуть тему духовных спектаклей, которые занимают огромное место в его творчестве. Но одного спектакля было бы мало.
В те единственные два дня, когда хореограф покинул Государственную оперу на время гастролей Бирмингемского балета с постановкой The Black Sabbath, он сразу направился в Церковь Святого Михаила. Там, где в 1980 году впервые были показаны эскизы его легендарных «Страстей по Матфею», мэтр в беседе с епископом Кирстен Ферс рассказывал о разнообразии его духовных балетов. Диалоги прерывались отрывками из спектаклей «Бах-Сюита № 3», «Рождественская оратория», «Реквием» (Григорианские распевы), «Страсти по Матфею», Dona Nobis Pacem, Bernstein Dances и Magnificat.
В вечере под названием «Я христианин и танцовщик» приняли участие премьеры театра, многообещающие ученики Гамбургской школы балета и артисты Федерального молодежного балета. За музыкальное сопровождение отвечали оркестр и хор Церкви Святого Михаила. А трогательную и домашнюю атмосферу создавал сам Ноймайер: мягким голосом, искренне, приветливо приглашая артистов на сцену и по-семейному называя, скажем, Александра Труша Сашей. Неудивительно, почему еще час после завершения творческой встречи он любезно подписывал программки всем, кто осмеливался подойти к кумиру.
Еще одно детище Джона Ноймайера не осталось без внимания на Ballet-Tage — Федеральный молодежный балет. Компания из восьми молодых танцовщиков в возрасте от 18 до 23 лет занята в междисциплинарных проектах и спектаклях на основе синтеза драмы, музыки и танца. В дни фестиваля на сцене Театра Эрнста Дойча стартовал блок спектакля «Невидимые» — о 1920-х годах, когда многие немецкие деятели и реформаторы танца были вынуждены покинуть Германию из-за восхождения национал-социализма. Этот гезамткунстверк Ноймайер построил вокруг двух персоналий — Мэри Вигман и Рудольфа фон Лабана. В него встроены эпизоды с «Танцем ведьмы» Вигман, поставлены ансамбли по мотивам того, что делал Лабан, звучит много музыки Игоря Стравинского, переосмысляются «Весна священная» и «Послеполуденный отдых фавна» Вацлава Нижинского. Ноймайер как исследователь «Русских сезонов» Сергея Дягилева, явления Нижинского и русской музыки не мог обойтись без таких фрагментов, когда речь зашла об искусстве танца XX века.
Бережное отношение Ноймайера ко всему, что происходит в его вселенной, и к тому, что было им создано, чувствуется буквально везде, где звучит его имя. И если он ставит важный для себя балет «Чайка» по пьесе Антона Чехова, то эти мотивы сохранятся в его жизни и после премьеры. Например, в стенах Ballettzentrum, где скульптура Хизер Юргенсон в образе Нины Заречной украшает фойе. Если ему небезразличны танцовщики, которые хотели бы развиваться в разных танцевальных формах, то он создает для них камерную компанию. Если ему важны Бах, Малер, Шостакович, то они будут звучать на Ballet-Tage. Если в 1975 году на первом фестивале «Дни балета в Гамбурге» он почувствовал, как рухнула стена между сценой и публикой, то все 50 лет будет смотреть спектакли в партере вместе со зрителями, а они, в свою очередь, благодарить его аплодисментами при каждом появлении в зале — всегда. Теперь это часть истории.