Диссертации

БАЛЕТНАЯ КЛАССИКА В РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ВОРОНЕЖСКОМ ТЕАТРЕ ОПЕРЫ И БАЛЕТА

19.11.2023

Коротко об авторе:

ВЛАДИМИРОВА ИРИНА АНДРЕЕВНА – аспирантка Московской государственной академии хореографии.

Краткая аннотация на статью:

Автор предоставляет материалы исследования, впервые посвященного спектаклям классического наследия Воронежского театра оперы и балета. В статье кратко рассматривается история театра: от основания – до сегодняшнего дня.

Ключевые слова: Воронежский театр оперы и балета, балетная труппа, спектакли классического наследия.

Жителей Воронежа еще в XIX веке интересовало балетное искусство. Здесь создавалось большое количество любительских трупп, открывались частные балетные студии, а удобное географическое расположение делало город центром притяжения гастрольных балетных трупп. Воронежцам посчастливилось видеть гастроли знаменитой балерины Елены Андреяновой. «Свой последний спектакль она дала в Воронеже 14 ноября 1855 года. Здесь окончился ее артистический путь», – писала В.М. Красовская [1, с. 329]. Приезд профессиональных артистов был определенной школой для местных любительских трупп – они не только обучались искусству балета, но и осваивали классический репертуар.

В начале XX века в Воронеже отсутствовала профессиональная хореографическая школа, как и постоянный балетный театр. В 30-е годы передвижная опереточная труппа под руководством режиссера и актера Л.А. Лазарева дала свой первый спектакль – оперетту Р. Фримля и Г. Стотхарта «Роз-Мари». А уже через год «труппа <…> была реорганизована и получила статус “Воронежский областной театр музыкальной комедии”» [2]. Репертуар театра включал и классические, и советские оперетты. К сожалению, дополнительные трудности создавал тот факт, что здания у театра не существовало. И все же коллектив рос, осваивал новый репертуар. В 1958 г., благодаря успешным гастролям в Москве, труппу театра отметил председатель Союза композиторов СССР Т.Н. Хренников. Он предложил реорганизовать Театр Музкомедии в Музыкальный театр и добавить в репертуар оперы и балеты. Инициативу одобрило Министерство культуры и руководство Воронежской области. У театра появились новые задачи: во-первых, расширение репертуара за счет оперных спектаклей, во-вторых – включение в репертуар балетных спектаклей, а значит, создание собственной балетной труппы. Спустя год «в соответствии с просьбой Воронежского обкома КПСС Министерство культуры РСФСР разрешило открыть с 1 сентября 1959 года Воронежское хореографическое училище…» для подготовки кадров [3].

Первый же сезон в 1961 году обновленный театр начал с незыблемой классики – балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Вечера балета», куда входили концертные номера из произведений советских композиторов и балетной классики (в том числе «Спящей красавицы» и «Лебединого озера»). В качестве главного балетмейстера была приглашена выпускница МХУ Т.Е. Рамонова. Балетмейстер решила оставить хореографию М.И. Петипа и Л.И. Иванова без изменений, но убрать тяжеловесные старинные декорации, открыв сцену для танца. Некоторые члены Худсовета театра посчитали это «модерном», «условным решением, которое будет обеднять спектакль», но в конце концов большинство оценили «рискованный, смелый, интересный шаг». Директор театра Н.П. Садковой подытожил: «Нам – молодому театру, надо дерзать, а также надо учитывать сроки выпуска спектакля» [4]. В следующей постановке – балете «Эсмеральда» – Рамонова решила проявить себя как новатор более кардинально. Она отказалась ставить «проверенную» версию В.П. Бурмейстера и решила создать новую редакцию. Но расширение действия спектакля за счет новых подробностей и эпизодов, в том числе, мистерии во 2-м акте, в итоге лишь добавило эклектики: «Мифологический балет во II акте длинный и непонятный, его содержание понятно только постановщикам». «Рамонова, пытаясь найти новые вещи, не сделала их лучше старых» [5]. Отсутствие народа в заключительной сцене у собора обедняло действие, делало финал балета неубедительным. Художники также встретили шквал критики в свой адрес, были не доработаны технические моменты. «Танцы блеклые и однообразные», «технически не доработаны». «Слишком много накладок, некоторые сцены вообще не решены», – все эти замечания звучали за день до премьеры [5]. После премьеры пресса отметила лишь то, что «большой успех выпал на долю исполнительницы партии Эсмеральды, заслуженной артистки РСФСР Н. Валитовой» [6]. Балет «Эсмеральда» стал последней классической постановкой Рамоновой в Воронежском театре.

В 1963 году директор тетра Н.П. Садковой для постановки балета «Дон Кихот» приглашает К.А. Муллера. Артист Большого театра, танцевавший с Н.М. Дудинской и О.В. Лепешинской – человек, повлиявший на становление и развитие балетных театров в Белоруссии, на Украине, на Урале, прибыв в Воронеж, сразу столкнулся с проблемой кадров. Основу театральной труппы составляли артисты из самодеятельности, Музкомедии и любительских школ. Их количества для массовых сцен «Дон Кихота» было недостаточно. Балетмейстер решил задействовать учащихся хореографического училища. В итоге, как писал балетмейстер М.С. Чернышов: «Спектакль получился ярким, темпераментным. Постановщик проявил много находчивости в построении больших танцевальных сцен» [7]. Муллер понимал необходимость привлечения молодежи для постановок, ни один его спектакль не обходился только лишь силами артистов труппы. «Эта профессиональная практика, – говорил балетмейстер, – дает возможность выявить талантливых учащихся и открыть им дорогу в искусство» [8]. В 1965 г. состоялся первый выпуск училища, 10 человек выпускников сразу пополнили труппу театра. За годы своей работы в театре Муллер не только осуществлял постановки, но и брал на себя ответственность воспитать новое поколение танцовщиков: он не боялся задействовать «зеленую» молодежь в главных партиях и часто ставил спектакли, где были задействованы лишь выпускники. Также считал важным давать возможность приобрести бесценный личный опыт молодому поколению балетмейстеров. В 1966 году артист Музыкального театра, известный воронежскому зрителю как яркий характерный танцовщик, Г.Г. Малхасянц ставит свою авторскую версию балета «Жизель» А. Адана.

В 1968 году Музыкальный театр был переименован в Театр оперы и балета. В этот же год штат Театра пополнила выпускница балетмейстерского факультета ГИТИСа Д.М. Арипова, которая начала свой путь в Воронеже именно с классической постановки. Ее выпускной работой стал балет «Спящая красавица» Чайковского. Арипова вдохновлялась конкретными танцовщиками и учитывала их индивидуальности. Для партии Феи Карабос она выбрала танцовщицу Л.П. Ефимову. «Впервые в нашем театре партия была исполнена на пальцах, – вспоминала бывшая артистка, – т.е. так, как танцевала Дудинская в экранизации «Спящей красавицы» (обычно партию исполнял танцовщик в туфлях на каблучках). Там было 12 мышей, и я, на пуантах, буквально летала по спинам мальчишек, прыгала через них. И никто после меня в нашем театре это не танцевал» [9].

Следующей классической работой стал балет А. Адана «Корсар». Арипова переработала либретто, очистила партитуру от «чужеродных наслоений», сумела приблизить ее к «романтическому духу байроновской поэмы» [10]. В 1970 г. Муллер ставит «Лебединое озеро», поручив полностью третий акт Ариповой.

Новое десятилетие для театра началось с нового главного балетмейстера – окончив балетмейстерский факультет ГИТИСа, в Воронеж возвращается Г.Г. Малхасянц. Каждая постановка молодого балетмейстера отличалась уникальностью. В первый же год работы, в 1972-м, Г.Г. Малхасянц обращается к классическому наследию – балету «Раймонда» А.К. Глазунова. Воронежский исследователь балета В.С. Попов пишет: «Спектакль получился сложный, длинный и скучноватый для восприятия зрителей. Зато следующая работа “Тщетная предосторожность” Л. Герольда [постановка 1974 г. – И.В.] была яркой, полной лукавства и юмора» [11, с. 49].

После ухода Г.Г. Малхасянца театр остался без главного балетмейстера. Эту должность заняла Н.Г. Валитова. Великолепная балерина даром хореографа не обладала. Первый же ее балет («Сказ земли русской» Г.Т. Ставонина) быстро сошел со сцены. Тогда она стала приглашать других балетмейстеров – на сцене появлялись современные постановки: одни оказались проходными для театра, другие задержались в репертуаре. Из классических балетов репертуар театра пополнила «Пахита», «Шопениана» и «Сильфида». Валитова внесла огромный вклад в развитие воронежской балетной школы, она передавала свой бесценный опыт ученикам и помогала каждому создать свой неповторимый исполнительский стиль. Зрителям запомнилась Жизель М. Леонькиной как «запечатленный идеал гармонии» [12], «высоченные револьтады, безукоризненные позы и вихреобразные пируэты» А. Голованя в партии Базиля [11, с. 71], «высокая одухотворенность» Т. Фроловой в «Сильфиде», «Шопениане» и «Жизели» [11, c. 95].

Вплоть до 2013 года в театре не было главного балетмейстера, пока по рекомендации выдающегося танцовщика и хореографа Владимира Васильева этот пост не занял солист балета Большого театра А.А. Меланьин. Новый хореограф столкнулся с проблемами в комплектации труппы – не хватало сольной пары, исполнителей-мужчин. Тем не менее, балетмейстер осуществил знаковую классическую постановку – восстановил «Сильфиду» А. Бурнонвиля в редакции Э.М. фон Розен.

В 2014 году (и по сей день) место главного балетмейстера занял солист Воронежского театра – исполнитель заглавных партий, талантливый танцовщик А.А. Литягин.  Его, как начинающего балетмейстера, интересовала современная хореография; в то же время – как руководитель труппы – Литягин понимал, что фундамент репертуара театра – спектакли классического наследия.

Для постановки «Корсара» А. Адана в 2018 году был приглашен Ю.П. Бурлака. Известный реставратор хореографических шедевров, он перенес поставленный в 2007 году спектакль Большого театра в новой редакции. В сезоне 2019 этот балет получил 5 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска». Через год Бурлака вернулся в Воронеж, чтобы поставить собственную версию «Спящей красавицы».

«Ковидный» 2020 год оказался трудным для театра: процесс был приостановлен или переведен в режим онлайн. Все же, как только ограничения пошли на убыль, ведущие солисты театра – Е. Корнеева и И. Негробов успешно выступили в проекте «Большой балет» на телеканале «Культура» и сумели завоевать звание «Лучшая пара». А уже через год театр подготовил масштабную премьеру. Впервые на Воронежской сцене Юлиана Малхасянц поставила балет «Баядерка». В новой редакции балетмейстер оставила лишь музыку Л. Минкуса, в том числе – специально написанную композитором для финальной сцены; дирижер-постановщик Д.А. Серганин сделал финал более динамичным и бравурным.

Перед началом 2023 года руководство театра вновь пригласило для сотрудничества А.А. Меланьина. Балетмейстер перенес классическую версию спектакля «Дон Кихот». Сохранив хореографию А.А Горского и мизансцены М. Петипа, балетмейстер включил во 2-й акт специально созданную «Цыганскую сюиту» с элементами фолк-модерна.

Профессионализм балетной труппы Воронежского театра оперы и балета с каждым годом растет – в этом, безусловно, заслуга артистов и грамотной репертуарной политики.

 

 

Список литературы

1. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины ХIХ века. – СПб.: Планета музыки, 2008. – 384 с.

2. Все начиналось с музкомедии // Коммуна. 2001. 22 сентября.

3. Векслер Б.П. Воронежское хореографическое училище 75 лет. Летопись балетной школы. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2013. – 184 с. Цит. по: Государственный архив Воронежской области, ф. Р – 2825, оп. 2, д. 57, л. 2.

4. Архив Воронежского театра // Протокол № 18 заседания Художественного совета Музыкального театра 25 июня 1961 г.

5. Архив Воронежского театра // Протокол заседания Художественного совета Музыкального театра 19 мая 1962 г.

6. Николаев С. Премьера балета «Эсмеральда» // Коммуна. 1962. 13 мая.

7. Чернышов М. «Дон Кихот» // Коммуна. 1963. 22 марта.

8. Муллер К.А. Отчитывается балет юных // Коммуна. 1963. 5 июля.

9. Из беседы Л.П. Ефимовой с автором статьи 4 декабря 2021 г.

10. Попов В. «Корсар» // Коммуна. 1969. 8 февраля.

11. Попов В. Шаг на сцену. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2013. – 104 с.

12. Устинова Т. Боль и счастье любви // Молодой коммунар. 1986. 8 июля.

 

 

Диссертация опубликована в печатном журнале «Балет» №5 2023 года.

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.