Статьи

«Балет. Притяжение»

22.06.2024

В Санкт-Петербурге, в Театральном музее открылась выставка «Балет. Притяжение», посвященная истории развития дуэтного танца в хореографическом искусстве и выдающимся дуэтам, которые вошли в летопись балета XX века.

В экспозиции выставки представлены фотографии, костюмы, скульптура, театральные эскизы, а также документальные аудио- и видеоматериалы. Совместно с командой проекта наша редакция поговорила с современными хореографами и танцовщиками о том, что для них означает дуэтный танец.

Полностью интервью будут представлены на выставке, а мы публикуем избранные фрагменты из бесед с Владимиром Шкляровым, Еленой Соломянко, Максимом Петровым, Марией Ильюшкиной и Евгением Калачевым.

«Балетная тема — одна из самых популярных в выставочной среде в силу универсальности выразительных средств пластики. Балет о красоте, чувствах, зримом воплощении эмоций, которые понятны всем на Земле, без перевода. Мы решили рассказать о дуэтном танце как квинтэссенции балетного спектакля, ключевой формы раскрытия взаимоотношений героев и центральной части классических академических форм. Мы показываем, как дуэтный танец поменялся за четыре столетия, и рассуждаем о том, что такое балет и танец в паре сегодня: в период смены общего представления о мире, красоте и искусстве», — добавил куратор выставки Сергей Лалитин.

Владимир Шкляров

Дуэт для меня, прежде всего, это доверие, это глаза в глаза.… Слышать друг друга, даже если стоишь спинами. Энергетическая связь между партнерами, как правило, либо есть, либо нет. Мне хочется танцевать, хочется заряжать, давать, но при этом и получать взамен. Когда есть взаимообмен, получается, как вы это называете, «химия» на сцене. Кто-то обязательно скажет: «Они встречаются. У них точно роман». Это приятно. Значит, мы достучались до сердца зрителя. Он поверил нам и нашей истории.

Я лично за эстетику, за то, чтобы двое были как одно целое. При венчании читается молитва, в которой сказано: «…и будут двое одна плоть». Здесь то же самое. Дуэт — единение в гармоничных, красивых линиях. Важно все: как ты подаешь руку, как смотришь. В это же время просто держать партнершу недостаточно. Чтобы спектакль не получился однобоким, рассказывать историю должны двое. Часто, когда большие балерины выходят с партнерами, на мальчика рядом никто не смотрит. Все приходят только на нее. Спектакль в таком случае, к сожалению, рассыпается, потому что в софите один главный персонаж, и больше никого нет. Да, мы увидели небожительницу, королеву, а историю саму — нет. Когда идет такой перевес, для меня лично (может, кто-то любит такие спектакли), теряется концепция и структура спектакля. Персонажи должны быть равноценными — от этого постановка только выигрывает. Если речь о любовном треугольнике, значит, и третий персонаж не должен проваливаться. Все трое равнозначны, как и задумывалось автором. А когда, например, в спектакле «Жизель» на сцене только она одна, а задача партнера — просто держать, это уже не то.

Максим Петров

В «Сказках Перро» я ставил два дуэта: один — в сказке «Синяя Борода», второй — в «Мальчике-с-пальчик». Они совершенно разные, но оба написаны с вокалом. Мы хотели увидеть персонажей давно знакомых сказок по-другому, абстрагируясь от поступков, которые они совершали... Для «Синей Бороды» Дмитрий Мазуров взял стихи Аллы Горбуновой «Кости, земля, трава». Дуэт вышел очень чувственный: в нем есть нота грусти, есть выдуманное насилие. Это любовь вопреки. Когда артисты первый раз в черновом виде проходили спектакль от начала и до конца, у всех подкатил ком к горлу после дуэта. Музыка, мощная и эмоциональная, сильно повлияла на танцовщиков, случился контакт. Не все получилось технически, но даже это настолько продрало, что мы сидели молча и со слезами на глазах.

Для дуэта в «Мальчике-с-пальчик» мы с композитором Настасьей Хрущевой выбрали слова из народной считалочки «Мальчик-с-пальчик, где ты был?» Он тоже про большую любовь, с которой не знаешь, что делать и что будет дальше, не знаешь, потому что в предыдущем номере произошла большая битва. Мальчик-с-пальчик и Дюймовочка смотрели на нее, понимая, что нужно любить. Как быть с такой любовью, мы пока не смогли себе ответить и задали этот вопрос зрителям.

Для меня важна тема любви в дуэтах. Иногда это не самоцель, но, как говорил Баланчин, «на сцене есть мужчина, на сцене есть женщина, что вам еще нужно?» Все зависит от идеи: бывает, нужно лишь сухое техническое исполнение. Таких балетов много, однако и там все равно рождается эмоция. Вспомнить хотя бы In the Middle, Somewhat Elevated Форсайта, где нет ничего про любовь — но все-таки есть.

Мария Ильюшкина

Для меня дуэт — это во многом диалог двух душ на сцене. Залог успешного диалога — взаимопонимание и доверие. 

Конечно же, все люди разные: со своим темпераментом, характером, — и ты учишься к каждому находить подход. Где-то настоять на своем, а где-то, наоборот, уступить. В дуэте, как и в жизни, важно уметь найти компромисс, услышать партнера, в нужный момент поддержать.

В балете от зрителя ничего не скроешь: все, что в тебе есть хорошего или плохого, будет видно, — любые склейки твоего характера. Танцуя вместе, мы начинаем понимать партнера на другом, более глубоком, уровне: если за словами еще можно что-то спрятать, правильно используя голос или интонацию, то «тело никогда не лжет». В танце каждый человек раскрывается совсем иначе.

Я считаю, что в дуэте партнер должен олицетворять силу, быть надежной опорой, но это не значит, что он уходит на второй план. Тем более что классическая форма pas de deux подразумевает не только дуэт, там есть вариации и кода, где и балерина, и премьер могут проявить все свои индивидуальные качества, поэтому давать слабину никак нельзя. Думаю, когда оба партнера находятся примерно на одном профессиональном уровне, — это здорово. Не буду скрывать, для меня в дуэте есть место и соревнованию. Хочется быть не хуже партнера, не уступать ему в мастерстве — это желание подстегивает расти и двигаться дальше. 

Недавно я услышала хорошую фразу Юрия Валерьевича Фатеева: «Идеальный партнер тот, которого на сцене не видно». Имеется в виду умение так держать партнершу, что работа едва заметна: балерине по-настоящему удобно, танец настолько органичен и красив, что кажется, будто она все делает сама, хотя на самом деле эта виртуозность возможна только потому, что она находится в уверенных руках партнера.

Евгений Калачев

Дуэтный танец — всего лишь одно из проявлений танца вообще. Эта композиция хороша для пристального взгляда на межличностные отношения. Есть два субъекта. Они зачем-то нужны или не нужны, у них какие-то конфликты, цели. Через форму дуэтного танца наиболее органично можно все эти сложности общих целей и препятствий на пути к реализации выразить. Есть ли за этим дополнительный, трансцендентный смысл? Для меня пока что нет.

Дуэтный танец, по сравнению с индивидуальным, обладает философией, органикой нашего мира, где мало что существует в изолированном состоянии. Деревья взаимодействуют с солнцем, а люди взаимодействуют друг с другом. Естественно, энергетический обмен становится неотъемлемой частью мира. И в этом смысле дуэтный танец позволяет всем контактам проявиться.

Елена Соломянко

Дуэт — это, прежде всего, взаимоотношения двух людей, их диалог. Он может быть о чем угодно. На мой взгляд, язык тела порой гораздо искреннее слов. Когда используется форма дуэтного танца, происходит соединение тел, энергий, может быть, даже душ. Благодаря этому рождаются потрясающие эмоции и многообразие чувств. Все это неотъемлемая часть того, что мы транслируем зрителю.

Дуэт в классическом понимании имеет четкие стандарты, позиции, структуру. Для нас, артистов, это более ясная и изученная история. Думаю, мы больше к ней подготовлены. Дуэты в современном танце, напротив, не имеют границ, здесь может использоваться абсолютно любая форма. Тут нет правил, канонов ни физических, ни гендерных.

Например, Максим Севагин не ищет легких путей: дуэт в его балетах всегда необычен и сложен. Он всегда находится в поиске новых форм взаимодействия между партнерами. Иногда бывает так, в голове рождается картинка, и кажется, что она легко осуществима. Но на деле не всегда бывает так, и нам нужно найти комфортный способ воплощения задач хореографа. Поэтому мы достаточно много времени проводим в репетиционном процессе. Хочется, чтобы для зрителя кухня, а точнее техническая сторона, была скрыта, чтобы он видел только легкость исполнения и интересную форму.

 

Выставка продлится до 7 октября 2024 года.

 

Кураторы выставки — Сергей Лалетин и Мария Курбатова.

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.