Статьи

5 петербургских фактов о балете «Анюта»

27.03.2024

Первой балетной премьерой сезона 2023/24 в Мариинском театре стал балет «Анюта». Спектакль показывают по всей стране, в Петербурге же он оказался впервые. Но именно здесь он вернулся к своим истокам: ленту, созданную на «Ленфильме» в 1982 году, по праву можно назвать ленинградской и петербургской.

Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Кира Кириллова. Фотография Самоэля Кацева к фильму «Анюта» Александра Белинского, 1982

Режиссер Александр Белинский

Александр Белинский

Режиссером и автором идеи фильма «Анюта» стал давний друг Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Это имя связано не только с оформлением жанра фильма-балета на советском экране, но и с ленинградской театральной сценой, с ее легендарными именами — от Георгия Товстоногова до Иннокентия Смоктуновского и Михаила Ульянова. Выпускник Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского (ныне Российский государственный институт сценических искусств), Белинский много сотрудничал с Театром миниатюр под руководством Аркадия Райкина, Ленинградским драматическим театром (ныне Академический драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской), Ленинградским государственным цирком и Ленинградским государственным театром музыкальной комедии. С балетом судьба его свела еще во времена студенчества, когда он проходил практику в балетной труппе Кировского театра (ныне Мариинский театр). После успеха первого фильма-балета с Екатериной Максимовой «Галатея» по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион», где партнером примы стал Марис Лиепа, Александр Белинский создал восемь лент в этом жанре — все в Ленинграде.

Композитор Валерий Гаврилин

Валерий Гаврилин

Композитор Валерий Гаврилин родился и учился до седьмого класса в Вологде. Талантливого мальчика заметили и порекомендовали в Ленинградское музыкальное училище при консерватории, где класс кларнета дополнили уроки по композиции и фортепиано. К 1980 году Гаврилин уже был знаменитостью, а его музыка, отличающаяся характерной певучестью и лиризмом, имела большой успех у публики. Советская пресса отмечала еще и большую духовность его сочинений. Александр Белинский загорелся чеховским сюжетом для балета, когда услышал вальс Гаврилина в фильме «Месяц август» 1971 года — тоже, к слову, снятому на «Ленфильме». Но композитор наотрез отказывался от затеи режиссера. По воспоминаниям Белинского, который во многих интервью восхищается гением музыканта, его пришлось уговаривать в компании с композитором Леонидом Десятниковым, вооружившись подходящими фортепианными сочинениями. После того как Гаврилин сдался, Александр Белинский вместе с хореографом Владимиром Васильевым подбирали необходимую музыку, из которой рождались сюжет и образы будущей телепостановки. В результате этого опыта сам композитор написал еще несколько балетов, среди них — «Дом у дороги» и «Женитьба Бальзаминова» по либретто Белинского.

Художник Белла Маневич (Каплан)

Белла Маневич (Каплан)

Будущий сценограф и художник сначала приехала из Киева в Москву, чтобы поступить во ВГИК, но сразу после окончания института переехала в Ленинград, где начала работать на «Ленфильме». Фильмография Беллы Маневич наполнена легендарными советскими картинами: здесь и «Старик Хоттабыч» 1956 года, и «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица (премия Британской киноакадемии «За изобразительное решение»), и «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля, и, конечно, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» («Собака Баскервилей» и «Сокровища Агры»). Одна из последних ее работ — монументальный фильм Алексея Германа «Трудно быть богом». Александр Белинский работал только с ней, и фильм «Анюта» не стал исключением. Именно Белла Маневич придумала знаменитый каток — обрамление для одной из финальных сцен постановки. В Мариинском театре спектакль идет с обновленным оформлением от Виктора Вольского.

Состав. Гали Абайдулов

Кроме главных приглашенных звезд, Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, Александр Белинский занял в фильме артистов ленинградского балета. Роль Артынова исполнял красавиц-атлет Джон Марковский, а студента — солист Кировского балета Марат Даукаев. Гротескным Модестом Алексеевичем стал блистательный Гали Абайдулов, солист Ленинградского Малого театра оперы и балета. Яркий, узнаваемый и выразительный танцовщик, хореограф и режиссер Абайдулов окончил Ленинградское хореографическое училище и ГИТИС. В его биографии — участие во многих телелентах, включая «Чаплиниану» Белинского, где он ставит хореографию для себя и снова танцует в кадре с Екатериной Максимовой. Как и его коллеги, за работу над фильмом «Анюта» и, в частности, за комичный образ Модеста Алексеевича танцовщик получил Государственную премию.

Екатерина Максимова и Гали Абайдулов

«Ленфильм»

Екатерина Максимова, согласно своему месту работы в Большом театре, по правилам должна была сниматься на «Мосфильме». Со своим первым замыслом — фильмом «Галатея» — Александр Белинский пришел именно туда. В мемуарах и интервью режиссер сетует на бюрократические проволочки на столичной киностудии и нежелание со стороны киноруководства разрешать съемки в Москве. Так творческий тандем Белинский — Максимова оказался в Ленинграде. «Галатею» разрешили снимать в ночные смены на «Лентелефильме», то есть на Ленинградском телевидении, но не в кинопавильонах. Ленту тогда пришлось атрибутировать как концертную программу, что не могло не повлиять на ее бюджет: например, костюмы Максимова покупала на свои средства, в качестве бижутерии использовала собственные украшения. Несмотря на трудности, фильм был восторженно принят зрителями и международными конкурсами. Позже с разрешениями на съемки проблем на возникало, но на «Мосфильме» Александр Белинский Екатерину Максимову не снимал.

 

Текст: Ольга Угарова
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.