Заметки с конкурса

Анастасия Смирнова

16.06.2022

Перед III туром XIV Международного конкурса артистов балета мы поговорили с конкурсанткой из старшей группы Анастасией Смирновой. На момент беседы Анастасия уже блистательно выступила в двух турах, влюбила в себя московского зрителя и еще не знала, что через день станет лауреатом II премии одного из самых престижных балетных состязаний.

О подготовке, стратегии в формировании репертуара и волнении Анастасия рассказала интернет-версии журнала «Балет».

Анастасия, почему вы решили участвовать в конкурсе? Чем примечателен этот конкурс для вас?

Международный конкурс артистов балета очень престижный, в первую очередь я участвую в нем из-за этого. Были, конечно, сомнения, потому что на конкурсе «Русский балет» я поняла, что судят субъективно — у каждого члена жюри свои вкусы, — а силы затрачиваются на конкурс большие, как эмоциональные, так и физические. Я считаю, что сегодня конкурсы потеряли свою значимость. Если раньше после победы тебя могли повысить в статусе, пригласить работать в хороший театр, то сейчас состязание проходит, и все — ничего не происходит. Поэтому артистам важнее реализовать себя в театре, чем занять на конкурсе первое место.

Принять участие в конкурсе мне предложил Михайловский театр. Это предложение меня вдохновило, я сразу начала придумывать, что станцевать нового. Хотелось исполнить не те партии, которые я уже знаю и танцую. Например, на III тур я взяла Кармен, которую репетировала с Дианой Вишневой, и это были потрясающие репетиции, все прорабатывалось досконально. Диана рассказывала мне, что представляет из себя хореография Алонсо и что в нее вложено. Она показывала мне, какие должны быть положения корпуса, рук, где должен быть взгляд и от чего начинается то или иное движение. Разбор одной части вариации занял у нас с Дианой полтора часа, ровно столько же ушло и на вторую. Кармен стала своего рода вызовом самой себе, мне было очень интересно попробовать.

Обычно артисты на конкурсе танцуют то, что у них получается лучше всего, что отработано, как говорится, до мизинца. Вы, выходит, сделали наоборот. Еще я знаю, что вы репетируете разные партии с разными людьми. Почему выбрали такой подход?

На самом деле, такой подход вложила в меня Людмила Валентиновна Ковалева. С разными людьми работать интересно. Кстати, в Мариинском театре каждый педагог отвечает за свой репертуар, там тоже не всегда с одним и тем же человеком работаешь. А в Михайловском театре мне запомнилась работа с ассистентом Начо Дуато, он показывал так, что каждый раз я открывала для себя новое ощущение тела, теперь я всегда буду использовать этот навык. Конечно, нужно фильтровать информацию, понимать, что тебе нужно. Я считаю, что на первом году работы в театре должен быть один основной педагог, чтобы найти себя, свою подачу и манеру, а дальше артист становится стабильнее и работать с разными людьми ему гораздо проще.

Вам было важно после выпуска быстрее себя реализовать?

Да, потому что в Вагановской академии я очень старалась вложить в себя максимум от всех педагогов и развить технику. Мне хотелось реализовать все, что я взяла от учебы в академии, тем более после выпуска ты полон энергии. Наверное, поэтому я и выбрала Михайловский, где мне сразу предложили ведущий репертуар.

Я так понимаю, что Людмила Валентиновна продолжила с вами работать и после выпуска?

Мы очень сблизились на выпускном курсе академии. Когда меня пригласили в театр, то предложили работать с Людмилой Валентиновной. Не знаю, как у нее хватило на это сил и здоровья. В прошлом году у нее было очень насыщенное расписание: с 13:00 до 15:30 Людмила Валентиновна была в академии, с 16:00 до 17:00 репетировала со мной, потом возвращалась обратно в академию, и там допоздна у нее были занятия со студентами. Для меня же это был шикарный опыт, и я его безмерно ценю. Людмила Валентиновна подыскивает индивидуальные краски для каждого, под сильные стороны подбирает подходящие компоненты для образа. Не зря с ней Диана Вишнева работает столько лет.

Есть такое понятие, как конкурсный артист. Не все артисты любят конкурсы, часто бывает так, что на конкурсе у артиста провал, а в спектаклях он раскрывается. Как у вас с этим?

Волнение в моем случае переходит в адреналин, оно приятное и дает энергию. Если волнения нет, то я беспокоюсь, почему его нет. Сейчас на конкурсе больше всего сказывается усталость, потому что целый день я нахожусь в театре — до ночи репетирую, утром просыпаюсь, чтобы сделать класс или костюм подготовить, — и все заново. Силы уходят на то, чтобы найти энергию на выступление, а не на волнение.

Очень важно правильно распределить репертуар по турам. Как подбор номеров проходил у вас?

Конечно, у меня есть беспроигрышные вещи, такие как Лауренсия и Гамзатти. Вариацию Дианы пришлось взять, так как она была в обязательной программе. Кроме всего, для меня было важно показать себя разноплановой балериной.

У вас получился удачный современный номер на II туре, который поставил Александр Зайцев. Как удалось добиться такой пластики? И о чем вы танцевали?

Сначала я думала взять «Весну священную», но там возникли сложности с авторскими правами. В итоге я попросила Сашу что-то поставить, ведь у него огромная насмотренность, прекрасный вкус и острый взгляд. Саша просил меня импровизировать, чтобы он понимал, что я могу. Мы начали с разучивания отдельных комбинаций, Саша смотрел и оставлял то, что нравилось. Так все и получилось, этот номер — чистое сотворчество.

В номере есть баланс всего, что я вкладываю в танец. Мне нравится музыка. Это моя находка, которую Саша переделал и добавил интересные акценты. Этот танец — изображение меня, я танцевала себя.

Для вас важно место, которое вы займете?

Не знаю… Я очень рада, что конкурс замотивировал меня на работу с такими людьми, как Людмила Валентиновна, Диана Вишнева, Саша Зайцев, подтолкнул приехать в Москву, показаться публике.

Которая, кстати, вас полюбила! Как вы отреагировали на то, что зритель вас вызвал на второй поклон после исполнения? Такой чести мало кто удостаивался на конкурсе.

Очень приятно, конечно. Когда ты выкладываешься на максимум и очень стараешься для зрителя, всегда трогает, что тебя ценят и благодарят. В Петербурге публика холоднее, и реакция скованная. Наверное, если возвращаться к предыдущему вопросу, все-таки не так важно, что я займу, потому что конкурс — это очень субъективно. Есть множество вещей, которые я хочу сделать помимо него: спектакли, концерты, проекты, поездки, а в данный момент мне важно показать Кармен, порадовать Людмилу Валентиновну и Диану Вишневу и танцевать для себя.

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.