Урал Балет завершил сезон тройчаткой «Шопениана/Карнавал/Картинки с выставки». Постановки, которые возникли в разное время (от начала XX века до наших дней) и представляют разные облики танца, сложились в единый вечер. Тата Боева отправилась на Урал, чтобы рассказать, как связаны архитектурный образ Екатеринбурга, городской театр и новейшее репертуарное приобретение Урал Балета.
В 2023 году Екатеринбургу исполнилось 300 лет — и здесь, выйдя на улицу где-нибудь в центре, вспоминаешь, сколько город перестраивали. Архитектурная эклектика: сосуществование зданий, которые, как временные слои, отмечают разные века и направления, для России не редкость. Стилевая целостность ансамбля, скорее, исключение, сознательно созданное ограничениями, как в Петербурге, чем правило.
Однако эклектика эклектике рознь. Нередко четко видно, когда возник квартал, а изменения в нем, сколько бы лет ни прошло, смотрятся как инородные. Екатеринбург же будто одновременно существует во многих временах и делает это естественно. Уютная деревянная усадьба, брутальный конструктивистский эксперимент и простая модернистская коробка на двухстах метрах дополняют друг друга, шепчут истории о месте. Город — лоскутное одеяло, торжество разных текстур.
Урал Балет как минимум с момента, когда приобрел нынешнее название, работает как городской театр. Команда годами последовательно сводит высокое искусство и интересы жителей, идет навстречу екатеринбуржцам, давая им возможность увидеть работу театра с неочевидных сторон, выводя на сцену современных уральских девушек и парней в спектаклях.
Сочетание «Шопенианы», мечты Михаила Фокина о старинном романтическом балете, его же «Карнавала», в котором отразились игривость и условность декадентских первых лет XX века, когда каждый художник перепридумывал комедию дель арте и искал артистическую маску, и современных «Картинок с выставки», сочинения Анны Щеклеиной, которая известна как постановщица контемпорари, во многих театрах могло бы породить вечер «куда идем, не знаем». Однако в Урал Балете, театре, который кровью, плотью и мыслью принадлежит гармонично эклектичному Екатеринбургу, эта разнородица срабатывает. Тем более, что вроде бы непохожие части вечера отсылают к тому, что уже стало частью истории труппы.
Ровно год назад, в июле 2023-го, театр завершил сезон «Сильфидой» Августа Бурнонвиля, закрывающей еще и то, что можно назвать «датским проектом» Славы Самодурова. Десять лет екатеринбуржцы осваивали хрупкий, интровертный стиль Бурнонвиля. «Сильфида» стала итогом этой учебы. Спустя год труппа примерила «Шопениану» Михаила Фокина — оммаж романтическому балету. Фокин воплощал свое представление о танце начала XIX века, который на фоне разбухших торжественных процессий позднего Петипа мог выглядеть образцом естественности на пуантах, глотком свежего воздуха.
Урал Балет это услышал и примерил «Шопениану» в том виде, в котором она, безусловно, самые настоящие «Сильфиды», как называют постановку во всем мире. В ней есть трогательная, натуральная старина, которая «села» на труппу благодаря Бурнонвилю и которую артистки и артисты очень естественно передают. Как будто мы оказались в 1800-каких-то годах. Так посреди екатеринбургской улицы можно встретить домик, который издалека похож на здание XIX века, на деле же — деревянный модерн начала века XX.
«Карнавал», возникший в афише театра впервые и прибывший в Екатеринбург силами Александра Сергеева, — осколок относительно недолгого периода, когда Фокин обратился за обновлением балета не к прошлому, будь то античность или романтизм, а к пристрастиям своих современников. 1910 год — время игры, блестящей, бурлящей и чуть взнервленной жизни. Маленький полубессюжетный балет — действие состоит из сцен, которые скорее показывают образы и характеры, чем рассказывают истории, — возник из увлечения Серебряного века комедией дель арте, условностью, формой. Персонажи на сегодняшний глаз напоминают кукол: утрированное поведение, комедия положений, в которой узаконены нарочное столкновение лбами или узорная череда поцелуев. У Александра Сергеева и артистов Урал Балета получилось разом ухватить наивную и игривую интонацию оригинала и срастить ее с толикой психологизма. Например, свидание Коломбины и Арлекина начинается с маленькой любовной игры, частью которой становятся совершенно кукольные покачивания головой — так двигается деталь на шарнире. Сергеев же превратил это в череду шутливых, но вполне реальных по исполнению согласий и отказов: не движение игрушек, а тонкий флирт. «Карнавал» со своим старинным обаянием и живой театральной энергией похож на каменный модерн: чуть более строгая форма, явная привязка ко времени создания, затейливые украшения.
«Картинки с выставки» завершают тройчатку и на первый взгляд противоречат другим частям вечера. Это не спектакль-артефакт, кусочек своего периода, а постановка вне времени. Анна Щеклеина, которая уже ставила с труппой Урал Балета (в 2014-м в рамках проекта Dance-платформа вышла ее «Троица»), на этот раз дебютировала на большой сцене театра. Она размышляет о том, что такое, собственно, история: не череда объектов, а бесконечный типовой процесс.
В «Картинках» почти нет примет времени и пространства. В то же время постановка так архетипична, что может напомнить о самых разных вещах. На сцене — сперва четко разделенное домодерное пространство. Мужчины ищут идентичность, проходят путь от героев-воителей до своих парней. Женщины бесконечно ворожат, будто поддерживая мир в состоянии равновесия. Щеклеина через сочетание полубытовых жестов — походить на корточках, потанцевать как перед зеркалом, классических па и решений, которые пришли из современного танца, вроде марта-грэмовских широких плие, шей и рук, сброшенных как плети, и подиумных проходок на зрителя, — рассказывает, как человек постепенно обретает самость. От классики, предписанных правил, через их резкое отрицание, быт, к собственному, современному танцу, который может быть любым.
В вечере полные необузданной силы движения «Картинки» играют роль стеклянного небоскреба среди построек других веков: разом и непривычно, и отличается настолько, что нет смысла сравнивать, и точно принадлежит современности в широком понимании. Как будто смотришь на Екатеринбург, родное место Урал Балета, откуда-то с Плотинки, обозреваешь сразу все временные и архитектурные слои и думаешь: да, так выглядит этот город и так выглядит его танец.
Автор: Тата Боева Фото Иван Мохнаткин © Урал Опера Балет