Мир современного танца в России волею судеб ускользает от внимания широкой аудитории. Как правило, быстрый интерес вызывает то, что видно на поверхности: постановки, фестивали, хореографы. Имена же артистов зачастую скрыты. В начале года мы решили рассказать о тех неординарных танцовщиках, чья пластика не может не восторгать. Продолжаем традицию в новом сезоне.
Текст: Ольга Угарова
ЕЛЕНА ЛИСНАЯ
Состав труппы musicAeterna Dance — все как на подбор. Каждый — характер, каждый — индивидуальность. Выпускница Гомельского государственного колледжа искусств им. Н.Ф. Соколовского рыжей копной волос похожа на русалку, а пластикой — на лесную нимфу. Но за ее плечами — не только связь с корнями: в биографии танцовщицы — стажировка в культовой школе современного танца Анны де Кеерсмакер P.A.R.T.S., в Университете искусств Хельсинки, в Латвийской академии художеств, Стокгольмском университете искусств и Институте изящных искусств Таллинского университета в рамках программы «Современная хореография в странах Балтии и Скандинавии». С таким бэкграундом неслучайны ни первые премии фестиваля современной хореографии IFMC (Витебск) и международного конкурса «Рижская весна», ни участие в команде мечты MA Dance.
ЕВГЕНИЙ КАЛАЧЕВ
Еще один артист MA Dance Евгений Калачев называет себя независимым художником от танца. Перед тем, как сосредоточиться на таком воплощении, он прошел длинный путь: гимнастика в детстве в Самаре, несколько лет школы жизни в труппе «Провинциальные танцы» в Екатеринбурге, становление в прибалтийских компаниях и даже проект «Танцы на ТНТ». Необходимую степень свободы выбора он получил в Петербурге среди неординарных коллег MA Dance. Здесь его тонкое обаяние и глубокая наполненность нашли органичный выход: сейчас Калачев, помимо репетиций и классов труппы, курирует курс лекций-рефлексий о танце (вместе с другой заметной танцовщицей MA Dance Алевтиной Грунтовской) и ставит собственные работы. Минувшим августом он стал экспертом образовательного заезда «Больше, чем театр» на территории арт-кластера «Таврида» в Крыму.
ПЕЛАГЕЯ АСТАФЬЕВА
Тонкая и звонкая Пелагея Астафьева в творческой жизни тяготеет к нише art + fashion. Развиваясь в современном танце, она работает со звездными именами контемпорари-сцены. Ее можно встретить в составе постановок Владимира Варнавы, Александра Челидзе и Елизаветы Тарабановой, а мимо мягкой пластики и фактуры эльфа не могут пройти идеологи отечественных брендов — от минималистов до экстравагантных панков. Индивидуальность Пелагеи была зафиксирована и художницей Юлдус Бахтиозиной, когда последняя создавала дебютный театрализованный перформанс «Шуба на кону» — с жемчугами, кокошниками и мехами.
ПОЛИНА КРАСНОВА
Танцовщице компании русского современного танца «ЭТО» Александра Могилева 21 год. Экспрессивная широта движения, щедрая эмоциональность, вдумчивое от природы исполнение — все это позволяет худруку труппы использовать пластические и артистические возможности Полины Красновой практически в каждой постановке. С партнером по труппе Алексеем Морозовым (героем первой части нашего списка) они часто составляют дуэт. На этот тандем однажды поставил миниатюру Владимир Варнава, после чего последовало специальное соло от хореографа для Красновой — «Пар над несваренным рисом». Но и это еще не все: несмотря на юный возраст, Полина делится своим дарованием педагога в школе Александра Могилева.
МАКСИМ ПЕТРОВ
Постепенно придется привыкнуть, что на танц-сцене в России два Максима Петрова: первый — худрук балетной труппы «Урал Оперы Балета», имя давно заслуженное, второй — только завоевывает наше внимание. Совсем юный артист недавно окончил Академию танца Бориса Эйфмана и быстро попал в поле зрения Владимира Варнавы. Благодаря целеустремленности, острому желанию экспериментировать, совершенствовать пластические возможности и реализовать себя через танец, Максим регулярно участвует в постановках труппы Gruppa Varnana и молодой компании Ксаны Ковалевой Pink Dance.
ЕВГЕНИЯ ТУРУШКИНА
Хореограф и перформер из Екатеринбурга окончила Челябинскую академию культуры и искусств, после чего были мастер-классы и стажировки в рамках American Dance Festival и легендарного ансамбля Batsheva. В России же танцовщица перенимала опыт у лучших из лучших, включая Татьяну Баганову и Антона Адасинского. У нее большой бэкграунд, и пропускать это имя точно не стоит. Если увидеть Турушкину на сцене один раз, то ее фактура и органика запомнятся надолго. За ее пластикой хочется наблюдать еще и еще, отыскивая видео в соцсетях. Сама Евгения, помимо прочего, называет себя исследователем — тела, мира вокруг через движение. Результаты этого анализа можно наблюдать в качестве танца, который стремится к максимуму. Доверяют же ей не только хореографы, но и драматические режиссеры, приглашающие Евгению в качестве ассистента.