Возраст — 35 лет. Много это или мало? Уже не юность, но и до мудрых седин еще далеко. Через многое пройдено и только-только набраны энергия и опыт для дальнейших свершений. Пережитые трудности закалили и укрепили. В общем, 35 — это самый расцвет сил.
Нашему герою тоже исполняется 35. И это — театр «Кремлевский балет».
РОЖДЕНИЕ
Театр родился и формировался в сложные для страны годы. Официальная дата рождения — 4 ноября 1990 года, когда был дан первый спектакль. Интересно, что позднее этот день стал государственным праздником — Днем народного единства. Так, волей случая (или судьбы?) в сердце столицы появился новый балетный театр. Авторский театр. Первоначально он назывался «Театр балета Кремлевского Дворца съездов».
Отцом-основателем стал Андрей Борисович Петров, к тому времени завершивший карьеру артиста Большого театра, поставивший несколько балетных спектаклей и танцевальных сцен в операх в родном театре. С одной стороны, он прекрасно знал сцену КДС («Кремлевского Дворца съездов»), которая была второй площадкой для Большого. С другой — в смутное переходное время Петров затеял рискованное дело. Сколько всего открывалось в начале 90-х и в лучшем случае просто не получало развития. Но молодого, яркого и уже успевшего заявить о себе хореографа поддержали видные деятели искусства и дирекция Кремлевского дворца. Оставалось оправдать оказанное доверие и доказать право еще одного балетного театра на существование.
Премьерой стал балет Владимира Васильева «Макбет» на музыку Кирилла Молчанова. После «Макбета» показали вечер из фрагментов старинной хореографии в двух отделениях под общим названием «Старинный балет». Вторым отделением шел «Привал кавалерии», а в первом были собраны такие бриллианты, как фрагмент из «Спящей красавицы», «Па-де-катр», Гран па-де-де из «Венецианского карнавала», па-де-де из балета «Сильфида» и «Танец часов» Петипа из оперы «Джоконда». Зачем это подробное перечисление?!
Чтобы стало ясно: изначально руководство и артисты задали очень высокую планку — тот стандарт служения классическому танцу, которому театр верен и сегодня.
КРЕСТИНЫ
Как выживали, как ставили спектакли, где находили средства для постановок — все это сейчас кажется волшебным сном. Модный дом Nina Ricci создавал костюмы для нового балета Владимира Васильева «Золушка», а главную партию согласилась исполнить Екатерина Максимова. И, как в сказке, не обошлось без феи-крестной — ее роль сыграл руководитель аппарата президента России Сергей Александрович Филатов.
Балетный театр, который уже пару лет давал спектакли в КДС, выпускал новые постановки и с успехом провел гастроли в Европе, наконец привлек внимание власти. Филатов лично пришел во Дворец, присутствовал на репетициях, изучал и общался с труппой, а затем доложил обо всем Борису Ельцину.
И о чудо! Указом президента России авторский театр стал государственным и получил новое имя — «Кремлевский балет». Позднее в одном из интервью Андрей Борисович сказал: «... мы в какой-то степени устранили историческую несправедливость, поскольку именно в Кремле при дворе царя Алексея Михайловича состоялось первое в России балетное представление. <...> И мои мечты создать театр, который мог бы продолжать традиции русского классического балета, пришлись ко двору совсем неподалеку от залов, где царь с придворными смотрел первых европейских гастролеров».
НАСТАВНИКИ
Театр родился. Теперь его предстояло растить, воспитывать и направлять на верный путь. И конечно, помимо родителя, в каждой жизни должны быть наставники. В новом театре «воспитанием» артистов занялись великолепные мастера. Главным педагогом-репетитором стала сама Екатерина Сергеевна Максимова. В числе первых «воспитателей» труппы были Екатерина Всеволодовна Аксенова, Наталья Николаевна Воскресенская, Эрик Георгиевич Володин, Алевтина Александровна Корзенкова, Ирина Сергеевна Прокофьева, Вадим Сергеевич Тедеев. Перечисляешь — и мурашки по коже… Какой потрясающий педагогический состав!
Театр рос, креп, пополнялся новыми спектаклями и артистами. Если изначально труппу собрали из танцовщиков с опытом работы в разных театрах, то постепенно у «Кремлевского балета» выработался единый стиль, основанный на крепкой школе.
Екатерина Сергеевна Максимова оставалась с театром до конца своих дней. Все замирало, когда она появлялась в зале. Многие мечтали оттачивать мастерство под ее руководством, но такой чести удостаивались не все. Светлана Романова, Жанна Богородицкая, Наталья Балахничева, Ольга Зубкова, Татьяна Предеина, Татьяна Гордеева, Елена Жаворонкова, Александра Тимофеева, Алия Хасенова — и это далеко не полный список ее прекрасных учениц. При этом Екатерина Сергеевна давала советы, важные подсказки не только своим подопечным. Нынешний заведующий труппой (в прошлом — ведущий солист) Вадим Кременский вспоминает, как она буквально на ходу, у лифта, показала ему, как найти ключ к пластике партии Черномора в «Руслане и Людмиле»: «…низко пригибаясь к полу, волнообразно двигаясь, на глазах превращалась в нечто паукообразное». Таков был диапазон великой балерины и педагога.
Со временем кто-то из первых педагогов ушел, но их место заняли другие. Так, педагогами-репетиторами стали Андрей Юрьевич Кондратов и Нина Львовна Семизорова. Звезды Большого театра, первые исполнители главных партий, они продолжили карьеру на кремлевской сцене. Первый Ратмир в «Руслане и Людмиле», первая Сванильда в «Коппелии» перешли к педагогической деятельности и стали воспитывать новые поколения артистов «Кремлевского балета». Оба не только работали с солистами, но и давали классы. Их уроки всегда были технически сложны, музыкально выверены. А как они показывали! Порой было стыдно выходить на комбинацию после их идеального исполнения.
После Большого театра в «Кремлевском балете» служил Валерий Викторович Анисимов — сначала как танцовщик, затем как педагог. Он уходил в МГАХ и возвращался в театр на пост заведующего труппой, потом снова уходил преподавать в школе. Теперь его ученики — артисты и солисты «Кремлевского балета».
В театр пришли такие замечательные педагоги-репетиторы, как Владимир Аркадьевич Кошелев и Людмила Михайловна Чарская. Мы до сих пор вспоминаем классы Владимира Аркадьевича (к сожалению, его давно нет с нами), его скупые, но точные замечания, спокойную манеру и логику в подготовке тела артиста балета к работе.
А Людмила Михайловна вела за собой весь кордебалет, а также множество корифейских партий. Она не просто выстраивала артисток — она учила их чувствовать друг друга, сцену, музыку, дышать в унисон. Она всегда повторяла: солисты могут станцевать лучше или хуже, могут быть из нашего театра или приглашенными, но спектакль создает кордебалет — без слаженного, музыкального и четкого кордебалета не будет спектакля. И хотя каждый мечтает о сольных партиях, такой подход помогал всем осознать свою значимость в спектакле и в театре в целом. Когда не стало Екатерины Сергеевны, Людмила Михайловна взяла под свое крыло и ее учениц.
После постановок балетов Юрия Григоровича в «Кремлевский балет» был приглашен его ассистент Валерий Викторович Рыжов. Он до сих пор ведет огромную часть кордебалета, весь характерный репертуар и ведущих солистов.
Позже Андрей Борисович пригласил Галину Аркадьевну Шляпину. В прошлом — балерина других театров, она прониклась глубоко творческой жизнью «Кремлевского балета», став его неотъемлемой частью. Галина Аркадьевна работала со многими солистами театра и взрастила новое поколение балерин.
Со временем и артисты, воспитанные театром, начали преподавать в его стенах.
ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД
Но вернемся к сегодняшнему юбиляру. «Кремлевский балет» отметил десятилетие и вступил в подростковый период. И как в человеческой жизни подростков может захлестнуть отрицание ценностей и погоня за поп-культурой, так и наш театр поддался похожему искушению.
Миллениум. Рубеж тысячелетий. Невероятная популярность поп-артистов. Сцена ГКД все чаще отдавалась под шоу и концерты: «Муз-ТВ», «Золотой граммофон», «Шансон», сольные концерты поп-королей, светских львиц… Собрать шеститысячный зал на балет стало невероятно сложно! Казалось, что зрителю неинтересно сложное, а тем более классическое искусство. Руководство ГКД ставит все меньше спектаклей в месяц. Зарплаты мизерные. Несколько раз поднимался вопрос: выживет ли театр? Началась «текучка» артистов. Спасали гастроли, с одной стороны. А с другой…
Андрей Борисович всегда считал классический балет фундаментом и воспитывал свое детище на проверенной временем классике. Несмотря на трудности и даже угрозу закрытия, с профессиональным ростом труппы появлялись такие спектакли, как «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящая красавица», «Эсмеральда».
Театр активно сотрудничал с ведущими балетмейстерами своего времени. На его сцене в разное время увидели свет «Золушка» и «Дон Кихот» Владимира Васильева, «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный», «Корсар» Юрия Григоровича, «Красавица и чудовище» Уэйна Иглинга, «Чиполлино» Генриха Майорова, а постановку «Баядерки» осуществил Андрис Лиепа. Ценно, что все эти хореографы лично работали с артистами над подготовкой своих спектаклей.
Собственные балеты Андрей Борисович Петров тоже сочинял на основе классического танца, что было большой редкостью на рубеже XX–XXI веков. В то время как другие смешивали стили, Петров оставался верен режиссуре и новым идеям на основе ее величества — классической хореографии. Таковы его авторские версии балетов «Щелкунчик», «Наполеон Бонапарт», «Том Сойер», «Коппелия», «Катя и принц Сиама», «Снегурочка», «Фигаро», «1001 ночь», «Волшебная флейта», «Аленький цветочек», «Продавец игрушек»… И первым в череде этих самоцветов стал балет «Руслан и Людмила», которым театр и сегодня отмечает юбилей на родной сцене Государственного Кремлевского дворца.
СОТВОРЧЕСТВО
Балетный спектакль — это не только воплощение идей хореографа. Это и художественное оформление, костюмы, музыка. С «Кремлевским балетом» сотрудничали выдающиеся мастера: театральные художники Марина Соколова, Станислав Бенедиктов, Владимир Арефьев, Таир Салахов, Вячеслав Окунев, Борис Мессерер, Анатолий Нежный, Николай Шаронов, Григорий Белов; переносились декорации Симона Вирсаладзе и Валерия Левенталя. Особую ценность (и опять же редкость для рубежа столетий) представляло создание спектаклей на специально написанную музыку. Такими стали «Наполеон Бонапарт» в сотворчестве с композитором Тихоном Хренниковым, «Том Сойер» и «Катя и принц Сиама» авторства композитора и дирижера Павла Овсянникова. Много лет с Андреем Петровым сотрудничал композитор Владимир Качесов: он сделал музыкальную редакцию балета «Эсмеральда» (мелодия Пуни, переложенная на акапельное исполнение хора в финале никого не оставляет равнодушным), затем — аранжировку вокальных партий музыки Моцарта и Россини для балета «Фигаро» и превратил оперную партитуру «Волшебной флейты» в балетную.
Их последней совместной работой стала «Клеопатра»…
Постоянным соавтором Андрея Петрова была его супруга, художник по костюмам Ольга Полянская, создавшая множество костюмов для театра. Ольга Дмитриевна не просто рисовала эскизы — на первых примерках она сама прорисовывала силуэт и детали будущего костюма прямо на артисте, накладывала аппликации из разных тканей. Она прекрасно знала артистов и до сих пор следит за их творчеством в «Кремлевском балете».
Балетный спектакль — это синтез хореографии, музыки, режиссуры и сценографии. Но все это нужно воплотить на сцене. Здесь важна художественно-постановочная часть и тот, кто объединяет все компоненты, — режиссер, ведущий спектакль. В разные годы такими помощниками и соратниками Петрова были Александр Холфин, Ольга Захарова, фактически «правая рука» худрука Татьяна Розанова, а в последние годы — Екатерина Христофорова (в прошлом артистка театра).
ДРУЗЬЯ
Хотя художественным руководителем «Кремлевского балета» был действующий и плодотворный балетмейстер, театр был открыт к сотрудничеству. Так, несколько лет труппа участвовала в проекте Андриса Лиепы «Русские сезоны XXI века». «Жар-птица», «Шехеразада», «Синий Бог», «Тамар», «Болеро», «Павильон Армиды», «Послеполуденный отдых фавна», «Шопениана», «Петрушка», «Половецкие пляски», «Клеопатра. Ида Рубинштейн»… Оглядываясь назад, понимаешь, сколькими постановками жил театр, сколько спектаклей было станцовано, с какими разными хореографами и выдающимися артистами довелось работать.
Обмену опытом способствовали и Международные фестивали балета в «Кремле», во время которых показывались спектакли театра с участием приглашенных мировых звезд. Это всегда было сложным, напряженным, но невероятно интересным периодом для артистов.
ПРАЗДНИКИ
Бурный подростковый возраст был пережит. Свой двадцатый день рождения театр отметил большим праздничным концертом, состоящим из фрагментов спектаклей разных лет. Царило ощущение праздника, некоей радости и принадлежности к этому важному моменту.
А на праздновании четверти века был не просто гала-концерт, а целый режиссерский спектакль о маленькой девочке, мечтающей о балете и попадающей в волшебный мир театра. На тот юбилей пришли многие артисты и педагоги, которые когда-то стояли у истоков создания «Кремлевского балета». Чувствовалось, что у театра уже есть своя история.
К 30 годам наш герой, «Кремлевский балет», как гласит народная мудрость, построил «дом» — создал прочный фундамент из репертуара — и «воспитал детей»: первые артисты завершили танцевальную карьеру, разлетелись из родного гнезда, неся в мир то, что получили в стенах театра. А еще было «посажено дерево», корни которого уходят глубоко в почву Кремлевского дворца: многие артисты остались служить театру педагогами-репетиторами, заведующими труппой, режиссерами, костюмерами, администраторами. Это обеспечивает преемственность поколений — важнейший принцип любого большого театра с историей.
ЧУМА
И тут новая напасть — пандемия. Закрытие театра. Карантин. Артисты выходили из формы, не могли репетировать и выступать. Даже когда жизнь вокруг возвращалась в привычное русло, для театра ограничения сохранялись. Потому что это не просто театр. Потому что «Кремлевский балет». Потому что всегда, помимо творчества, есть понимание, в каком месте ты находишься.
Мы все понимали... Но артистам нельзя без сцены, нельзя без репетиций, нельзя без занятий! Это был ужасный период! Главным было не остановиться, не сложить руки, продолжать двигаться.
30-летний юбилей прошел на сцене… при пустом зале. Но не потому, что никто не пришел, а потому что Кремль и соответственно «Кремлевский балет» был закрыт для посещения. Артисты танцевали для телекамер класс-концерт и дивертисмент из фрагментов репертуара, сочиненные Андреем Петровым. Они были в плохой форме, а после каждого номера в зале стояла звенящая тишина. Сердце сжималось от боли. Но они танцевали.
Затем так же, при пустом зале, были сняты почти все спектакли репертуара. Артисты болели, уходили на больничный, снова теряли форму и с трудом ее возвращали…
Но они выстояли!
На поклонах одного из первых спектаклей после открытия у многих на глазах были слезы — ведь уже казалось, что этого никогда не случится.
ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ...
Во время карантина, помимо съемок, Андрей Борисович Петров начал постановочные репетиции нового спектакля. Для жизни театра и для его роста необходимо не только сохранять репертуар, но и всегда быть в поиске. Именно в тот период рождался балет «Клеопатра» на музыку Владимира Качесова. Балет был полностью поставлен и показан руководству Дворца, но премьеру отложили…
Все постепенно налаживалось: репетиции, спектакли, премьеры, активная работа над следующим новым балетом…
Но... театр столкнулся с неожиданной кончиной своего художественного руководителя, отца-основателя. Сначала никто не мог поверить в эту трагическую новость. В декабре 2025 года ему исполнилось бы 80 лет. Юбилей в юбилейный год театра…
Труппа замерла в немом вопросе: «А что будет дальше? Что будет с нами? С театром?»
После ухода родителей дети быстро взрослеют. И продолжают жить.
Государственный театр с богатой историей в центре столицы не так просто закрыть. Дирекция ГКД назначила нового руководителя — Александру Тимофееву. В прошлом — прима-балерина театра, ученица Екатерины Максимовой, уже несколько лет работавшая педагогом-репетитором. Александра Сергеевна взяла на себя эту тяжелую ношу и повела театр дальше. Первым испытанием стал долгожданный выпуск «Клеопатры» без ее создателя. И премьера состоялась! Затем с большим успехом прошла постановка масштабной «Раймонды», появилась новая версия «Щелкунчика» для камерных новогодних представлений, а сейчас идут репетиции следующего балета.
Конечно, Александра Тимофеева не одна на этом пути. Рядом — опытнейшие Андрей Кондратов, Валерий Рыжов, ведущий женский педагог (в прошлом прима-балерина театра) Жанна Богородицкая, балерины, ставшие педагогам-репетиторами Оксана Григорьева, Ирина Аблицова; заведующий труппой один из первых солистов театра Вадим Кременский. В театр приходят новые люди: артисты, педагоги, хореографы. Восстанавливаются давно не идущие спектакли, выходят премьеры, в афишах появляются новые вводы в сольные партии. Кипит работа, а значит, жизнь театра «Кремлевский балет» продолжается.
И об этом — в следующих материалах спецпроекта.
Автор: Вероника Варновская
