Мариинский отмечает день рождения Игоря Стравинского балетной премьерой: 15 июня в рамках открытия фестиваля «Гений места. Стравинский. Ораниенбаум — Санкт-Петербург» в театре покажут «Концертные танцы» в постановке Александра Сергеева. Танцовщик и хореограф создал эту работу для Ростовского музыкального театра в ноябре 2023 года, а теперь выпускает ее на родной сцене в Петербурге — снова в оформлении дизайнера Леонида Алексеева. Рассказываем об истории сочинения Стравинского и его судьбе на балетной сцене.
Не-балет
«Концертные танцы» Игорь Стравинский не задумывал для балета. Вместе с другими сочинениями этой формы «Танцы» формируют концертный пласт наследия композитора. Ему, к слову, принадлежит большая роль в возрождении идеи концертности в XX веке. Стравинский создал это сочинение по заказу Вернера Янссена для симфонического оркестра в Лос-Анджелесе исключительно для концертного исполнения. И все же сама структура «Танцев» отсылает нас к балету. Так, вторая часть сочинения называется pas d’action, а четвертая — pas de deux.
Неоклассицизм
«Танцы», написанные в 1942 году, яркий пример неоклассического периода композитора, который обозначился в его творческой биографии с появлением балета «Пульчинелла» в 1920 году и постепенно подошел к завершению в конце 1940-х годов, когда свет увидели «Симфония в трех частях» и балет «Орфей». Неоклассическую веху музыки Стравинского часто делят на две главы. Первую из которых характеризуют парафразы на разные исторические стили прошлого — от барокко до венской школы и раннего романтизма. Вторую же отличают классические формы, та самая концертность, игровое начало и распевная мелодика с неизменной яркой концепцией ритма Стравинского. Неоклассический период композитора оказался длительным, определил три десятилетия в его творчестве и дал жизнь нескольким балетам, включая «Игру в карты», «Аполлона Муссагета» и «Поцелуй феи». Последний (в постановке Максима Петрова) покажут в Мариинском театре в один блок с премьерой «Концертных танцев» в хореографии Александра Сергеева.
Джордж Баланчин
Премьера «Концертных танцев» для камерного оркестра под управлением самого Стравинского с успехом прошла в Лос-Анджелесе в 1942 году. Первым за балет на эту музыку взялся друг и многолетний соратник композитора — Джордж Баланчин. Всего хореограф поставил 39 работ на сочинения Стравинского, «Танцы» — в списке. Через два года после первого исполнения музыки балетный спектакль появился в репертуаре Русского балета Монте-Карло: во время Второй мировой войны компания гастролировала по США, и Баланчин сотрудничал с труппой. В составах нового спектакля были Александра Данилова и Мария Толчиф. Одни критики отмечали математическую точность хореографии, другие — радость танца. Спустя четверть века, в июне 1972 года, внутри своего детища New York City Ballet Баланчин организовал первый фестиваль. Насыщенный недельный смотр был посвящен близкому товарищу хореографа — Игорю Стравинскому. Зрители увидели 20 премьер, в том числе и новую версию «Концертных танцев».
Кеннет Макмиллан
Карьера Макмиллана как по-настоящему цельного хореографа отсчитывается именно с «Концертных танцев». Один из главных героев британского балета начал ставить в 23 года. Сперва это были небольшие работы для творческих мастерских, но в 1954 году Нинетт де Валуа поручает ему создать для труппы Sadler’s Wells одноактный балет. Премьера «Танцев» состоялась в январе 1955 года. Оформил спектакль по приглашению де Валуа художник Николас Георгиадис, который плотно сотрудничал с Макмилланом, в том числе в рамках постановки балета «Ромео и Джульетта». По описаниям, Георгиадис выбрал для «Танцев» яркий карнавальный стиль, Макмиллан же сделал хореографию острой и резкой, быстрой и стремительной, неожиданной и непредсказуемой, что имело большой успех. Британский критик Клемент Крисп в своем обзоре премьерного вечера писал: «Я до сих пор помню, как глаз дразнили искры энергии и дикой оригинальности, исходящие от движений, как струились и вспыхивали рисунки Георгиадиса, насколько проворными казались молодые танцовщики». Нинетт де Валуа в результате включила «Концертные танцы» в репертуар балетной труппы Королевского театра Ковент-Гарден.
Леонид Якобсон
Всего существует с десяток постановок «Концертных танцев» по всему миру. На территории соцлагеря в 1971 году за партитуру осмелился взяться бунтарь и новатор Леонид Якобсона, В год, когда Стравинский ушел из жизни, он ставит на эту музыку балет «Контрасты». Работа создавалась в одно время со знаменитым «Экзерсисом XX». В обоих постановках Якобсон взял за основу концепцию балетного класса, акцентируя внимание на телесной точности и архитектуре движения со свойственной ему деконструкцией классических академических основ. В «Контрастах» внутри взаимодействия музыки и хореографии одновременно звучали линейность и спонтанность танца, ирония и строгость интонаций, академизм и шутка над ним. Такая игра подчеркивалась и в решении костюмов: в яркой цветовой контрастной гамме в сочетании с юмором в пластике считывалось дурачество удалого, почти площадного театра.
Текст: Ольга Угарова Фото: Михаил Вильчук © Мариинский театр, 2024