В Иваново завершилась хореографическая программа пятого фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда».
Текст: Екатерина Васенина
«Первая фабрика авангарда» — без преувеличения самое значимое событие в сфере современного искусства города Иваново. На фестивале представлены экспериментальные арт-проекты по восьми направлениям: актуальное искусство, фотография, театр, хореография, музыка, мода, кино и литература.
Хореографическая программа ивановского фестиваля всегда очень обширна. Так было и в этот раз. Гостевая часть состоит из нескольких названий, гораздо шире в афише представлены ивановские премьеры с приглашенными хореографами, поставившими новые работы на ивановских танцовщиков.
Автор остроумного телеграм-канала «Перфпакет» Анастасия Ребкало из Петербурга выступила на сцене городского театра драмы с перформанс-лекцией «Стендап-стенд-арт практики». Вооружившись микрофоном, она рассказывала о своем понимании современного танца, немного двигалась и комментировала смешные танцевальные видео из тиктоков: «Педагог Вагановки всегда спрашивал у меня после показов: «В чем конфликт, Настя?» Наверное, этот вопрос задают себе многие зрители современного танца, но в этот раз им не дали микрофон. Школьница из зала вызвалась читать с листа работу Бориса Гройса «В потоке», зал охотно отвечал на вопрос о разнице контемпа и контемпорари. В этот же вечер на сцене выступал детский ивановский коллектив Ивана Кутузова iD Academy, публика встречала своих на ура. В работе «Настоящее», поставленной на подростков, было три пазла, три блока: хореография под песни «Битлз» и Лу Рида, под текст песни Цоя «Дерево», танцы в стиле «ТНТ» и околофилософские блуждания в красных огоньках. Зал бурно реагировал на ТНТ-стиль и просто друзей на сцене. Все блоки пронизаны тревожностью, страхом и одновременно стремлением к свету. Толпа в масках нападает на девочку-подростка и, даже когда она выходит из круга, бьет пустоту по привычке бить. Возможно, хореограф закладывал в постановку взгляд на отношения в подростковой среде, но в итоге современный танец не стал инструментом анализа настоящего, реального, а предстал из-за неловкой драматургии пространством эскапизма, ускользания от реальности
Педагог-хореограф из Москвы Лика Шевченко выпустила новую версию спектакля «Ткань», поставленного на театр танца «Провинциальная фабрика» под руководством Любови Калмыковой, куратора хореографической программы «Первой фабрики авангарда». «Ткань по-новому» — спектакль для столицы текстильного края про полотно жизни как таковой, которое надо успеть ощутить, погладить, помять, разорвать и сшить. Звучит «Летел и таял» Леонида Федорова, танцовщики отталкивают руками что-то большое, тяжелое, неумолимо надвигающееся. Выстраиваются в очередь перед микрофоном, произносят в него по одному заветному слову. Кому-то Распорядитель (Максим Шуликин) затыкает рот: а тебе нельзя высказываться. И тогда все танцуют под Thanks for the dance Леонарда Коэна. «Ткань по-новому» пока еще подобна сырцу: не прошла финальную обработку хореографии и смыслов. Работы, успешно прошедшие обкатку на публике, после премьеры еще дорабатываются. Уверена, здесь будет так же.
В гостевой программе были показаны моноспектакли Виктории Арчая: «Татьяна», танцевальное соло Елизаветы Щедриной, и «День, в котором быть» ― личная история Виктории. Я очень благодарна ей за то, что она открыла для аудитории современного танца балерину Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Елизавету Щедрину. То, как Щедрина работает в миниатюре по мотивам сцены «Письмо Татьяны» романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», говорит о ней как об очень интересной и самобытной танцовщице, актрисе с тонкой душой, находящей воплощение в талантливом хореографическом тексте. Ей очень идет роль влюбленной книжной девочки, потерявшей себя в буре новых чувств, к которым ее не готовили.
В рамках «Первой фабрики авангарда» состоялся мини-фестиваль хореографических перформансов «Натанцованные мысли» на площадках бывшего Дворца текстильщиков, Центра культуры и отдыха. Анна Демина из Иваново показала миниатюру «Образ Я» о том, как человеку идет быть собой. Екатерина Лавренюк из костромской школы «Диалог данс» создала и исполнила соло «Белый шум» с использованием жестового языка, показывая, что шум и тишина вызывают одинаковый уровень тревоги. Ивановский коллектив «Возрождение» с сюитой «Лежать на душе» Олеси Голяковой и Любови Калмыковой показал буквально, как люди носят на спинах кирпичи-проблемы и даже не догадываются о том, что их можно просто сбросить, хотя бы на время.
Костромской театр танца Flame в спектакле «Кроткая» поведал о вреде кротости в гендерном раскладе «три женщины, один мужчина»: в роли кроткого и кроткой за час спектакля побудут и Он, и Она, а мы увидим, что власть над зависимым существом опьяняет, но не приносит желаемого. Всего с 3 по 7 октября на «Натанцованных мыслях» было показано около 20 работ, раскрывающих интересное развитие современного танца в таких регионах Центральной России, как Иваново, Ярославль, Кострома. Многие пытаются художественно осмыслять текстильное и историческое наследие «равнинно-фабричной цивилизации», как назвал эти места историк Михаил Тимофеев.
8 октября в атриуме торгового центра «Серебряный город» коллектив «Провинциальная фабрика» показал пластический спектакль «Ломаной черной линией» о жизни и творчестве Анны Ахматовой в постановке и хореографии Любови Калмыковой и Валерии Ванцыной. В спектакле наряду с современной хореографией звучат стихи и письма Ахматовой. С большой вероятностью в репертуаре «Провинциальной фабрики» появится спектакль и о семье Цветаевых. Дело в том, что у основателя Музея изобразительных искусств имени Пушкина, уроженца Шуйского уезда Ивана Владимировича Цветаева кроме дочерей Марины и Анастасии была еще и дочь Валерия от первого брака. Валерия Ивановна Цветаева училась у Айседоры Дункан в ее немецкой школе (кстати, в программе «Натанцованных мыслей» уже появилась ивановская миниатюра «Босоножки» об Айседоре Дункан) и у Людмилы Алексеевой в Москве в ее студии гармонической гимнастики. Валерия Цветаева сама преподавала движение, танец и открыла в 1923 году в Москве курсы для синтетических артистов. Две книги о ней выпущены в ивановских издательствах, выставка хранится в музее семьи Цветаевых в Ново-Талицах на выезде из Иваново. Автор проекта «Провинциальной фабрики» Любовь Калмыкова надеется, что такой спектакль ― пластическая рецепция художественного опыта и судьбы семьи Цветаевых ― украсит репертуар ее коллектива.
С 9 по 13 октября в культурном центре «Авангард» состоялась лаборатория «Балет конструктов» Алексея Ищука. Ищук много работает хореографом-постановщиком по всей России в театрах разных жанров, в Иваново он тоже не впервые. В этот раз Алексей подготовил для студентов ИвГУ емкий материал для создания хореографических миниатюр, основанных на архитектуре ивановского конструктивизма. Метод строится на синтезе музыки и хореографии, опытах, проводимых в начале прошлого века участниками сообщества «Синий всадник» Василием Кандинским, Томасом Гартманом и Александром Сахаровым. Для лаборатории музыку писали молодые композиторы из Москвы ― Лукас Сухарев и Станислав Фролов. Пластические образы создавались вокруг пяти памятников ивановского конструктивизма 1920–1930-х годов: железнодорожный вокзал, дом-пуля, дом-птица, дом-корабль, дом-подкова. Студенты, много слышавшие о ценности ивановского конструктивизма, благодаря подходу Ищука, кажется, смогли осознать окружающий их «гений места» и достойно воплотить импровизационные замыслы на сцене.
В ходе фестиваля состоялась премьера второй серии фильма-исследования Conmunity (contemporary community) Екатерины Стегний и Ольги Крамской об ивановском современном танце. Стегний задумала многолетний документальный сериал-исследование российского современного танца (первый эпизод был об Инновационном театре балета Калуги).
Ивановский современный танец еще очень молод, но те усилия, что прикладывает к развитию танца в Ивановской области Любовь Калмыкова (не только современного, но и инклюзивного), огромны и приносят плоды. Профессиональное сообщество стремится на ивановские мероприятия: лабораторию «Натанцованные мысли», платформу поддержки молодых хореографов «Лампочка». Российские хореографы охотно ставят работы на коллектив экспериментального театра танца «Провинциальная фабрика»; попасть в хореографическую программу «Первой фабрики авангарда» считают за честь; снят фильм о феномене ивановского танца; в Ивановском государственном университете открыта образовательная программа «Образование в области хореографии».
Есть ряд коллективов и имен, развивающихся параллельно: «Талочка», iD Academy, в ивановском колледже культуры преподает выпускница Академии имени Вагановой Дарья Нихейма. В репертуаре ивановского коллектива современной хореографии «Возрождение» есть цикл патриотических спектаклей в жанре современной хореографии: возможно, они, а также спектакли, осмысляющие историко-культурное наследие, станут приметами нового лица ивановского современного танца. Все предпосылки для этого в программе 2023 года уже есть.
Фото обложки материала: Елизавета Щедрина в миниатюре «Татьяна» в постановке Виктории Арчая. (Фото Олега Павлова)