«Дни танца» в «Сириусе» завершились выступлением балетной труппы Мариинского театра. Из Петербурга привезли два одноактных спектакля: «В ночи» Джерома Роббинса и Concerto DSCH Алексея Ратманского.
В этот вечер на сцену вышел звездный каст театра: Виктория Терешкина, Кимин Ким, Рената Шакирова, Мей Нагахиса, Надежда Батоева, Мария Ширинкина, Константин Зверев, Филипп Степин. И если судить о выступлении по залу, эмоциональное воздействие вышло мощным, зритель буквально не дышал, замерев во время исполнения дуэтов Роббинса под ноктюрны Шопена (кстати, аккомпанемент был живой, что сразу добавило происходящему чувственности, осязаемости и камерности). Обсуждать танец не приходится: постановка давно входит в репертуар театра и проработана на высшем уровне. Совершенно невозможно не сказать пару слов о выразительности рук артистов Мариинского театра. И у мужчин, и у женщин руки в дуэтах не просто отыгрывали шопеновскую тональность, а выражали надлом, борьбу, хрупкость, страстность, сомнения — все эти эмоции после каждой фразы будто шепотом допевались кистями. Безумно красиво.
Concerto DSCH прошел молниеносно: постановка насыщена техникой и постоянными выходами со сменой артистов. Несмотря на специфику и скромный размер сцены, все поместились и даже не мельчили в больших прыжках и поддержках, исполнив все, наоборот, чисто, широко, дерзко. В следующем году организаторы надеются проводить «Дни танца» уже в новом театре (сейчас финальная стадия строительства, открытие ожидается в декабре), где будет профессиональное оснащение сценического пространства световым и техническим оборудованием, что позволит артистам чувствовать себя комфортно на сцене, а самое главное — привозить на фестиваль большие спектакли.
До представления состоялся паблик-ток с художественным руководителем проекта Светланой Захаровой. Обсуждалось много разных тем, некоторые из которых хочется выделить.
Как все успеть
Все проекты, которые я провожу, — «Бенуа де ла Данс» и «Дни танца» — со мной делает большая профессиональная команда. Мы работаем над ними 24 часа в сутки. Без людей рядом было бы невозможно осуществить задуманное. Я их очень люблю за профессионализм. Что касается моих компетенций как балерины, то здесь я уже отвечаю за все сама. Я продолжаю по-прежнему много и внимательно работать над каждым спектаклем. Пока получается все виды деятельности совмещать, но, повторюсь, лишь благодаря команде, которая мне помогает.
О профессионализме и ответственности
Если что-то делаешь, делай максимально профессионально. Я всю жизнь очень строго относилась к себе, никогда не расслаблялась после того или иного успеха. Да и педагоги, и критика ко мне относились строго. Никто поблажек не давал. Я пришла в театр в 17 лет, первый сезон выдался сразу очень насыщенным: я станцевала Марию в «Бахчисарайском фонтане», Жизель, Гульнару в «Корсаре», вариации, двойки, четверки. Изучая критику тогда, я поняла, что на возраст скидку мне давать никто не будет. С одной стороны, было больно читать неприятные слова о себе, с другой — они воспитывали характер и заставляли работать еще больше. Если тебе доверили вести роль в Мариинском театре, значит, нужно соответствовать.
О конкурсах
Я испытываю двоякое отношение к участию в конкурсах. С одной стороны, когда отсутствовали социальные сети, конкурсы были единственной возможностью заявить о себе. Раньше они действительно открывали новые имена и становились толчком к большой карьере. У меня, например, после участия в Vaganova-Prix жизнь сильно изменилась: меня пригласили учиться в Академию Русского балета А.Я. Вагановой, и судьба в итоге сложилась определенным образом.
С другой стороны, когда я выступала на конкурсе, то сказала, что это в последний раз — я не конкурсная балерина. Есть артисты, которые переезжают с конкурса на конкурс, но провести на должном уровне весь спектакль не могут. Сегодня конкурсы как структура себя будто бы изжили. В эпоху интернета мы все друг друга и так знаем и видим.
О любви к ролям
Нельзя выделить любимую роль. Любимая всегда та, которую в данный момент готовишь. Она и должна быть любимой, в обратном случае лучше ее не танцевать. Зрителя обмануть невозможно. Если вы не любите то, чем занимаетесь, уходите сразу. Никому такие жертвы не нужны.
О русском балете сегодня
У балета, как искусства, есть волны поколений: плеяду ярких имен артистов всегда сменяет затишье. Не бывает ровно. Например, когда я пришла в Большой театр, был небольшой спад. И меня пригласили для того, чтобы этот спад упразднить. Сейчас я могу об этом говорить, я вне конкуренции, живу на своем уровне, а тогда я это просто отмечала. После моего прихода труппа Большого сильно подтянулась, чему я очень рада. Артисты увидели, что можно работать по-другому, делать те или иные движения лучше, солисты все взбодрились. А в Мариинском в тот период, наоборот, был подъем, танцевало поколение талантливейших артистов, ярчайших звезд балета.
Если говорить глобально, нет только русской школы и ничего другого. Мы среди лучших. Есть потрясающие французская, итальянская школы. И там тоже все развивается волнами.
О будущем
Честно говоря, я вообще ничего не планирую. Пандемия показала нам всем, что планировать ничего не надо. Я живу сегодняшним днем: есть определенная задача, и я ее выполняю. Так же и с проектами: появляется новый проект, я в него погружаюсь. Все равно пока акцент у меня на танце. Да, я сейчас уже не выхожу в больших сложных спектаклях, я их отложила с надеждой, что еще когда-нибудь станцую. В это же время я абсолютно трезво отношусь к своим возможностям и не хочу показаться хуже, чем когда-то, и не в должном качестве, это не в моих правилах. Всему свое время, сейчас у меня есть ряд партий и спектаклей, в которых я танцую, в том числе современная хореография в проекте Modanse, так что как балерина я не сижу без работы.
Сейчас я танцую то, в чем чувствую себя и могу показать что-то новое, для меня важно продолжать удивлять зрителя и дарить ему эмоциональное и эстетическое удовольствие.
«В ночи» Джерома Роббинса в исполнении артистов Мариинского театра на заключительном вечере проекта «Дни танца» в «Сириусе»
Фото: Алиса Асланова