Рецензия

В Йошкар-Оле завершился Всероссийский конкурс в номинации «Хореографы».

01.05.2023

«Росконцерт» провел в Йошкар-Оле очные туры Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в номинации «Хореографы». В результате было выбрано четыре победителя: Лилия Симонова, Вита Мулюкина, Константин Матулевский и Антон Дорофеев. Теперь они поставят спектакли на сценах трех государственных театров в Йошкар-Оле, Уфе и Воронеже. Автор диджитал-журнала «Балет» Ольга Угарова съездила в столицу Республики Марий Эл, чтобы рассказать, как все прошло.

Конкурс артистов балета и хореографов в Йошкар-Оле проводится с 2013 года. Создан он по особой системе: каждый год проводится определенная номинация и именно ей посвящают отбор. Весь цикл — четыре года: сначала отсматривают хореографов, затем лучших в характерном и народно-сценическом танце, после — исполнителей современного танца и только потом — артистов балета. В этом сезоне была объявлена номинация «Хореографы». Из 50 заявок, отправленных онлайн в рамках I заочного тура, было выбрано 16 работ, которые во II туре показали на сцене Марийского театра оперы и балета.

Открывать офлайн-часть конкурса пригласили МАМТ. По словам генерального директора труппы Андрея Борисова, одна из миссий театра — показывать танец по всей стране, а не только на своей родной сцене. Программу составили так, чтобы гости вечера смогли посмотреть отечественную современную хореографию. Первое отделение отдали работе Максима Севагина — «Блум» на музыку Антонина Дворжака. Во втором соединили миниатюры Андрея Кайдановского, Константина Семенова, Ксении Тернавской и отрывок из «Щелкунчика» Юрия Посохова. Двадцать минут этой части показали, как по-разному можно работать с балетом и современной пластикой, выбирая для разговора полярные темы, — и по настроению, и по форме. Третью часть отдали шедевру Иржи Килиана «Маленькая смерть», который идеально идет безупречной выучке и форме труппы МАМТа.

В столицу Республики Марий Эл приехали хореографы со всей страны: Анна Юдина, Константин Матулевский, Вячеслав Пегарев, Лилия Симонова, Никита Высоцкий, Александр Рюнтю и Виктория Арчая — из Москвы, Дарья Вергизова и Антон Дорофеев — из Петербурга, Ринат Абушахманов — из Уфы, Игорь Пожидаев — из Воронежа, Евгения Пичкалева — из Краснодара, Вита Мулюкина — из Ростова-на-Дону, Юлия Репицына — из Челябинска, Владимир Ласков — из Екатеринбурга, а Виктор Шутылев представлял Йошкар-Олу. Каждый приготовил для офлайн-блока два номера: соло и дуэт из балета, который пока не поставлен, но уже обрел форму в виде написанного хореографом либретто. Участники выбрали одну из пяти предложенных тем: три из них были посвящены Александру Пушкину, а две — русским народным сказкам и образам русской культуры и поэзии.

В большинстве случаев хореографы работали с классической и неоклассической лексикой. И тем не менее Дарья Вергизова из Петербурга, Юлия Репицына из Челябинска, Лилия Симонова и Константин Матулевский из Москвы в своих работах явно стремились раздвинуть границы танцевальной и балетной стилистики репертуарного театра, уходя или в сторону интеллектуальной контемпорари-пластики («Петрушка» Вергизовой), или сплетая современную лексику с классической фразировкой («Каменный гость» Репицыной), или интегрируя постмодернистскую иронию («Моцарт и Сальери» Матулевского и «Онегин» Симоновой).

Были интересные находки и в музыкальном сопровождении. Классическое оформление, в которое среди прочих вошли сочинения Прокофьева, Чайковского, Моцарта, Свиридова и Десятникова, было разбавлено неординарными решениями. Так, для своего «Каменного гостя» Юлия Репицына выбрала музыку с японскими мотивами монгольского композитора Нацагийна Джанцаннорова, Евгения Пичкалева в качестве сопровождения своих номеров из «Сказки о мертвой Царевне и семи богатырях» использует сами стихи Пушкина, а Дарья Вергизова взяла за основу электронный саунд Леры Финкельштейн, в который петербургский композитор вплетает отзвуки «Петрушки» Стравинского.

По итогам второго тура жюри отобрало восемь хореографов. За два дня финалисты должны были поставить массовую сцену на артистов Марийского театра. Эта подготовка стала настоящим вызовом не только для участников конкурса, но и для танцовщиков: с утра до позднего вечера они репетировали с балетмейстерами практически без перерывов и должны были в кратчайшие сроки запомнить текст восьми эпизодов, за что труппа получила специальный приз «За высочайший профессионализм, проявленный на конкурсе».

По итогам III тура премии распределились следующим образом. Золотую медаль получила Лилия Симонова — ее финальный номер назывался «Сон Татьяны». Серебряными медалями наградили Виту Мулюкину и Константина Матулевского: Вита поставила «Головокружение» из балета «Русалка», а Константин — сцену «Моцарт и поклонники» с участием не только местной труппы, но и виртуозных артистов Воронежского театра Ивана Негробова и Тагира Мустафаева. Бронзовая медаль досталась Антону Дорофееву. В третьем туре петербуржец показал «Танец паучат» с элементами гротеска.

Лауреаты получили возможность поставить в следующем сезоне полноценные спектакли в Марийском театре оперы и балета, Башкирском академическом театре оперы и балета, а также в Воронежском театре оперы и балета, а мы постараемся их посмотреть и поделиться с вами впечатлениями.

«Сон Татьяны» — хореограф Лилия Симонова.

Фото: Юлия Михеева

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.