Рецензия

XXIX Фестиваль мирового балета Benois de la Danse

06.07.2023

Benois de la Danse существует с 1991 года, за это время он неоднократно менял патронов, организаторов, базу проведения, регламент. Прощался с Большим, покидал Россию, возвращался, предпочитал то французское, то русское обозначение. Но неизменно развивался, усложнялся, становился интересным все более широкому кругу зрителей. Сегодня без «Бенуа» московский сезон не выглядит полноценным: он обещает новые эмоции, знакомства, горизонты.

Как прошел XXIX фестиваль, рассказывает балетный журналист и автор телеграм-канала «Король танцует» Анна Галайда

Как это устроено

Родившийся по инициативе Юрия Григоровича на волне перестройки «Бенуа» задумывался окном в мир, которое знакомит публику с актуальными тенденциями мирового балета. Этой цели он продолжает придерживаться и сегодня. Поэкспериментировав с разным набором номинаций, «Бенуа» остановился на четырех основных. Первым, еще до официальной церемонии, объявляется лауреат в категории «За жизнь в искусстве». Имена остальных обнародуют на Исторической сцене Большого театра, вскрывая конверты в торжественной обстановке. Это лучшие хореограф, танцовщик и танцовщица года. Иногда победу в номинации делят сразу два претендента. Каждому лауреату вручают скульптуру танцующей на зеркале пары работы Игоря Устинова. Получить ее можно только лично на церемонии, поэтому бывали курьезы, когда победитель являлся за наградой спустя пять лет после присуждения. Денежного выражения «Бенуа» не имеет.

 

Номинанты и жюри

Никакого экспертного совета у приза нет — круг номинантов формируют члены жюри. По не лучшей, но стойкой традиции обычно они сосредоточены на представителях собственных компаний. Поэтому состав жюри — залог успеха самого «Бенуа». Много лет его бессменно возглавлял Юрий Григорович, который теперь выполняет почетную миссию президента. С позапрошлого года бразды правления перешли к Светлане Захаровой — она также совмещает председательство с художественным руководством всем проектом. Остальной состав жюри меняется ежегодно.

Светлана Захарова

Лауреаты

Лауреатов выбирают на московском заседании жюри. Неизменно к его решению много вопросов, тем более что видеозаписи, по которым происходит отбор, остаются для публики за семью печатями. Тем не менее сложно найти в балетном мире значимое имя, которое не входило бы в круг «Бенуа»: в нем Бежар и Лайтфут, Ноймайер и Кристал Пайт, Сильви Гиллем и Амандин Албиссон, Надежда Грачева и Ольга Смирнова, Хулио Бокка и Кимин Ким.

 

Процедура

Уже 20 лет «Бенуа» — это не только балетный приз. Для большей части публики приз скорее повод. Внимание сфокусировано не на первом дне, когда проходит церемония награждения и выступают номинанты, а на втором — концерте лауреатов прошлых лет, обычно собиравшем все сливки балетного мира. В прошлом десятилетии особую ценность этим концертам придавала счастливо найденная идея «тематизма», а среди особенно удавшихся был шекспировский, показавший хореографическое развитие сюжетов драматурга в разные времена у разных мастеров.

 

Миссия

Концерт номинантов благотворительный, доход от него перечисляется ветеранам балетных коллективов Москвы.

 

Как это работает

Жюри

В этом году все зарубежные участники жюри отмечены связями с Россией: Фей Бо представляет Центральную балетную труппу Пекина, у основания которой стояли советские хореографы и педагоги; худрук Национального балета Кубы Вингсей Вальдес на протяжении многих лет была участницей российских фестивалей и гала; московская сцена помнит победоносно-энергичную Диану примы Муниципального театра Рио-де-Жанейро Сесилии Керч; член руководящего комитета труппы Universal Ballet из Сеула Ти Ен Рю — выпускница Вагановской академии, больше десяти лет танцевавшая в Мариинском театре; руководитель балета Казахского театра имени Абая (Алма-Ата) Гульжан Туткибаева окончила Московское хореографическое училище. Россию представляет Леонид Сарафанов — экс-худрук балета Новосибирского театра, репетитор петербургского Театра балета Леонида Якобсона ныне.

 

Номинанты

Число номинантов в этом году неожиданно скромное — всего 15 человек. Среди них как мировые звезды (Уэйн Макгрегор среди хореографов, этуаль Парижской оперы Дороте Жильбер и прима Большого театра Елизавета Кокорева среди танцовщиц), так и таинственные незнакомцы. Теперь, когда мы лишены возможности видеть представителей ведущих театров мира, пришло время обнаружить, что в странах экс-СССР тоже есть танцовщики международного уровня и репутации. Первыми ласточками стали номинанты из Казахстана Малика Ельчибаева и Богдан Вербовой. Впервые среди претендентов на награду появился и представитель нестоличного российского театра — Никита Ксенофонтов из Новосибирска.

 

Лауреаты

Среди хореографов победил Вячеслав Самодуров. В прошлом году он поставил сразу несколько отличных работ — Ultima Thule в Перми, «Озорные частушки» в Балете Якобсона. Но в сферу внимания жюри попала гораздо менее рискованная и раскрепощенная «Танцемания», выпущенная в Большом театре. Проверить, действительно ли она выглядит совершеннее, чем Maddadam Уэйна Макгрегора в Национальном балете Канады, сегодня из Москвы возможности нет. Как и увидеть своими глазами хотя бы один монолог кронпринца Рудольфа из «Майерлинга» в исполнении красавца-этуали Парижской оперы Уго Маршана, раньше не замеченного в умении передавать сложные эмоции. Но видеть его в ряду лучших танцовщиков по версии «Бенуа» приятно. Сразу две балерины названы лучшими танцовщицами — и это те имена, которые стоит выучить: Мисон Кан из сеульской труппы Universal Ballet, награжденная за роль Вдовы в балете «Миринэгил», и отмеченная за Татьяну в «Онегине» солистка Центральной балетной труппы Пекина Цю Юньтин.

В номинации «За жизнь в искусстве» награжден Михаил Лавровский — легенда Большого театра середины ХХ века, один из танцовщиков поколения Григоровича.

Цю Юньтин и Ли Вэньтао
Мисон Кан и Донтак Ли

Церемония

Церемония награждения на протяжении многих лет была ахиллесовой пятой «Бенуа» — долгая, нудная и пафосная, она приучила многих балетоманов приходить ко второму дню, потому что гала лауреатов прошлых лет обходится без словесной нагрузки.

 

Концерты

В этом году награждение явно стремилось к лаконичности, но торжественные выходы и реверансы при размахе Исторической сцены все равно растянулись на час.

Оба концерта режиссеры загнали в формат бесконечных дуэтов, не разрядив их ни соло, ни трио, ни квартетами-квинтетами. Не позаботились они и об эмоциональных и эстетических перепадах. Классических pas de deux было не так много, что выгодно отличает «Бенуа» от других гала, но современные любовные дуэты часто были однотипны и создавали ощущение монотонности.

Дополнительной проблемой стало оформление сцены. Любовь к проекциям в последние годы захлестнула балетный мир со скоростью ковида. Но чаще всего они создают эффект не сценографии, а дешевых обоев. Кислотные оттенки не только ослепляли, но иногда не позволяли найти балетные фигуры среди выстроенных во всю высоту сцены Большого дворцовых интерьеров и триумфальных арок.

Мей Нагахиса и Филипп Степин

Участники

Набор участников двух концертов был как никогда неровным, а сами танцовщики казались порой непредсказуемыми в соединении с выбранной хореографией. Номинантка этого года японка Мей Нагахиса, представляющая Мариинский театр, погасла в лучах парадного pas de deux из «Спящей красавицы» — ее сияние оказалось слишком заученным. Не совладал с трюками в «Пламени Парижа» номинант из Большого театра Алексей Путинцев. Не самым ярким оказалось появление Елизаветы Кокоревой во фрагменте из «Зимней сказки». Кокорева и Путинцев гораздо эффектнее смотрелись вместе во второй день в pas de deux из «Дон Кихота», где оба были в своей стихии чистой радости. Обаятельный и прыгучий Никита Ксенофонтов, номинированный за «Конька-горбунка», вместе с балериной Михайловского театра Анжелиной Воронцовой предъявили всю моральную усталость полувековой хореографии, которой так не к лицу естественность современных исполнителей.

Светлана Захарова и Денис Родькин

В отсутствие победителя-танцовщика (как объявили, Уго Маршан не прибыл из-за занятости в репертуаре) внимание было сосредоточено на двух лауреатках. В первый вечер обе выступили в трудноразличимых дуэтах о нелегкой женской судьбе и предстали традиционными азиатскими балеринами — точными, аккуратными, нежными, но творчески очень похожими. Второй день представил кореянку Мисон Кан в дуэте из «Любви Чунхян» яркой драматической актрисой. Китайская балерина Цю Юньтин с партнером-номинантом Ли Вэньтао в pas de deux из «Жизели» сумели сконцентрировать весь спектакль: она была необыкновенной тенью, бесконечно ускользающей и возвращающейся, он — оставшимся по эту сторону раздавленным человеком.

Всю красоту слияния хореографии Юрия Посохова с музыкой Рахманинова передавал танец премьеров Большого театра Екатерины Крысановой и Владислава Лантратова. Совсем иную краску внесли в концерт Елена Воробьева («Урал Опера Балет») и Арсентий Лазарев, только что перешедший из уральской труппы в Большой театр. Они представили номер Вячеслава Самодурова Stripsody, лихой и эксцентричный, требующий настоящей эквилибристики между балетом и танцем.

Убедительностью образа впечатлила и Светлана Захарова в «черном» дуэте из «Дамы с камелиями», заставив предвкушать скорое возвращение этого балета на сцену Большого театра. Такие выступления выдают кредит доверия Benois de le Danse. Но все же хочется, чтобы фестиваль рос профессионально и становился более зрелым.

Фото: Батыр Аннадурдыев © Benois de la Danse

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.