Одним из крупных культурных событий 2023 года стал 250-летний юбилей Московской государственной академии хореографии. Это событие, счастливо совпавшее с Годом наставника, заставило вновь задуматься о важности роли педагога в нашей жизни. Тем более в искусстве хореографии, где, несмотря на наличие учебников, все передается «из ног в ноги».
Мы встретились с премьером Большого театра Артемием Беляковым, чтобы побеседовать о наставниках — всех тех, кто способствовал его становлению как артиста и личности.
В вашем репертуаре партии Ферхада, Красса, Ивана Грозного — вершины балетной драматургии. Как вы работаете над этими неоднозначными героями?
Процесс формирования образа, наверное, схож с технической подготовкой к спектаклю: балетный класс, где мы разогреваем свой аппарат, репетиционный зал, где мы отрабатываем текст. На сцене зритель не должен видеть «спортивную» технику — она лишь средство самовыражения героя. То же самое и с актерской составляющей. Например, образ Ивана Грозного — одна из последних моих ролей. Да, есть знаменитый фильм, есть масса исторических исследований и художественной литературы, есть живописные образы. Но невозможно все это прямо перенести на балетную сцену — у нее другие законы. Нужно применить сценическое мастерство, переосмыслить весь первоначальный материал. И главное, идти за музыкой. Григорович сам говорил, что, создавая свои образы, в частности образ Ивана Грозного, он опирался на музыку Прокофьева. В искусстве важно то, что для зрителя выглядит правдивым, а не является таковым на самом деле. И вот благодаря такой многоэтапной работе получается убедительный сценический образ, которому сопереживает зритель.
Образ Ивана Грозного вам дорог?
В любом случае он будет развиваться и совершенствоваться. Никогда не занимался коллекционированием образов. Работа над каждой ролью продолжается постоянно. Танец — это моя профессия. В нее я привношу те духовные ценности, что получил и продолжаю получать извне.
Что входит в сферу ваших духовных интересов?
Сфера моих интересов распространяется на все, что несет в себе культурную составляющую. Это и классическая музыка, и музыка самых разных жанров и направлений. Как говорил Гессе, нужно научиться слушать проклятую радиомузыку жизни, читать скрытый за нею дух. Думаю, что нельзя замыкаться в узких рамках профессионального бытия. Нужно понимать, как формируются культурные взгляды поколения, как движется культурная мысль. А еще мне интересна литература: русская и зарубежная классика, современные писатели.
Назовите, пожалуйста, какие-нибудь имена.
Благодаря профессии я прослушиваю огромное количество музыки. Музыка вообще несет в себе очень много пластики, которую можно вытаскивать и брать в танец. Со временем предпочтения меняются. Что-то открываешь для себя. Какая-то музыка перестает вдохновлять. И здесь не обязательно движение от простого к сложному. Например, лет в восемнадцать, еще в академии, я буквально летал в космосе от созвучий Шнитке. А на сегодняшний день чистая и прозрачная музыка Габриэля Форе меня вдохновляет гораздо больше. Просветительские беседы о музыке профессора консерватории Юрия Борисовича Абдокова очень много дали мне. Он один из главных моих духовных наставников. Благодаря Юрию Борисовичу я открыл для себя смысл произведений композиторов, которых ранее не понимал. Например, Эдуарда Элгара. Что касается литературы, то этот глубокий человек познакомил меня со многими писателями, которые, возможно, до меня бы и не дошли.
Я познакомился с Юрием Борисовичем, когда мне было шестнадцать лет. Тогда он помог мне, как танцовщику, правильно слушать музыку. А позже уже на кафедре преподавал мне музыкальную драматургию хореографии. Общение с Юрием Борисовичем Абдоковым сформировало мой творческий вкус. Я многим ему обязан.
Весь мой путь в профессии — от первых шагов в детском ансамбле до позиции премьера Большого театра — во многом зависел от наставников, их доброго отношения, готовности помочь.
Обычно мальчики не грезят балетом и не приходят в него по собственной воле. Кто помог вам полюбить танец?
Мама (а у нее два образования: актерское и педагогическое) очень много сделала для моего культурного развития. Она доставала кассеты, чтобы показать мне хорошие спектакли хотя бы в записи. Помню, как я в детстве писал письмо Деду Морозу и заказывал ему кассеты со спектаклями, которые хотел бы посмотреть. Мама привела в хореографический коллектив «Летите голуби» в моей родной Твери, где замечательные педагоги Надежда Викторовна Журавлева и Нина Васильевна Гармашова стали приобщать меня к танцевальному искусству. А главное, поверили в меня, что очень мотивировало. Я как-то пригласил Надежду Викторовну на балет «Спартак», где танцевал Красса. Ее добрые слова после спектакля буквально подняли дух, заставили «лететь».
Я благодарен маме, ее жертвенности, терпению. Да и терпению всей моей семьи, где не понимали назначения искусства балета, но шли на жертвы, чтобы поддержать мою учебу в Московской академии хореографии. Я и сам почти до окончания академии не понимал смысла того, чем занимался. Но не мог подвести родных, веривших в меня.
Весь мой путь в профессии — от первых шагов в детском ансамбле до позиции премьера Большого театра — во многом зависел от наставников, их доброго отношения, готовности помочь. К счастью, мне везло на хороших педагогов и людей. Я часто вспоминаю тех, кто помог мне в творческой жизни. Это мои педагоги из Московской академии хореографии: Илья Леонидович Кузнецов, Светлана Анатольевна Иванова, мой первый педагог в театре и наставник на балетмейстерском факультете Михаил Леонидович Лавровский. Мой главный учитель на протяжении уже тринадцати лет — Александр Николаевич Ветров. Научные руководители в Президентской академии (я получил второе высшее образование в РАНХиГС по специальности «Управление в культуре, образовании и науке») Ольга Николаевна Астафьева и Ольга Владимировна Шлыкова. И многие другие прекрасные учителя.
Весь 2023 год у меня прошел под знаком осознания важности доброго отношения к людям. Стараюсь делать добрые дела, хотя бы самые простые: пригласить не знакомых с балетом людей на спектакль или поучаствовать в представлении для маленьких детей, сказать им добрые слова. Ведь это может сослужить для них добрую службу. Думаю, что нельзя предаваться гордыне и смотреть свысока на такие вещи, считая их незначительными.
Не так давно не стало одного из старейших репетиторов Большого театра, а в прошлом замечательного танцовщика Валерия Лагунова. Он был вашим первым педагогом в театре. Какие воспоминания сохранились у вас о Валерии Степановиче?
Помню его как очень позитивного человека с прекрасным чувством юмора. Я безгранично уважал Валерия Степановича, ценил его чувство вкуса. Несмотря на то что вместе мы работали всего один год, я до сих пор помню все его замечания. Далее наше общение продолжалось по-дружески. Валерий Степанович приходил на занятия по балетмейстерскому искусству в Академию хореографии. Я показывал ему свои первые опыты, ждал советов. Незабываемо то ощущение душевного подъема, которое нес в себе Валерий Степанович. Он остается в моем сердце.
Вот уже несколько лет зритель знает вас не только как танцовщика, но и как хореографа. В 2022 году на сцене Большого театра состоялась премьера вашего балета «Времена года». Вы продолжаете ставить хореографию?
Да, конечно. Буквально несколько дней назад в Концертном зале имени П.И. Чайковского в рамках проекта Светланы Захаровой и Вадима Репина «Па-де-де на пальцах и для пальцев» я представил свой новый номер «История танго» на музыку Астора Пьяццоллы. Эта работа состоялась благодаря Светлане. Опять я перехожу на тему удивительных людей в моей жизни. Светлана Захарова продолжает работать с полным самоотречением. Находясь в постоянном поиске чего-то нового и красивого, она дает молодым хореографам шанс проявить себя. «История танго» — не первый номер, который мы сделали вместе. Когда работаешь со Светланой, не всегда понимаешь, кто лучше разбирается в музыке — ты как хореограф или она как балерина. Удивительно, когда приносишь хореографический текст и Светлана начинает его интерпретировать, понимаешь, что сочинял не так красиво. Как правило, профессия хореографа позволяет применить какие-то свои знания и умения, но в случае со Светланой, я сам учусь абсолютному перфекционизму. Тому, как нужно доводить до совершенства каждую деталь.
В декабре в Большом театре состоялась премьера балета «Пиковая дама». Каковы ваши впечатления?
Честно говоря, из-за занятости я даже не смог посмотреть готовый спектакль — только отдельные репетиции и сценические прогоны. По опыту могу сказать, что «Пиковая дама» будет становиться лучше с каждым показом. Артисты должны вжиться в свои образы. Да это, собственно, касается любого спектакля. Сам балет, его сценография меня впечатлили. Не исключаю того, что когда-нибудь и меня введут в «Пиковую даму».
Чего бы вы хотели пожелать себе и другим артистам?
Себе, да и всем артистам, хотел бы пожелать ставить в заслугу не партии и карьерный рост, а добрые поступки, сделанные для других.
Главное — приносить радость зрителю!
Интервью: Анна Ельцова
Фото из личного архива Артемия Белякова.
Фото обложки: Дамир Юсупов