Рецензия

Пермь показала восемнадцатый «Арабеск»

12.05.2024

Хотя в классическом танце узаконены всего четыре арабеска, в Перми их гораздо больше. Спросите — откуда такая «балетная аномалия»? «Арабеском» называется Открытый российский конкурс артистов балета. Проводится он регулярно раз в два года.

Виолетта Майниеце рассказывает об особенностях 18-го смотра молодых талантов, выступлениях конкурсантов и о новых именах среди участников.

Конкурс был посвящен 85-летию со дня рождения замечательной русской балерины Екатерины Максимовой, именем которой он назван. Хотя Екатерины Сергеевны уже нет среди нас, до сих пор ощущается ее присутствие. В любимой ею «Анюте», которой открывали «Арабеск». В номерах гала-концерта, в которых и она когда-то блистала. Свои выступления ей посвятили танцующие члены жюри и ее ученицы — балерины Марианна Рыжкина из Москвы и Татьяна Предеина из Челябинска. А ансамбль песни и танца «Алтай» постановкой Алексея Расторгуева «Рахманинов» отметил сразу два юбилея — Екатерины Максимовой и Сергея Рахманинова. Постановка запомнилась ясностью, логичностью, музыкальностью, поразительным энтузиазмом и эмоциональностью исполнения. Этот коллектив давно опекает Владимир Васильев — неизменный художественный руководитель и председатель жюри «Арабеска». Благодаря ему многие конкурсы открывались показом новых работ молодых хореографов — его подопечных.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев — незабываемый «золотой дуэт» Большого театра — были инициаторами создания «Арабеска», стояли у его истоков. Они его сердце и душа. Само нахождение Васильева в зале и театре всегда вдохновляло молодежь на балетные подвиги. При нем нельзя выступать плохо и небрежно. Многие конкурсанты и педагоги за счастье считали возможность познакомиться с легендой Большого театра и русского балета.

К сожалению, из-за травмы в этом году Владимир Викторович не смог лично прибыть в Пермь. Он активно присутствовал онлайн: сердечно приветствовал организаторов и участников на открытии и поздравлял, напутствовал на закрытии. Художник, активный и неравнодушный, он был в центре внимания и на этот раз. Пристально следил за тремя турами соревнований молодых исполнителей и хореографов современного раздела. Возглавлял уважаемое жюри, спорил с ними, соглашался, давал оценки и советы.

Конкурс на отлично был подготовлен и проведен опытнейшим директором Еленой Завершинской и ее административно-творческой командой. «Арабеск» многих поражает своей доброжелательной атмосферой, заботой обо всех в художественном и бытовом аспектах, неважно, в каком статусе ты пребываешь. Это тяжелая, даже «адская», работа, особенно учитывая, что в этом году в нем участвовало 220 танцовщиков и хореографов из 14 стран и 26 городов. Принять такое количество участников в наше непростое время — настоящий подвиг. Помимо проживания, их необходимо обеспечить балетными залами, которых в театре маловато, и возможностью сценических световых репетиций под аудиозаписи. Издан красивый, информативный буклет. Работало жюри прессы — «Арабеск» единственный конкурс, где оно есть.

Весь театр помогал конкурсу, жил в его ритмах, как и сам город, который любит балет, радуется возможности увидеть такой широкий диапазон современного танцевального искусства. Своих пермяков зрители обожают, поддерживают бурными аплодисментами даже в случае не самого удачного выступления. Разбираются, что хорошо, а что плохо. Ведь Пермь — третья балетная столица России.

На этот раз пермяков среди конкурсантов было мало. Артисты театра вовсе отсутствовали по объективной причине. Труппе предстояли гастроли в Китае, которые сорвались в последний момент. Подать заявления на участие желающие просто не успели. Несколько огорчили выступления ребят из пермского училища, весьма однообразные, часто немузыкальные, бесцветные. Да и ошибки у них общие: плохие стопы (бич большинства конкурсантов и в целом нашей школы), маловыразительные руки, неподвижный корпус, отсутствие выразительности. Мальчики очень прыгучие, но нестабильные во вращениях. Причина тому, конечно, конкурсное волнение, но и отсутствие доскональной профессиональной выучки. С ностальгией вспоминались давние времена, когда Пермь дарила миру одну балерину ярче другой начиная с Любови Кунаковой, Галины Шляпиной, Надежды Павловой, Ольги Ченчиковой…

На гала-концерте открытия в белом адажио из «Лебединого озера» красотой линий, кантиленой движений порадовала победительница предыдущего конкурса пермячка Валерия Кузнецова — теперь солистка Мариинского театра. Ее так ждал и жадно принимал зритель.

Валерия Кузнецова

В конкурсе вообще отсутствовали ученики Московской государственной академии хореографии и петербургской Академии Русского балета имени Вагановой, что сильно снизило уровень младшей группы. Это вполне объяснимо: «Арабеск» проходит в дни, когда в школах проводятся экзамены по специальным дисциплинам, а также Государственные экзамены. Вырваться на конкурс и достойно подготовиться к нему сложно.

Отсутствовали также молодые артисты ведущих театров, прежде всего Большого. Мариинку представляла лишь Светлана Савельева — ученица Любови Кунаковой. Притом что в этих театрах есть интересная, перспективная молодежь, основательно занятая в репертуаре.

Подготовкой, выучкой, сдержанной манерой, виртуозностью порадовали многие представители Казахстана, Монголии, Бурятии. А женственностью, деликатной манерой, партнерством (если выступали в дуэтах) отличались юные японки, монголки, кореянка. Честь им и хвала. Эти страны, где балет насчитывает далеко не столетия, продемонстрировали внушительный профессиональный рост. Их было заслуженно много среди победителей, лауреатов, дипломантов в младшей и старшей группах.

Технически хорошо подготовленные ребята прибыли из Москвы, Петербурга, Уфы. Мужской состав был гораздо разнообразнее и сильнее женского. Это сейчас общая тенденция даже для ведущих компаний страны, включая Большой театр.

Все три тура на отлично прошел опытный солист из Армении Размик Марукян. У него весь необходимый премьерский набор: рост, фактура, виртуозная техника, музыкальность, понимание стиля каждой вариации. Заслуженное золото и первое место. Равных ему на конкурсе не было.

Золото среди женщин присудили петербурженке Светлане Савельевой, менее опытной в сольных выступлениях. Благородными были ее позы и арабески, ясно артикулированной — подача танцевального текста. Она порадовала культурой танца. Высокой, длинноногой, длиннорукой участнице очень подходят классические вариации из сна «Дон Кихота» и «Пахиты». А вот необыкновенно трудная «Бабочка» в постановке Пьера Лакотта, построенная на быстрых темпах и бисерной технике, ей не по ногам.

Светлана Савельева

Без награды не осталась ее педагог Любовь Кунакова — высоко был оценен ее педагогический труд и талант.

На первом туре поразили и навсегда запомнились в pas de deux из «Щелкунчика» Василия Вайнонена работающие в Самаре бразильцы — Лаура Васконселос и Педро Сеара. Артистичные, музыкальные, деликатные, какие-то просветленные, без малейшего желания удивлять. Отличная репетиторская и исполнительская работа в лучших традициях настоящей русской школы! По художественному впечатлению равных этому дуэту на конкурсе не было. К сожалению, недостатки техники, особенно в разделе сольных и парных вращений, посаженые темпы огорчили в pas de deux из «Дон Кихота», сильно снизив общее впечатление от их выступления. Неужели нельзя было подобрать другой, более подходящий им номер? Зачем подставлять таких интересных артистов?

Притом что возможности в выборе репертуара были огромные, условия конкурса — более чем толерантные. Танцуй из классики, что хочешь (отлично!) начиная с ХIХ заканчивая ХХI веком. И как хочешь (что огорчает!). Большинство участников обратились к ударным конкурсным шлягерам, где можно эффектно пощеголять техническими трюками, которыми многие нещадно насыщали изрядно переделанный хореографический текст. Вставляли выгодные для себя па, выбрасывали неподходящие.

Размик Марукян

Конкурс — не только парад-алле виртуозности, но и галерея художественной образности. С первым хорошо, со вторым — беда. В каждой вариации, дуэте — своя стилистика и художественная ценность, про что большинство выступающих, их наставники не думали или забывали.

Оторопь вызывала безграмотность атрибуции постановщиков многих исполняемых номеров. Докторскую диссертацию можно написать на эту тему! Петипа, конечно, наше все. Но великий мэтр никак не является автором ряда любимых конкурсных pas de deux и вариаций. Номер на музыку из «Талисмана», как и «Привала кавалерии», поставил не он, а Петр Гусев. Тексты Петипа не сохранились. А pas de deux Медоры и Раба (или Конрада) из «Корсара» и вовсе появилось уже после его смерти. Окончательно «убило», когда в конкурсной программе старинный «Ручей» Лео Делиба перепутали со «Светлым ручьем» Дмитрия Шостаковича. Ручей, он и есть ручей, — какая разница, светлый он или нет! Поражают безграмотность, отсутствие любознательности в определении авторства танцевальных текстов, где это возможно. Как и пренебрежение эталонными вариантами вариаций и pas de deux в первоклассном исполнении. Профессиональный долг велит их знать и изучать. У всех есть гаджеты, а в интернете много что можно найти. Было бы понимание, что искать. Быть может, стоит конкурсу подобрать образцы классики и обязать их исполнять, как делается в Лозанне? Там все танцуют один и тот же хореографический текст тура…

Наряду с классическим, в Перми проводится отдельный конкурс современных номеров и исполнителей. На втором туре их танцуют и «классики». Никаких ограничений — «Делай что хочешь!», прямо как в утопической Телемской обители из романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Лишь бы получилось талантливо, артистично, образно, со смыслом. Отсутствует и возрастной ценз (участвуют и ставят подростки и опытные мастера). Допустимы любые темы и выразительные средства.

Любовь Кулакова и Светлана Савельева

Просмотр показал: стоило быть построже, организовать предварительный (по видео) отсев совсем слабых номеров. Многие из них были сделаны наспех, как попало, часто — самими исполнителями. Были и откровенно учебные работы второго-третьего курса институтов культуры. Утомительные, однообразные (весь основной набор приемов и движений современного танца) с такими замысловатыми названиями, что без толкового словаря не обойтись. А по сути — три прыжка с падением на пол, перекатами, многозначительными паузами.

«Арабеск» — конкурс профессионалов, а не любителей. У самодеятельности свои многочисленные смотры. Он заведомо и не экспериментальная площадка, а показ завершенных постановок.

За день было представлено 90 номеров — явный перебор даже для самого опытного жюри и зрителей. Из бесконечно «современного стрима» заслуженно были выделены и награждены единицы. Очень образная, щемящая по настроению «Тройка» барнаульца Василия Дубницкого и актуальная «Номофобия» (зависимость от сотового телефона) уфимца Рината Абушахманова о том, что гаджеты сейчас для многих важнее человеческих отношений, а виртуальное общение заменило искренние чувства.

Двенадцать конкурcных дней — горячая пора для танцующих, оценивающих и смотрящих. Уважения заслуживают все причастные к искусству танца. Но на конкурсе имени Екатерины Максимовой все должно соответствовать высоким творческим стандартам великой балерины. Быть достойным ее имени и памяти.

 

 

Фото: © Конкурс артистов балета «Арабеск-2024» имени Екатерины Максимовой, Никита Чунтомов, Андрей Чунтомов.
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.