Игорь Стравинский – Вне времени

STRAVINSKY GUIDE

Спецпроект «Стравинский ― 140»

21.06.2022

Автор: Екатерина Борновицкая

Иллюстратор: Екатерина Соловьева

Идея написать этот своеобразный путеводитель возникла совершенно неожиданно. Конечно, отметить 140-летний юбилей личности такого масштаба, как Игорь Федорович Стравинский, хотелось чем-то необычным — воздать дань уважения в словах. И тут возник вопрос: о чем писать? Ведь о жизни и творчестве Стравинского уже издано великое множество книг, биографий, монографий, автобиографий, статей… С анализом богатейшего творчества композитора гораздо лучше справятся дипломированные музыковеды и балетоведы, а опускаться до копаний в дебрях личной жизни (которая, кстати, была весьма яркой и насыщенной) почему-то не хотелось…

И тут в голову пришла мысль: почему бы не рассказать о любопытных местах, связанных с жизнью, творчеством, наследием и памятью Игоря Стравинского, о неких географических точках на карте судьбы. Так и родился этот маршрут, охвативший разные города, страны и континенты — маршрут, по которому мы приглашаем вас отправиться, вооружившись нашим импровизированным «бедекером» STRAVINSKY GUIDE.

Россия – Санкт-Петербург и окрестности

Детство и юность будущего великого композитора преимущественно прошли в Санкт-Петербурге, хотя родился Игорь Федорович не в столице, а в небольшом городке Ораниенбаум на южном берегу Финского залива. В комментариях к его книге «Диалогов» с Робертом Крафтом даже фигурирует точный адрес: дача Худынцевой № 137 по Швейцарской улице. В настоящее время Ораниенбаум переименован в Ломоносов и является частью Ленинградской области. В 2013 году одна из безымянных площадей Ломоносова получила название Площадь Стравинского. Кстати, сам композитор всего лишь один-единственный раз посетил родной городок после рождения, и случилось это аж в 1962 году во время его поездки в Советский Союз.

Большая девятикомнатная квартира, в которой вырос Игорь Стравинский, находилась в знаменитом четырехэтажном артистическом доме Петербурга, одним фасадом выглядывающим окнами на панораму Крюкова канала. Наше место отправления — квартира № 66, Набережная Крюкова канала, 6 (сегодня — 8). По соседству, в квартире № 72, проживал главный дирижер Мариинского театра Эдуард Направник, а в 1909 году этажом выше, прямо над квартирой Стравинских, поселилась Тамара Карсавина. В гости к Стравинским частенько захаживали Петипа, Достоевский, Римский-Корсаков и многие другие представители блистательной творческой элиты периода смены веков. Завсегдатаем же квартиры Направника был Петр Ильич Чайковский, так что эти желтоватые стены видели лучших из лучших творцов русской культуры. Кстати, по Петербургу ходит легенда, что именно дому на Крюковом канале посвящены самые знаменитые строки Александра Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Кто знает, правда это или просто красивая выдумка, но на первом этаже дома действительно есть аптека, и поговаривают, что находилась она там еще до всех трех революций. А Игорь Стравинский, вспоминая родной дом на первой странице своих «Диалогов, воспоминаний, размышлений…», говорит следующее: «Ночью я могу спать, только если в комнату проникает луч света из соседнего помещения. Понятия не имею, как появилась эта потребность, хотя корни ее следует искать в моем раннем детстве… Источником света, который я пытаюсь воскресить в памяти, должно быть, служили кафельная печка в углу нашей комнаты, нагревавшаяся к ночи, или уличный фонарь под окном, выходившим на Крюков канал; поскольку отверстия в печной дверце иногда принимали вид угрожающих физиономий, полагаю, что успокоительно действовал свет от уличного фонаря». Конечно, все это может оказаться простым совпадением, но почему-то очень не хочется отбирать у города столь прекрасную историю.

Вторым местом проживания Игоря Стравинского в Петербурге стал дом № 26 на Английском проспекте, куда композитор переехал в 1909 году вместе со своей женой Екатериной. Именно здесь, в квартире № 15, была по большей части написана музыка к балету «Жар-птица».

Среди прочих питерских адресов в своих воспоминаниях композитор упоминает квартиру Дягилева в Замятином переулке, квартиру Бенуа на Васильевском острове, знаменитые ночные клубы «Аквариум» и «Вилла Роде» (не сохранились), ресторан «Лейнер» (Невский проспект, 18/12 — сегодня по этому адресу находится «Литературное кафе», впрочем, оно там существовало и до прихода самого «Лейнера» и легендарное кафе-ресторан «Доминик» (Невский проспект, 24/9) — в 2018 году на этом месте открылся ресторан Raclette Dominique 1841.

Ложи и закулисье Мариинского театра, масленичные гуляния на Марсовом поле, сани, запряженные оленями, и управляющие ими финские крестьяне в дни карнавала, величественные фасады дворцов, доминирующие оттенки желтого — Санкт-Петербург, бесспорно, оказал огромное влияние на творчество композитора. Во время своего последнего визита в родной город Стравинский, искушенный успехом и живописными видами залитых солнцем европейских городов, хоть и счел Санкт-Петербург слишком мрачным и провинциальным, но это отнюдь не помешало навсегда оставить за ним особое место в душе и памяти: «Санкт-Петербург занимает такую большую часть моей жизни, что я почти боюсь заглядывать в себя поглубже, иначе я обнаружу, сколь еще многое во мне связано с ним; но даже эти беглые воспоминания должны показать, что он дороже мне любого другого города в мире».

Швейцария — Монтре, Кларан, Лозанна, Морж

 «В мае 1910 г., когда я уехал из Санкт-Петербурга и оставил свою квартиру на Английском проспекте — там была сочинена «Жар-птица», — я не подозревал, что буду в своем родном городе еще лишь однажды, да и то несколько дней. Я не поверил бы также, что буду жить в Швейцарии, хотя с детства вспоминал эту страну с любовью».

Первый раз будущий великий композитор приехал в Швейцарию в тринадцатилетнем возрасте с родителями — в те времена живописная страна слыла популярным направлением летнего отдыха русской аристократии и творческой интеллигенции. Именно сюда он захотел вернуться после своего первого громкого успеха — премьеры балета «Жар-птица». И уже очень скоро Швейцария станет новым домом для Игоря Федоровича практически на восемь лет — с 1912 по 1920 год. Стравинский так никогда и не стал гражданином этой страны, но швейцарский период он всегда вспоминал с особенными теплом и любовью: встречи с друзьями, обитавшими по соседству, чистейший горный воздух, долгие прогулки на велосипеде и обеды с большим количеством vin du pays (местное вино); именно здесь были сочинены, наверное, самые знаковые произведения композитора.

В 1910 году Игорь Стравинский поселился в маленькой деревушке Кларан (Кларанс, Clarens), являющейся частью коммуны Монтре, в пансионате отеля «Шателар» (Châtelard), здесь он впервые сыграл Сергею Дягилеву два отрывка из будущего балета «Петрушка» — «Русский танец» и «Крик Петрушки». Кстати, и само название легендарного балета композитор тоже придумал в Кларане, прогуливаясь солнечным днем вдоль набережной Женевского озера. С 1911 по 1913 год Стравинский с семьей проживал в пансионе «Ле Тийе», находящемся чуть выше отеля «Шателар», — именно здесь была написана легендарная «Весна священная». Сегодня в память об этом событии одна из улиц Кларана носит имя Rue du Sacre du Printemps.

В самом же городе Монтре в 1993 году был открыт большой концертный зал, носящий имя русского композитора, — Auditorium Stravinski (Avenue Claude Nobs 5, 1820 Montreux). Этот концертный зал является главной площадкой ежегодного международного джазового фестиваля Montreux Jazz Festival. С 2014 года набережную Монтре украшает изящный памятник Игорю Стравинскому работы скульпторов Николая Кузнецова и Натальи Муромской — из-за спины дирижирующего композитора выглядывают нотный стан и крыло жар-птицы, сам же Стравинский будто стоит на омываемом волнами утесе. Вообще, швейцарцы весьма трепетно относятся к наследию Игоря Федоровича. Так, одна из набережных Моржа (маленький городок под Лозанной, где Стравинский прожил еще дольше, чем в Кларане) названа именем композитора. А вилла на берегу озера Леман, которую семья Стравинских арендовала в Морже с 1915 по 1917 год (скорее всего, речь идет о вилле «Реживю» — именно это название упоминает Игорь Федорович в своих «Диалогах»), превратилась в изящный бутик-отель под говорящим названием Maison d’Igor (Rue St. Domingue 2, 1110 Morges).     

Франция — Биарриц, Ницца, Гарш, Париж

Отношения Игоря Стравинского с Францией, и особенно с ее столицей, всегда были достаточно непростыми — тут состоялся его первый большой успех — премьера «Жар-птицы» в Парижской Опере в 1910 году, где композитор познакомился с ярчайшими парижскими знаменитостями, среди которых Марсель Пруст, Поль Клодель, Сара Бернар… Здесь же, спустя три года, в новом Театре Елисейских Полей (Théâtre des Champs-Élysées) на премьере «Весны священной» его ждал самый громкий скандал. Позже Франция станет для Стравинского второй родиной и значимой вехой в творчестве композитора. В 1934 году Стравинский примет французское гражданство. Во Франции его ожидали и самые тяжелые жизненные потери — именно в Париже практически друг за другом умерли старшая дочь, жена и мать Игоря Стравинского.

Сам композитор в «Хронике моей жизни» говорит следующее о своем переезде во Францию: «Это событие — важная веха в моей жизни, так как оно замыкает собой целый ее период. Моя деятельность в последующие годы принимает более разносторонний характер по сравнению с прошлым. Продолжая свой творческий труд, я с этого времени сделался также исполнителем собственных произведений».   

Также он называет Францию страной, ставшей ему второй родиной.

Удивительно, но очень часто «французский» период жизни Стравинского ошибочно именуют «парижским», хотя это не совсем так: непосредственно в Париже композитор с семьей прожил недолго, всего несколько лет (из двадцати). Первым местом пребывания во Франции стала Бретань, зиму 1920—1921 годов Стравинский с семьей провел на вилле Bel Respiro в чудесном маленьком городке Гарш под Парижем. Вилла принадлежала Габриэль Шанель. Здесь Стравинский закончил написание Симфоний духовых инструментов, посвященных памяти Клода Дебюсси. Кстати, название Bel Respiro увековечено в эксклюзивной линии ароматов Chanel — сердце парфюма составляют аккорды гальбана и розмарина и воплощают легкость и романтику загородного отдыха.

После Гарша семья Стравинских перебралась в город Биарриц на атлантическом побережье Франции, где они снимали виллу Le Chalet des Rochers в центре города (Rue de la Frégate, 9) и прожили аж до 1924 года. Говорят, что сейчас стену шале украшает мемориальная табличка. Берег Басков запомнился композитору корридой, ветрами Атлантики и частыми океанскими бурями. Последние и стали весомой причиной, подтолкнувшей к переезду на берег Лазурный, славившийся более мягким и благодатным климатом. В Ницце семья Стравинских сняла бельэтаж в доме № 167 на бульваре Карно (Boulevard Carnot) — существует ли этот дом до сих пор и что в нем сейчас находится, узнать, к сожалению, не получилось. Вслед за Лазурным берегом последовали несколько лет в живописных окрестностях Гренобля, и, наконец, Париж. Последним парижским адресом проживания стала улица Фобур Сан-Оноре (Rue du Faubourg Saint-Honoré), приютившая, помимо великого русского композитора, магазины практически всех модных домов от Lanvin и Hermes до Givenchy и Yves Saint Laurent.

Из других парижских мест, связанных с именем Стравинского, я бы отметила роскошный отель «Мерис» (Le Meurice, Rue de Rivoli, 228), где в номерах Миси Серт Стравинский познакомился с Андре Жидом, и не менее роскошный отель «Крийон» (Hotel de Crillon, Place de la Concorde, 10), в котором композитор поселился весной 1912 года перед лондонскими гастролями «Русских балетов» — неподалеку от отеля жил Жан Кокто, и они частенько обедали со Стравинским в одном из соседних кафе.

Легендарное «Кафе де Ла Пэ» (Café de la Paix, 5 Place de l'Opéra), расположенное аккурат сбоку от Парижской Оперы и, как и последняя, оформленное по проекту Шарля Гарнье, принимало в своих стенах всех участников дягилевских «Сезонов», наверняка и Игорь Федорович туда частенько захаживал. Кстати, Café de la Paix работает до сих пор, являясь одной из главных точек притяжения на туристической карте Парижа. А вот знаменитый ресторан «Ларю» (Larue), некогда расположенный на пересечении rue Royale и place de la Madeleine, закрылся в далеком 1954 году, став перед этим обладателем трех звезд гида «Мишлен» в период с 1933 по 1939 год.

Из наследия Стравинского в Париже стоит отметить небольшую уютную площадь у Центра Помпиду, Place Igor Stravinsky (75004, Paris, Ile de France), и установленный на площади в 1983 году Фонтан Стравинского (La Fontaine Stravinsky). Авторами причудливой композиции из шестнадцати «живых» скульптур являются супруги Жан Тенгели и Ники де Сен-Фалль. В настоящее время фонтан закрыт на реконструкцию, а когда он откроется, то вновь станет любимым местом ценителей современного искусства и местной детворы, всегда с любопытством и восхищением наблюдавшей за яркими движущимися фигурами, изображающими героев музыкальных произведений Игоря Стравинского.

 

США – Лос-Анджелес, Нью-Йорк

Американский период в жизни Стравинского начался в 1939 году, когда 30 сентября на переполненном пароходе «С.С. Манхэттен» Стравинский прибыл в Нью-Йорк. Через некоторое время после приезда композитор выступил в Гарвардском университете с курсом лекций, которые позже были оформлены в замечательную книгу «Музыкальная поэтика», раскрывающую феномен и суть музыки удивительно доступным и красивым языком, который в состоянии понять и прочувствовать даже неподготовленный читатель.

9 марта 1940 года в Бедфорде, штат Массачусетс, Игорь Стравинский обвенчался со своей второй (и последней) женой Верой де Боссе (Судейкиной), церемония проходила в доме одного из русских профессоров Гарварда. Затянувшийся медовый месяц молодожены провели в Бостоне. А в августе 1940 года, пересекая границу между Мексикой и США, супруги подали заявление о переходе в американское подданство, однако новое гражданство чета Стравинских получила лишь спустя пять лет.

Поселились Стравинские на западном побережье в окрестностях Лос-Анджелеса — первой резиденцией стал дом 124 Саус Суолл Драйв, Беверли Хиллз (124 South Swall Drive, Beverly Hills)— именно здесь была закончена Симфония до мажор (Symphony in C, не путать с одноименным балетом Джорджа Баланчина на музыку Жоржа Бизе). Затем несколько весенних месяцев Стравинский провел в знаменитом голливудском отеле «Шато Мармон» (Chateau Marmont, 8221 Sunset Boulevard), в разные времена ставшим творческим пристанищем для многих знаменитостей от Фрэнсиса Скотта Фицджеральда до Квентина Тарантино и Джонни Деппа. Отель также появлялся на страницах книг Джеймса Эллроя, Чарльза Буковски и в таких оскароносных картинах, как «Ла Ла Лэнд» и «Звезда родилась». И наконец, два последних голливудских адреса композитора — 1260 North Wetherly Drive и 1218 North Wetherly Drive, прямиком за Sunset Boulevard. В доме 1218 были написаны «Заупокойные песнопения». 

В общей сложности Игорь Стравинский прожил в Голливуде 28 лет — больше, чем в каком-либо другом месте. В 1969 году Стравинские покидают западное побережье ради восточного и переезжают в Нью-Йорк, где великий композитор скончается через два года в возрасте 88 лет. Один из биографов Стравинского Стивен Уолш (автор книги Stravinsky: The Second Exile: France and America, 1934—1971) утверждает, что переезд был инициирован супругой композитора Верой, которая очень не любила новый дом под номером 1218 и считала его слишком большим и неуютным, и абсолютно не подходящим для жизни, поскольку Игорь Стравинский в этот период уже сильно болел и был весьма ограничен в движении.

В Нью-Йорке чета поселилась в Эссексе — из апартаментов открывался вид на Центральный парк. Здание, построенное и оформленное в стиле ар-деко Essex House (160 Central Park South, New York), стало последним домом великого русского композитора. Сегодня Essex House принадлежит гостиничной сети Marriott.

За вклад в мировую и американскую музыкальную культуру Стравинский был удостоен пяти премий Grammy при жизни, а также специальной посмертной награды за жизненные достижения. Звезда Игоря Стравинского украшает «Аллею славы» в Голливуде.

Италия – Рим, Венеция   

В Италии Игорь Стравинский никогда не жил, но обойти вниманием эту прекрасную страну не представляется никакой возможности. Во-первых, потому что этот поцелованный богами кусочек суши в причудливой форме сапожка являет собой величайшую сокровищницу творческих откровений, прикоснуться к которым в обязательном порядке должен каждый человек от искусства. Во-вторых, с Италией связано множество важных и знаковых моментов в жизни и творчестве Игоря Стравинского, и, в-третьих, именно здесь, в Венеции, на острове-кладбище Сан-Микеле, похоронены композитор и его вторая любимая жена Вера. Кстати, их могилы находятся совсем недалеко от могилы Дягилева, но их не украшают ни высокие памятники, ни золотая вязь; это две лаконичные плиты, на которых выбиты изображения крестов и написаны имена: Igor Stravinsky и Vera Stravinsky.

Когда у вдовы Стравинского спросили, почему именно Венеция, Вера ответила, что они приезжали туда каждый год, композитор много сочинял там и давал концерты — один раз даже в соборе Сан-Марко, что по сути своей уже уникально. И именно в Венеции Стравинский впервые сыграл Дягилеву отрывок из «Весны священной». Еще одной важной творческой точкой на карте является театр Ла Фениче (Teatro La Fenice, Campo San Fantin, 1965, Venezia), основанный в конце XVIII века, — здесь бьется историческое сердце итальянского музыкального театра, а интерьеры фойе и зала поражают восхитительной итальянской роскошью, здесь композитор неоднократно выступал с концертами, здесь исполняли его музыку.  

Вообще, о днях, проведенных в Италии, Игорь Стравинский всегда отзывался с неимоверной теплотой: «Особенно приятное воспоминание осталось у меня от пребывания в итальянских городах. Я всегда с большой радостью возвращаюсь в Италию — страну, которая меня искренне восхищает».   

Первый раз в Риме Стравинский побывал весной 1911 года во время работы над балетом «Петрушка». Остановился композитор вместе с Александром Бенуа и Валентином Серовым в отеле «Италия» (Albergo d’Italia) — найти следов гостиницы не удалось, но, по словам самого композитора, находилась она где-то «близ Четырех Фонтанов».

Зато удалось отыскать другую римскую гостиницу, которую упоминает Стравинский и где Дягилев устраивал званые вечера, — «Гранд Отель». К моему удивлению, им оказался не Grand Hotel Plaza на Via del Corso, а отель, который сегодня называется St. Regis Rome (Via Vittorio Emanuele Orlando 3, Termini, 00185 Rome, Italy) — именно он расположен неподалеку от упомянутого композитором музея Терм (или по-другому Терм Диоклетиана).

Но по иронии судьбы имя русского композитора увековечила совсем другая гостиница — чудеснейший Hotel de Russie (Via del Babuino 9, Rome, 00187), расположенный буквально в нескольких шагах от Пьяцца дель Пополо (Piazza del Popolo) и парка Виллы Боргезе. Доподлинно не известно, останавливался ли Игорь Стравинский в этой гостинице, но, возможно, он заходил туда «на стаканчик»… И теперь его именем назван знаменитый Stravinskij Bar, притаившийся в маленьком зеленом оазисе внутреннего двора. В Stravinskij Bar подают аутентичные именные коктейли, например, Stravinskij Spritz на основе секретного ликера, настоянного на диких ягодах, цветах шафрана, цитрусовых маслах и специях. Также в меню имеется Stravinskij Bloody Mary, Stravinskij Punch и Stravinskij Sbagliato. Кстати, бар имеет репутацию одного из самых модных и элегантных мест для вечернего аперитива и неоднократно удостаивался звания «Лучший бар при отеле».

Среди других итальянских городов Стравинский упоминает Флоренцию, Турин, Милан, крошечный Позитано и Геную, где в одной книжной лавке композитор откопал книгу о Франциске Ассизском, вдохновившую его написать оперу-ораторию «Царь Эдип» на латыни.

Итак, наше путешествие подходит к завершению. Конечно, мы охватили лишь некоторые адреса из творческой жизни Стравинского. И хочется верить, что этот путеводитель станет отправной точкой для тех, кто захочет еще глубже погрузиться в насыщенную географию великого русского композитора с удивительной интернациональной судьбой.