Заслуженная артистка РФ
Вы в «Кремлевском балете» с самого основания театра?
Да. Но после выпуска из училища (МГАХ. — Прим. ред.) меня сначала распределили в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. А когда я узнала, что открывается новый театр «Кремлевский балет», то захотела присоединиться к этому коллективу. И надо сказать, здесь я была по-настоящему счастлива! Здесь царил дух творчества, новизны, созидания. Вскоре мне стали доверять афишные роли. Помню, когда я станцевала Фею Зимы в «Золушке» Владимира Васильева, меня переполняли радость от исполненной партии и восторг от всего происходящего. А дальше уже пошли роли по нарастающей.
Вас сразу взяла к себе Екатерина Сергеевна Максимова?
Нет, не сразу. Какое-то время я работала с другими педагогами. Например, к конкурсу «Арабеск» меня готовила Алевтина Корзенкова. Но Екатерина Сергеевна, во-первых, все равно следила за всеми в театре, а во-вторых, она присутствовала на самом конкурсе в Перми. И вот там она подошла ко мне, что-то подсказала, а потом даже учила гримироваться.
Был там и другой важный для меня эпизод. На конкурс как раз выпал мой день рождения. И мало того что меня поздравили при объявлении выступления, так еще Екатерина Сергеевна зашла ко мне в гримерку, отколола свою брошку-«балеринку» и подарила ее мне! Дальше мы уже работали вместе.
На бенефисе Екатерины Сергеевны ее ученицы исполняли различные вариации, па-де-де из ее репертуара. Мне было доверено станцевать фрагмент из «Жизели».
Я всегда боялась ее... расстроить. Доверяла Екатерине Сергеевне безгранично и всегда чувствовала ее поддержку. Один случай мне особенно запомнился. На премьеру «Наполеона Бонапарта» пришла Софья Николаевна Головкина. После спектакля она похвалила меня, отметив, что ей очень понравились и исполнение, и актерская игра. На что Екатерина Сергеевна ей ответила: «Это вы еще не видели, какую Китри мы с Жанной подготовили! Приходите посмотреть!» И эти слова были невероятно ценны!
Вы были первой Жозефиной в «Наполеоне».
Да. Андрей Борисович доверил мне эту роль. Это, конечно, всегда ценно в творчестве артиста, когда ты являешься первым исполнителем в новом спектакле.
В итоге Вы подготовили с Екатериной Сергеевной весь ведущий репертуар театра.
Да! Вы знаете… Екатерина Сергеевна — это мой невероятный подарок судьбы!
Сейчас, сама уже работая со своими девочками, я так понимаю Екатерину Сергеевну, постоянно ее благодарю!
Вот Вы упомянули сейчас, что стали педагогом.
Да. И всегда стараюсь передать то, что было заложено Екатериной Сергеевной. Я чувствую, что у меня это получается, и радуюсь за своих учениц — не за себя, а за них — когда у них что-то становится лучше, когда крепко стоят на ногах, когда меняются, улучшаются линии, когда стабильным становится вращение, когда девочки раскрываются на сцене, становятся настоящими балеринами. Среди моих учениц есть лауреаты конкурсов и даже обладательница Гран-при, ученицы, которых я довела до прима-балерин, даже до получения звания «Заслуженная артистка РФ». Есть даже ученицы, которые в этом году ушли уже на пенсию. То есть уже поколения сменяются.
У нас с девочками в зале происходит взаимный обмен эмоциями. Это очень тонкий момент — во время репетиций мы словно наедине. А потом, во время спектакля, я смотрю на них с замиранием сердца: поражаюсь их красоте — и внешней красоте исполнения, и внутренней одухотворенности. Катя Первушина, Алина Каичева, Саша Криса, Настя Тетерина, Саори Коике, Алиса Асланова — их так много, всех и не перечислишь.
Но главное, что я во всех очень верю! А на вере и поддержке педагога можно горы свернуть. Был у меня один эпизод: при подготовке спектакля как будто все складывалось против — то одно, то другое. В какой-то момент я с отчаянием подошла к Екатерине Сергеевне и сказала: «Может, мне отказаться от спектакля?» А она мне в ответ: «Ты боролась? Так иди борись дальше!» И вот эта магия слова твоего педагога, она творит чудеса... Даже ноги перестают болеть.
Что для Вас театр «Кремлевский балет»?
Я здесь не только состоялась как балерина, но и встретила своего будущего мужа (Айдар Шайдуллин, ранее был премьером театра. — Прим. ред.), у нас родилась дочь Элеонора, которая сейчас продолжает нашу династию и учится на последнем курсе в МГАХ. Поэтому «Кремлевский балет» даже больше, чем просто дом.
