Характерный танец родился на академической сцене. Со времен «Сильфиды», когда Мария Тальони впервые встала на пальцы и четко обозначила сферу классики, характерный и классический танцы существуют как братья, то опережая друг друга в развитии, то почти сливаясь. Характерный танец иногда называют танцем на каблуках, но это не просто каблуки, это характер, эпоха, национальность. В небольшом характерном танце может быть заключен целый мир, чем этот жанр и привлекает к себе балетмейстеров и артистов. Характерных танцовщиков всегда было немного, но их имена вошли в золотой фонд отечественного балета: А. Бекефи, Ф. Кшесинский, В. Гельцер, Н. Анисимова, С. Корень, Я. Сангович, С. Звягина, Н. Касаткина, С. Радченко, Л. Трембовельская. Заслуженная артистка России Юлиана Малхасянц также принадлежит к когорте звезд характерного танца. На грядущем Всероссийском конкурсе артистов балета она в качестве члена жюри увидит новое поколение характерных танцовщиков.
Юлиана, в Йошкар-Оле начинается Всероссийский конкурс артистов балета в номинации «Народно-сценический и характерный танец». Что общего у этих видов танца и каковы особенности характерного танца?
В основе обоих видов лежит фольклор, но это абсолютно разные жанры. Народно-сценический танец, безусловно, ближе к народному искусству. Это фольклор, преображенный балетмейстерами. Характерный танец сформировался как направление в XIX веке. Изначально он существовал в пространстве академического балетного спектакля. Начался характерный танец с создания в Мариинском театре классов для отработки уже имеющихся в репертуаре народных танцев. Как я люблю говорить, приехали в Россию два иностранца: страстный венгр Бекефи и элегантный поляк Кшесинский. Они многое сделали для развития академической версии народных танцев. Постепенно сложилась школа характерного танца — единственная в мире. Был написан первый учебник. Истоки у обоих жанров одни, но развитие абсолютно разное.
Характерный танец считается достоянием русской балетной школы. Он широко представлен в балетах классического наследия (у того же Мариуса Петипа). В спектаклях эпохи драмбалета характерный танец зачастую присутствует на равных с классическим. А что сейчас? Как вы считаете, современные балетмейстеры владеют характерным танцем, любят его?
Наши современные балетмейстеры его почти не используют. И как это ни печально звучит, мы рискуем потерять характерный танец. На сегодняшний день в характерном жанре ставят единицы. Да и то, речь идет о реконструкциях старинных балетов. Мне кажется, что симбиоз современной и характерной хореографии был бы очень интересен и перспективен. Но для этого нашим хореографам нужно хорошо знать фольклор. А это серьезный труд. Вот пример из моей практики. Как-то мне предложили поставить танцы в опере Л. Делиба «Лакме». На тот момент я индийского фольклора не знала (академическая «Баядерка» с индийским танцем ничего общего не имеет). Чтобы понять этот фольклор, я брала уроки индийского танца. То, что я поставила в опере, было стилизацией под индийский фольклор, своего рода фантазией на тему.
В истории русского балетного театра остались имена блистательных характерных исполнителей: от Альфреда Бекефи и Феликса Кшесинского до Сергея Радченко и Ларисы Трембовельской. Вы, конечно же, принадлежите к этой славной когорте. Какие качества необходимы, чтобы стать характерным танцовщиком? Как вы считаете, наши молодые исполнители чувствуют характерный танец?
Народный танец, как мне кажется, вызывает больше интереса у молодежи. Скорее всего, потому, что есть достаточно много мест, где ему учат начиная со школьной самодеятельности и заканчивая профессиональными академиями. А характерный танец — это микс народного и классического танцев, и танцуют его артисты театров. Он требует классической школы. На сегодняшний день характерных артистов не так много. Да и их репертуар не особо развивается. Но в театрах и сегодня есть очень хорошие исполнители. Я могу это подтвердить, так как много ставлю по всей стране.
На конкурсах иногда появляются интересные танцовщики, владеющие школой. Но, к сожалению, такое случается достаточно редко.
Помогает ли конкурс молодым артистам или решающую роль все же играет театральный опыт?
Конкурс и театр — абсолютно разные вещи. Я видела много примеров, когда блистательные победители конкурсов делали заурядную карьеру в театре. И наоборот, люди, никогда не принимавшие участие в конкурсах, становились мегазвездами. Но конкурсы должны быть. Ведь это прежде всего общение, возможность увидеть, что происходит в мире хореографии, а также возможность показать себя. Юным участникам конкурс дает шанс овладеть новым репертуаром. Конкурс — вещь весьма целесообразная. Другое дело, что не всегда можно станцевать по максимуму — мешают волнение, возможные травмы, да просто иногда нелепые ошибки. Оценки не должны быть приговором для артиста. Главное — приехать, выступить, станцевать какой-то новый репертуар. Это очень полезно.
Беседовала Анна Ельцова.
Фото: © Красноярский театр оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского