Рецензия

Просторы внутренней волны

В Витебске завершился 35-й фестиваль современной хореографии IFMC

15.12.2024

В океанографии понятие внутренней волны связывают с глубиной. Чем больше глубина, тем выше плотность океанических волн. Внутренние волны влияют на образование течений и высоту видимых поверхностных волн. Так и в искусстве: то, что формирует будущее, поначалу находится под невидимой толщей и скрыто шумом уже вышедшего на поверхность. На фестивалях есть возможность почувствовать движение еще скрытой внутренней волны, которая, возможно, сформирует новое мощное течение.

 

 

МИШЕНЬ

Витебский конкурс-фестиваль современной хореографии IFMC, состоявшийся в 2024 году уже в 35-й раз, открылся пластическим перформансом «Босоножки» в исполнении студентов Ивановского государственного университета. Важная для витебского фестиваля тема преемственности поколений раскрылась в сюжете чествования сестры Марины Цветаевой, дунканистки и пластички Валерии Цветаевой (1883–1966), основательницы московских курсов «Искусство движения» 1920–1930-х годов. На фестивале отдельная премия за лучшую хореографию носит имя пермского хореографа Евгения Панфилова (1955–2002), чей театр продолжает показывать на витебской сцене легендарные и новые работы и всегда находит бурный прием. Помнят здесь и Николая Огрызкова (1954–2010), настроившего фокус фестиваля именно на направление contemporary, его ученик Александр Могилев приехал в этом году с мастер-классами. Фотовыставка «Другая Цветаева» в концертном зале «Витебск» рассказала о том, как современные танцовщицы из Иваново понимают и интерпретируют идеи свободного танца их землячки Валерии Цветаевой. Судьба «другой Цветаевой» была по-своему драматичной: чужая в своей семье, после смерти матери она искала счастья в движении, пластике и нашла. После разгрома курсов «Искусство движения» архив она «потеряла», но он был счастливо найден спустя почти сто лет Евгением Черновым в подвале общежития Московского циркового училища, в основу учебных программ которого когда-то были заложены методики Валерии. Символично, что некоторые фрагменты фотоинсталляции были покрыты холстиной для консервационного хранения. И танцовщицы, словно сошедшие с фотополотен, мягко и настойчиво композиционно прорывались через музейную мешковину своей живой энергией и памятью о Валерии Цветаевой.

Зарубежными гостями в этом году были преимущественно китайцы, традиционные участники IFMC уже многие годы. В международное жюри вошли хореографы-практики не только из России и Беларуси (Константин Кузнецов, Александр Могилев, Дмитрий Пимонов), но и Джинн Яско из Щвеции, Йована Иконич из Сербии, Хуан Тирадо из Испании. В гостевой программе приняли участие одноактный балет «Роден» и «Озорные частушки» Петербургского академического театра балета имени Леонида Якобсона, «Колыбельная для Маяковского» московской компании «Ятеатр» в постановке Александра Исакова и Виктории Янчевской, «Петрушка» петербургского театра современной хореографии «Балет.Театр» в хореографии Дарьи Вергизовой, «Это всего лишь вещи» московского коллектива «ЭТО» русской компании современного танца Александра Могилева», «Грации. Наследие» Государственного молодежного ансамбля песни и танца «Алтай» в хореографии Юрия Смекалова. Театр «Балет Евгения Панфилова» привез одноактный балет «Река», спектакль «Посмешище» ученика Панфилова Алексея Расторгуева по мотивам басен Ивана Крылова, а также показал совместный проект с Белорусским государственным театром «Красота» в постановке Кирилла Балтрукова.

Hands down, Проект Анны Константиновой, Витебск

В конкурсной программе приняли участие студенческие и профессиональные коллективы из России и Беларуси. Их количество говорит о продолжении экстенсивного развития современного танца в России и Беларуси, о широте географического охвата и укорененности преподавания техник современного танца в учебных программах колледжей и институтов культуры.

Самарская танцевальная компания «Река» показала номер «Лотерея ответственности» в хореографии Андрея Разживина. Этот физический театр развивает важную для современного танца тему воспитания в себе сложного человека. Центральная декорация номера — большая черно-белая мишень со стрелкой из центра, которая указывает каждый раз на нового человека. Реакция «священной жертвы» на перст судьбы всегда разная. Момент интерактивности и этической ресурсности был оценен жюри, и «Река» увезла в Россию вторую премию.

Юлия Очаковская из Санкт-Петербурга показала философско-притчевое соло «Ак-Кадын» в честь найденной на Алтае мумии принцессы плато Укок. Ментальная связь современных артистов с древними артефактами рождает надежду на выстраивание прочных межпоколенных культурных связей в новейшей истории российского и постсоветского современного танца: пусть судьба принцессы, жившей на Алтае 2500 лет назад, и далека от нас, но энергетически ее жизнь воссоздалась в телодвижениях нашей современницы. Выгнутая стопа, выгнутый корпус, сплетенные руки были пропущены через духовную сферу исполнительницы и образ принцессы обрел материальность в мышечной механике артистки, взволнованной ее судьбой.

Екатеринбургская танцевальная компания «Денница» привезла номер «Лул/Урт» в хореографии Анны Поляковой и исполнении Марии Тарбеевой по мотивам удмуртского фольклора. Под музыкальный материал ижевского женского коллектива «Птица Тылобурдо», соединяющий русские народные песни, удмуртские обрядовые «крези», скандинавские и африканские ритмы, Мария Тарбеева пластически размышляла о пределах путешествий человеческой души. «Лул» у удмуртов — душа живого человека, «урт» — покинувшая тело после смерти и путешествующая по замкнутым концентрическим кругам. На хрупкую девушку, облаченную в изысканный этнокостюм авторства Елены Авдейкиной и дизайнерские этноукрашения, пала задача воплотить тему трансцендентального, всегда ускользающего от единоличного сценического воплощения. Танцевально-пластический постфолк — многолетняя тема исканий Поляковой и Тарбеевой, «Лул/Урт» стал интересным звеном в этом исследовании.

Хореографическая драма The Borsch челябинской танцовщицы Кристины Чернышовой посвящена проблеме отцов и детей: родителям сложно принять полетность творчества, которому себя посвятило чадо, они принуждают его к уважению быта. Картошка, лук, масло, капуста, томатная паста… — Чернышова перечисляет ингредиенты борща как главные субъекты драмы, отводя себе позицию исполнителя, следующего за синей птицей женского счастья по воле свеклы и моркови. The Borsch — не первый авторский спектакль артистов челябинского Театра современного танца Ольги Поны, в котором работает Чернышова. В этом коллективе много и азартно исследуют русскую идентичность через различные ключевые понятия традиционной, бытовой или повседневной культуры. Этот The Borsch, по-настоящему готовящийся на сцене по всем правилам соблюдения пожарной безопасности (в фойе после показа он доварился и угощали всех желающих), полон горькой самоиронии и искреннего желания быть умелой хозяйкой, не теряя своего творческого лица.

«Роден», Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Леонида Якобсона

МЕДИТАЦИЯ

Для посетивших витебский фестиваль после большого перерыва открытием стало имя гомельского хореографа Валентина Исакова. Он и его коллектив «X-перИменты» два года назад уже получали премию Евгения Панфилова за лучшую хореографию, и получили ее второй раз в 2024 году за постановку «Цикл» в исполнении коллектива Исакова и студентов Гомельского государственного колледжа искусств имени Соколовского. В аннотации говорится о таинстве зачатия и трансформации материи, о красоте проживания момента: это тот случай, когда содержимое программки, с одной стороны, соответствует представленному на сцене, с другой стороны, не имеет значения, настолько композиционно совершенно и орфографически, и синтаксически чисто исполнен задуманный хореографический текст. Кажется, что прилежное изучение природы суставных движений расширило возможные пределы амплитуды исполнителей, способствовало более изощренному координированию друг с другом. Мягкие, сильные, длинные движения исполнительниц, грамотное и сдержанное включение мужских партий в структуру женского кантиленного танца, хорошая работа со светом. Удача и счастье, когда хореограф владеет абстрактными структурами композиции и коллектив чутко откликается на поставленные задачи.

Проект Александры Ананенко и Паулины Бабак из Минского государственного колледжа искусств с номерами «Все, придумано!» о муках творчества и радости от окончания урока и «Независимая зависимость» о сложной дуальности тела и сознания показали зрителям важность юмора и веселья в пространстве современного танца, иногда готового перемудрить самого себя. Веселая подростковая энергия, искусно ограненная педагогами, еще раз доказала, что открытый энергетический посыл в современном искусстве часто перекрывает самые высоколобые концепции.

Петербургская танцевальная компания «Трое в лодке» представила шуточное соло «Динозавр», в котором работа с предметом (восславлена привычная печатная машинка и опозорен сложный непривычный ноутбук) подкреплена интересной хореографией: девушке удается показать природную животную неповоротливость существа, обязанного примениться к веяниям прогресса; пластика удивленной ярости травоядного добряка от контакта со сложным и непонятным заставила зал понимающе рассмеяться.

Тульская танцевальная компания «Ника» привезла соло Софьи Пановой «Одна. Весна» в хореографии Дарьи Бузовкиной и Вероники Орешкиной. Эта сольная антиутопическая «Весна священная», где девушка танцует до изнеможения в честь прихода весны, не приводит к смене времени года, вокруг остается все та же зима. Но в ее танце столько хрупкости, тонкости, силы и надежды, что его невозможно забыть и поверить, что вся эта красота была напрасна. В танце Софьи Пановой чувствовались маленькие живые импульсы, которые деликатнее и тоньше, чем физическое действие, в них было ядро вибрации, которое подвижно работало с центрами начала нового движения.

«Место под солнцем», Арина Никифорова, лаборатория эстрадного танца Белорусского государственного университета культуры и искусств

Белорусский хореограф Павел Лунцевич исполнил соло «Божественный ветер» в стилистике японского самурая. Соло на больших сценах просит высветляющего освещения, возможно, даже зумирующего видео на заднике, так важна в одиночных работах мелкая пластика. В «Божественном ветре» важно, что Лунцевич в своем высказывании равен самому себе: была явлена танцевальная поэзия, полнота воплощения волнующего высказывания о самоотверженности как высшей форме человеческого подвига и, с другой стороны, психологической манипуляции. Не было рисовки, надуманного философствования, хотя тема располагала.

Спектакль «Русалочка» в хореографии Екатерины Лещенко московского Театра-студии современной хореографии Ирины Афониной доставил удовольствие от знакомства с яркой исполнительницей роли Русалочки Евой Анохиной, выпускницей кафедры современной хореографии Московского государственного института культуры. Ее острая трогательная пластика заставила поверить в перевоплощение в андерсеновскую Русалочку, архетип всех женских жертв во имя любви, которые не будут оценены и доставят лишь горькое самоупоение.

Танцевальный проект «Маяк» привез из Петербурга сюиту «Без вести» в хореографии Энже Абдрахимовой, студентки Петербургского института культуры, и получил специальную премию «За концептуальнось высказывания». Партитура действия, ритмическая структура были выстроены очень профессионально. Дуальность названия обострила актуальность восприятия: девушки метались в поисках без вести пропавших; каждый, в лучах меняющегося цветного света, не находя облегчения в новостях, отчаянно искал позитивной информации и не мог насытиться теми вестями, что уже есть. Приклеенные к ослепшим лицам газеты и летающие по сцене самолетики электронных посланий сделали постановку зрелищной и запоминающейся.

«Отвяжись», танцевальная компания «Трое в лодке», Санкт-Петербург
«Без вести», танцевальный проект «Маяк», Санкт-Петербург

УРОБОРОС 

«Современный танец, — как заметил хореограф Александр Могилев, — это язык, на котором выражаются ценности современного мира», и я переживаю чувства гармонии и справедливости, когда вижу в программе IFMC молодых и заслуженных артистов, которые смотрят работы друг друга. Большое количество студенческих постановок в конкурсе IFMC-2024 и присутствие мафусаилов российского современного танца и современного балета в гостевой программе в лице Театра Евгения Панфилова и Балета Леонида Якобсона, безусловно, оправдывающая себя культурная стратегия, в которой соединяются перспективная работа на будущее и память и уважение к творцам, внесшим свой еще не до конца оцененный вклад в развитие искусства. На протяжении многих десятилетий сам факт участия в конкурсной программе витебского фестиваля современной хореографии занимает первые строчки в хореографических резюме. Основатели фестиваля Марина Романовская и Эдуард Чернивчан умеют работать как часы на фоне любых бурь и перипетий, и танцовщикам стоит это оценить: адекватным ответом может быть только талантливая творческая работа. Оскар Уайльд сказал: «Не заслуживает даже и взгляда такая карта мира, на которую не нанесена Утопия». Родившийся в Витебске Шагал, работавшие здесь Казимир Малевич и Нина Коган, выступавшая здесь во дворике у дворца губернатора Айседора Дункан это знали. «От жажды умираем над ручьем», конечно, тоже одна из стратегий в искусстве, но как жаль широты неиспользуемых возможностей. В современном танце можно брать шире, смелее, азартнее, можно прожить еще одного себя. Хочется пожелать будущим участникам не упускать ни капли таких возможных даров творческого конкурса IFMC. И тогда мы не только почувствуем, но и увидим плоды новых внутренних волн отечественного современного танца.

«Русалочка», театр-студия современного танца Ирины Афониной, Москва

Автор: Екатерина Васенина

Фото: Игорь Гусаков

 

Фото выноса:

«Выгравированное дыхание». Театр этнического танца провинции Цзянсу, Китайская Народная Республика, гран-при IFMC -2024

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.