Статьи

Танцуй

16.03.2024

«Работать с возрастными артистами —
словно читать изумительно подобранную библиотеку.
Они не боятся смеяться, в особенности над собой»

Иржи Килиан

 

Марсия Хайде и Полина Семионова

В московском кинотеатре «Иллюзион» проект TheatreHD 11 марта представил премьеру фильма «Танцуй» немецкого режиссера Хенрике Занднера. Наша редакция посетила показ фильма-размышления, фильма-откровения, затрагивающего самую тонкую, волнующую и интимную тему в жизни каждого балетного артиста — окончание исполнительской карьеры.

Полина Семионова, Фридеманн Фогель, Уильям Мур, Гезине Моог — четыре таких разных артиста постепенно формулируют ответы на вопрос о том, когда для них наступит финишная прямая и как выстроить жизнь так, чтобы ни о чем не жалеть и оставаться счастливым.

Фильм построен на четырех монологах и двух репликах Иржи Килиана и Марсии Хайде и дает зрителю редкую возможность услышать голоса артистов, их размышления и самокритику, заглянуть по ту сторону рампы: в закулисье сцены, в репетиционный зал, в гримерную и даже массажный кабинет.

Гезине Моог 13 лет танцевала в труппе Gullberb ballet. Еще будучи действующей танцовщицей, Гезине поняла, что ничто ее так не вдохновляет, как танец. Даже несмотря на то, что его, а скорее свою одержимость им, иногда так хочется винить в упущенном времени и возможностях... Гезине приняла решение не расставаться с хореографией и нашла продолжение своему творчеству в труппе современного танца Dance on, в которую принимают танцовщиков старше 40 лет и где во главу угла ставится масштаб и природа опыта таких исполнителей. Dance on — своего рода идейный преемник проекта Иржи Килиана NDT 3, просуществовавшего с 1991 по 2006 год.

Труппа Dance on

Уильям Мур — премьер Цюрихского балета — репетирует свой последний спектакль. С публикой он прощается на пике формы и внутренней актерской наполненности балетом Эдварда Клюга «Пер Гюнт». Уильям верит, что впереди множество возможностей, может быть, и вовсе не связанных с танцем. Проявление силы воли и крепкого внутреннего стержня помогают ему наконец освободиться от пут служения искусству, взять жизнь в свои руки и сосредоточиться на следующем приключении, приготовленном судьбой.

Выразительная и блистательная на сцене, а по природе скромная и немногословная, Полина Семионова признается, что только через движение может выразить свои эмоции. На экране она готовит премьеру — партию Авроры в балете «Спящая красавица», отодвигающей, по ее собственному признанию, приближение того самого «лимита». Полина, что называется, self-made ballerina, приспособившая себя, свое тело к классическим канонам и продолжающая расширять свой современный репертуар. Ей 37 лет, и в данный момент она ставит перед собой задачу быть запоминающейся, чтобы оставить отпечаток в памяти зрителей, тронуть их души, не дать себя забыть. А что впереди? Когда настанет момент прощаться? Получится ли оставить танец позади и посвятить время семье? Эти вопросы балерина оставляет для себя открытыми. Пока что...

«Тело дано Богом, а артист несет ответственность за максимально эффективное применение этого инструмента», — говорится в фильме. И, кажется, премьер Штутгартского балета Фридеманн Фогель справляется с возложенной на него ответственностью на все сто. Возраст, считает Фридеманн, должен вдохновлять танцовщика на поиски, заставлять пробовать новое. Тем более что с годами улучшается координация, углубляется знание тела и развивается навык владения им. Перешагнув границу в 40 лет, Фридеманн по-прежнему считает танец лучшей терапией и после тяжелого вчерашнего спектакля встает к станку сегодня.

Пройдет время, прежде чем станет известно, к чему приведут эти истории поиска, какое продолжение или новое начало найдут для себя герои картины в момент X. И наша рекомендация сегодня однозначна — этот фильм надо увидеть.

Фридеманн Фогель
Текст: Елизавета Емелькина

 

 

Фрагменты из фильмы © Theatre HD

Обложка © Yoon6 Photo
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.