Диссертации

Специфика подготовки исполнителей осетинского танца

(На примере ансамбля «Маленький джигит» Т.Д. Кокаева)

15.09.2022

Коротко об авторе

Алан Кокаев Заслуженный артист Республики Северная Осетия – Алания, хореограф. 

Краткая аннотация на статью

Статья посвящена 60-летию творческой деятельности осетинского педагога и хореографа Т. Д. Кокаева, а также истории становления детского ансамбля народного танца Дворца пионеров столицы Северной Осетии.

Ключевые слова:

Осетинский танец, детский ансамбль народного танца, осетинская хореография.

«Ансамбль народного танца – это органическое сочетание театральности и народности искусства…» [1]. С этим трудно поспорить. Действительно, танец всегда является своеобразной летописью человеческих отношений, нравственным этикетом того или иного народа. Все это делает содержательным и образным его сущность как художественного феномена.

Навыки сценического воплощения народного танца накапливались постепенно. После 1917 года народы молодой Советской России получили широкие возможности для творчества, начали рождаться самодеятельные коллективы, в чьем репертуаре были национальные песни, танцы, инструментальная музыка. И.А. Моисеев скажет: «Ансамбль народного танца – не музей, хранитель фольклорных образцов, а живой организм, который развивает народные традиции, создает новую хореографию» [2].

В Северной Осетии ансамбль народного танца при Республиканском Доме пионеров был создан в 1939 году. Так гласит постановление «Об организации детского ансамбля песни и пляски при республиканском Доме пионеров» Совета Народных комиссаров Северо-Осетинской АССР: Организовать с 15.11.39 года при Республиканском Дворце Пионеров детский ансамбль песни и пляски, в составе 120 человек [3].

«В ансамбль входили учащиеся школ с 8-летнего возраста и до 18 лет. Хорошо помню, какое огромное впечатление произвело его первое выступление на слушателей и зрителей, – вспоминал много позже первый художественный руководитель коллектива Евгений Колесников. – Ансамбль на сцене представлял из себя многокрасочный цветник из красивых национальных костюмов: русских, украинских, осетинских, грузинских, армянских. Звучание хора не уступало любому хору взрослых. Танцы детей поражали зрителей четкостью и техничностью исполнения» [4].

Среди художественных руководителей ансамбля – Заурбек Битаров и Руслан Сопоев, стоявшие у штурвала коллектива перед Великой Отечественной войной. Пришедшие им на смену в коллектив – Эльбрус Точиев, Асатин Доев, Хазби Шавлохов, Коста Цаболов, Александр Джиоев, – руководили ансамблем первые 20 лет. Главный балетмейстер Тбилисского Дворца пионеров Рубен Чохонелидзе был приглашен для подготовки ансамбля к первой Декаде осетинского искусства в Москве, состоявшейся в 1960 году.

С 1961 года ансамблем народного танца Дома пионеров руководит Таймураз Дзамболатович Кокаев. Школа детского осетинского танца, созданная Кокаевым, складывалась постепенно.

Здесь не ставят изначально задачу сделать из каждого ребенка профессионального артиста или танцовщика. Но, когда выявляется талант, его рекомендуют. «Если есть способности, я всегда помогаю продолжить учебу», – говорит Таймураз Дзамболатович [5]. О нем самом важно сказать несколько слов.

Председатель Правления Союза композиторов РСО-Алания, руководитель Северо-Осетинской филармонии, заслуженный артист РСО-Алания Ацамаз Макоев вспоминает: «Когда по ТВ не было тысячи каналов, мы смотрели цикл передач об осетинской хореографии. Я запомнил в этих передачах Таймураза, потому что он говорил не о себе. А о том, какая должна быть осетинская хореография в наше время» [6].

Ребята ходили репетировать в Дом пионеров, готовились к выступлению на Декаде осетинского искусства в Москве в составе детского национального ансамбля танца. Таймураз Кокаев в юном возрасте – в рамках подготовки к Декаде осетинского искусства – успел соприкоснуться с творчеством композитора В. И. Мурадели, балетмейстера С.Г. Кореня, балетмейстера Э.Н. Грикуровой. После успешного выступления на Декаде Таймураз Кокаев возглавил ансамбль в 17 лет, будучи первокурсником хореографического отделения училища искусств. В год 40-летия автономии республики Северная Осетия Таймураз Кокаев подготовил танцевальную сюиту на 50 детей; выступление прошло на высоком уровне. Это укрепило позиции юного руководителя танцевального коллектива.

В 1970-х годах ансамбль выступал на Всесоюзных съездах комсомола в кремлевском Дворце съездов, на кремлевских новогодних елках, режиссером которых был И.Г. Шароев, на юбилеях Коста Хетагурова, которые продолжаются и в наши дни. В 1974 году ансамбль выступал на открытии нового здания Дворца пионеров в Орджоникидзе, а также выступил на фестивале детских танцевальных коллективов Кавказа в Тбилиси, который проводил Р. Чохонелидзе.

Название «Маленький джигит» коллектив получил на гастролях в московском Дворце пионеров на Ленинских горах в 1974 году. Инструментальный ансамбль орджоникидзевского Дома пионеров так исполнил песню «Маленький джигит» (музыка Х. Плиева, русский текст В. Бутенко), что восторженные зрители назвали всех участников гастролей «маленькими джигитами». Название закрепилось и в 1976 году стало официальным, тем более, что песня была разучена с подачи Таймураза Кокаева.

Качество педагогической, художественной и отчетной деятельности помогало на протяжении десятилетий сохранять статус и авторитет. Среди балетмейстеров, которые ставили свои работы на коллектив «Маленького джигита» – А.П. Шостак, В.С. Константиновский, Э.Н. Грикурова.

В XXI веке ансамбль «Маленький джигит» много выступал в Москве и по всему миру: Италия, Франция, Китай. После выступления в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже в 2002 году ансамбль получил Государственную премию Северной Осетии имени Коста Хетагурова.

Особая энергия, одухотворенность, артистизм и сдержанность манер юных танцовщиков – составляют основу школы детского осетинского танца Таймураза Кокаева. В «Маленьком джигите» дети не изображают взрослых, они переживают и показывают детские эмоции и возможности. Девочки (женскую группу ведет А.Т. Кокаева) внешне соответствуют своему возрасту, не носят тяжелого артистического грима. Мальчики-танцовщики исполняют трюки мужского танца соответственно своему возрасту, в их манере исполнения нет показной агрессии или пафоса, которые могут присутствовать в манере исполнения кавказского танца у взрослого. «Мы с детства стали взрослыми благодаря мудрости и вниманию Таймураза Дзамболатовича», – говорит заслуженный артист РСО-Алания, руководитель конно-цирковой труппы «Джигиты Муратовы» Сергей Муратов.

Человеческую скромность и высокое профессиональное мастерство прививают в «Маленьком джигите» в повседневном труде в репетиционном зале. Секрет – в постепенном увеличении физической и творческой нагрузки: современные дети менее физически активны, и нужно развивать их профессионализм, исходя из их реальных физических данных, помогать их артистическому становлению вдумчиво и поэтапно.

Результат творческо-педагогической работы «Маленького джигита» был показан в Москве в 2008 году – в рамках гала-концерта в честь народной артистки СССР, солистки и педагога Большого театра Светланы Адырхаевой – на сцене Большого театра. Хореографическая композиция «Рапсодия» на музыку И. Габараева объединила подростковую мужскую группу «Маленького джигита» и солистку Большого театра, ученицу С.Д. Адырхаевой Екатерину Крысанову. Пальцевая техника мужского осетинского танца объединилась с пальцевой техникой классического балета. Круговые структуры симда, пластической метафоры крепости и хоровода одновременно, – развивались вокруг смелой аланки в исполнении Е. Крысановой, танцующей на пальцах в мужском образе, спрятавшей длинные волосы под папахой [7]. «Куда бы ни приезжал ансамбль «Маленький джигит», везде отмечают, что танцы коллектива полны благородства. Что в них нет агрессии. Азарт может быть светлым. Творчество должно нести свет. Лезгинка – не агрессивный танец. Я за то, чтобы эмоционально нести позитив. Будет азарт, будет кинжал, но не будет агрессии. Танец должен быть в любом случае благородным, даже в азартный момент» [8].

Премьера одноактного балета «Урок» (муз. Б. Газданова и Ф. Алборова, муз. рук. С. Дзуцев) в 2013 году на сцене Северо-Осетинского государственного академического театра им.Тхапсаева стала заметным культурным событием в Северной Осетии. Режиссером-хореографом, автором либретто и ведущим исполнителем роли Педагога выступил А.Т. Кокаев, с 12 лет помогавший отцу в репетиционной работе «Маленького джигита». В балете занята театр-студия сатиры «Амыран» РСО-Алания, но сам спектакль повествует о буднях танцевального коллектива и работе в нем Педагога, основа образа которого – в Т.Д. Кокаеве.

…Дети собираются на урок: прощаются с родителями, спрятавшимися за ширмами по краям сцены, отдают рюкзаки, здороваются друг с другом. Приходит Педагог, своими манерами сразу показывающий, как надо стоять, здороваться, держать осанку. Начинается урок: педагог показывает непростую танцевальную комбинацию, дети в восторге, но теперь надо повторить. Робея, подбадриваемые учителем, они учат движения и связки [9]. Педагог мягко и внимательно поправляет каждого, продолжая привлекать сидящих на скамейке. В конце урока окрыленные успехом дети выходят к родителям и показывают им свои достижения, и вот уже урок продолжается для них: Педагог не отказывается помочь своим ученикам научить национальному танцу заинтересовавшихся родителей. Дети уходят, и в полутемном зале учитель становится артистом – импровизирует, стилизует, размышляет и чувствует, танцуя. Даже ночью ему снятся детские голоса, моменты урока, и он поправляет, передумывает, пересочиняет план.

Это честный «Урок», здесь есть охудожествленные замечания, критика учеников, но главное – непрекращающаяся погруженность в профессию, забота о повышении мастерства подопечных, творческие муки. Потом станет ясно, что у такого педагога ребята вырастают неравнодушные, честные, идущие в работе до конца. В первую очередь – люди и обязательно настоящие профессионалы выбранного дела.

А.А. Борзов в своих трудах писал о том, что каждый урок педагога хореографии – это художественное произведение[10]. Вроде бы урок есть урок, где преследуется определенная задача, отвечающая программному материалу, контрольные уроки с открытым показом текущих успехов, экзаменационные уроки в конце года с обсуждениями и пожеланиями. На уроке мы можем увидеть решение поставленных педагогом задач, различную степень их выполнения, понять, чего удалось добиться. Спектаклем «Урок» удалось сказать об уроках как о законченных художественных произведениях: между спектаклем и рядовым, казалось бы, занятием – много общего.

Например, хореограф ищет идею для создания произведения, чтобы затем приступить к ее хореографической разработке. Педагог должен знать, какую идею он предложит ученикам. Хореограф наполняет практическую часть своей идеи различными композициями, куда входят большие и малые комбинации. Он осуществляет свою идею при помощи исполнения какого-нибудь движения различными подготовительными элементами, а затем показывает выбранное движение в небольшой или развернутой комбинации, что равносильно созданию композиции у хореографа.

Хореограф в воплощении идеи целиком зависит от исполнителя, который в силу многих причин может не выполнить предлагаемых хореографом движений, комбинаций и композиции в целом. Педагог также зависит от ученика, от его способностей и данных. Хореограф при создании произведения действует по законам драматургии. При создании урока педагог обращает внимание на наиболее важный компонент экзерсиса, которые являются кульминацией урока. Хореограф требует от исполнителей создания необходимых танцевальных образов. Того же требует в пределах урока и педагог от учащихся: где нужно создать предполагаемый танцевальный образ при исполнении различных комбинаций и вариаций. При этом педагог должен создавать свои художественные произведения на каждом уроке.

Т.Д. Кокаеву, помимо изложенного, в его детской школе осетинского танца удается привить своим ученикам понимание стиля, характера исполнения, эмоциональной выразительности каждого танца, не засорять национальный танец надуманными движениями, рассказать учащимся о национальных костюмах, так как особенности костюма влияют на характер танца, определяют различие движений мужского и женского танца – в том числе – в детском коллективе.

«Надо, чтобы ребенок посчитал тебя твоим близким другом, поверил тебе», – говорит Таймураз Дзамболатович Кокаев. Его ансамбль «Маленький джигит» руководствуется этим принципом уже 60 лет.

 

Список литературы

1. В. И. Уральская. Жизнью рожденные. / Балет. Наблюдения, заметки, размышления. М.,

  2016. С.531-538.

2. Е.Д. Коптелова. Игорь Моисеев – академик и философ танца. М., 2021. С. 302.

3. Архив музея Руспубликанского Дворца детского творчества РСО-Алания

4. К 60-летию Образцового ансамбля народного танца «Маленький джигит.

  Информационный буклет. Республиканский Дворец детского творчества. Владикавказ, 2021.

5. Телепрограмма Ирыстон «Истории из жизни». Выпуск от 07. 11. 2021.

  https://iryston.tv/teleproject_release/tajmuraz-kokaev/. Дата обращения - 05.12. 2021.

6. Там же.

7. «Рапсодия». Хореографическая композиция на муз. И. Габараева. Исполняют Е. Крысанова и Образцовый ансамбль народного танца «Маленький джигит». URL:

https://www.youtube.com/watch?v=vUCZyS3Rqfs(дата обращения 01.12.2021).

8. Алан Кокаев. Творчество должно нести свет. Интервью журналу «Горец». URL:

  https://gorets-media.ru/page/alan-kokaev-tvorchestvo-dolzhno-nesti-svet (дата обращения

  25.11.2021).

9. Урок. Алан Кокаев. Запись спектакля. URL:

  https://www.youtube.com/watch?v=VlAL3a1Asf8 (дата обращения 23.11.2021).

10.А.А. Борзов. Народно-сценический танец. Экзерсисы у станка. М., 2008. С.13.

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.