София Маймула вот-вот окончит Московскую государственную академию хореографии, но уже сейчас может по праву называться одной из лучших выпускниц этого года. «Для меня важны танец и поиск своего места в театре», — говорит наша сегодняшняя героиня. Начало положено — Большой театр пригласил Соню в труппу, что неудивительно, ведь все при ней: исключительно точная техника исполнения, легкость и уверенность в каждом шаге на сцене, музыкальность, красивые линии, «певучие» руки, а главное — полная отдача танцу.
Этот материал познакомит вас с Соней, и вы увидите, какой сильный и целеустремленный дух живет в этой хрупкой, юной балерине.
Отвечая на вопросы своего первого интервью, Соня, конечно, волновалась, но открыто делилась своими мыслями о страхе перед переменами, важности самоконтроля и роли «того самого» педагога в жизни студента балетной академии.
Соня, как ты узнала, что тебя взяли в Большой театр?
Из списков, вывешенных в холле академии. Я очень удивилась, потому что в начале учебного года была уверена, что меня не пригласят, так как сейчас в приоритете высокие балерины, а я очень маленького роста. Я даже планировала просматриваться в другие театры. В течение года мне многие намекали, что я пройду отбор, но на тот момент мысли были только об экзаменах. Когда я узнала, что приглашена в Большой, сначала подумала, что меня по ошибке в список включили. Придется очень много работать и каждый день доказывать, что я была этого выбора достойна. Скоро наступит взрослая жизнь вне стен академии, я буду предоставлена сама себе, даже следить за питанием придется самой… Хотя готовить я люблю — это мое хобби! У меня два брата, которым я обязательно готовлю всякие вкусности, когда бываю дома.
Ты говоришь, что чаще внимание обращают на балерин повыше.
Я знаю, что есть невысокие балерины, которые многого добились и многое танцуют, несмотря на свое амплуа. Считаю, что надо развивать мастерство, потому что ростом я никого не удивлю, даже наоборот, а удивлю техникой, красотой и виртуозностью.
Почему ты пошла в балет?
Мама отдала меня в танцы в четыре года. Она сама хотела стать балериной, но не сложилось. До 11 лет я занималась в ансамбле «Дружба», которому на днях исполнилось 50 лет, а потом училась в Краснодарском хореографическом училище.
А ты сама хотела танцевать?
Поначалу нет. Мне даже в ансамбле говорили, что из меня ничего не выйдет, еще и растяжки не было. Но мама не опустила руки, напротив, водила меня на дополнительные занятия гимнастикой. Помню, как после занятий приходила домой и плакала — так все болело, и, вдобавок ко всему, я не могла сесть на шпагат. Балетом я по-настоящему заинтересовалась после того, как сходила на спектакль «Лебединое озеро», а в академии окончательно поняла, что все было не зря, загорелась процессом и захотелось учиться дальше.
Сложно поверить, смотря на твои «зашпагаты», что у тебя жесткие мышцы.
Но это, правда, так. Мне всегда приходилось уделять особое внимание растяжке. Я постоянно тянусь, даже в свободное время, и когда травмировала ногу, тоже тянулась — разрабатывала мышцы здоровой ноги. Считаю, что нехватку данных можно восполнить усердной и грамотной работой над собой, также очень важно попасть к педагогу, который знает, как научить продуктивно обращаться со своими недостатками, тогда есть шанс стать особенной балериной.
Как ты оказалась в Московской академии хореографии?
Педагог в Краснодаре советовала мне поступать в Москву в том случае, если я планирую посвятить свою жизнь балету. Так совпало, что летом 2016 года я поехала в лагерь для одаренных детей «Сириус», где в это же время находились педагоги и ребята из МГАХ. Как-то ко мне подошла Марина Константиновна (ректор МГАХ — прим. ред.) и предложила попробовать пройти добор в академию на новый учебный год, который я этим же летом прошла и поступила в третий класс.
Как тебе далось решение переехать из Краснодара в Москву? Тяжело было столько лет жить вдали от дома?
Поначалу да, даже плакала иногда. В интернате академии мы жили вчетвером в одной комнате. Меня не сразу приняли в коллективе, но со временем я со всеми нашла общий язык, да и мама летала несколько раз в год, чтобы увидеться.
Какие у тебя сейчас отношения с одноклассницами?
Я со всеми дружу, у нас очень общительный курс. Мы угадываем настроение друг друга, стараемся обмениваться положительными эмоциями, поддерживаем, всегда болея в кулисах за того, кто исполняет что-то на сцене.
Как проходит твой день в академии?
Я просыпаюсь между шестью и семью утра, завтракаю и иду на класс к девяти часам. Мне нравится, что класс у нас так рано, потому что идешь на него полный сил и со свежей головой. После «классики» идут репетиции, уроки, консультации и вечерние репетиции. В свободное время я готовлю пуанты, настраиваюсь на следующий день, а если не осталось сил, то смотрю фильмы, делаю ванночки для ног, внутренне успокаиваюсь. Я часто вышиваю крестиком и бисером, у нас с мамой одинаковое хобби. Сейчас я вышиваю икону святой Софии и верю, что она станет моим талисманом.
Расскажи о своем педагоге.
Мой педагог, которого я обожаю, — Людмила Валентиновна Ермакова — в прошлом балерина Большого театра. Она очень многое мне дала, а главное — научила справляться с эмоциями и верить в себя, ведь раньше я боялась даже выходить на сцену. Людмила Валентиновна будто моя вторая мама, потому что во всем мне опора. Она объясняет, почему важно перед выступлением настраиваться внутренне, вдумчиво прорабатывать партию. Очень важно, на мой взгляд, что Людмила Валентиновна, помимо филигранной техники, учит по-театральному: как «танцевально» делать то или иное движение.
На ваших репетициях видна очень теплая связь учитель-ученик, будто вы понимаете друг друга без слов.
Это опыт, приобретенный с малых лет. Мой класс понимает педагога почти интуитивно, мы даже можем самостоятельно исправить ошибку — такой вот выработанный годами самоконтроль. В младших классах мы упражнялись так: одна девочка делает движение, а педагог спрашивает остальных, в чем ее ошибка и как ее исправить. Мы внимательно всматривались и делились своими догадками, тем самым пробуя анализировать работу других со стороны, и свою в том числе.
Нужны ли тебе строгость и постоянный контроль педагога?
Обязательно, так как критика и взгляд со стороны воспитывают внутренний стержень. Если меня по головке будут гладить, то и я себя постепенно начну жалеть, а то и хвалить. Мне нравится, когда педагог требует, это значит, что он видит во мне потенциал, что я могу больше. Такое отношение дает мне стимул совершенствоваться.
Что тебе дала академия в ментальном плане? Самый ценный урок, на твой взгляд.
Наверное, веру в себя и в свои возможности. Для меня было когда-то невообразимо, что я уеду из дома, буду жить одна и сама решать вопросы, справляться с трудностями.
Кем ты вдохновляешься?
В любом творчестве я могу найти источник вдохновения. Особенно люблю наблюдать за балеринами XX века, выпускниками Московской академии хореографии прошлых лет. Среди художников мне нравится Эдгар Дега с его «Танцовщицами в голубом». Наш курс хотел на государственном экзамене по классическому танцу сделать пачки в голубых оттенках этой картины. Благодаря эффекту омбре у нас, вроде как, получилось: цвет неба после дождя у основания пачки переходил в белый к ее краям, так пачка напоминала облачко.
Полезно ли артисту подражать кому-то, подстраивать свое творчество под каноническое исполнение тех или иных партий?
На госэкзамен по актерскому мастерству я готовила балет «Матч», который выбрала для меня педагог Татьяна Олеговна Павлович. Этот балет был поставлен для Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, поэтому я учила номер по записи с Максимовой и многие вещи в ее исполнении и манере переняла. На это педагог мне сказала, что нужно быть самой собой, брать лучшее от исполнения и перерабатывать, а не дублировать, необходимо уметь пользоваться наработками, сделанными до тебя, пробовать и выдавать их в своей интерпретации.
Представь, что ты та девочка десяти лет из прошлого, поступающая в профессиональную балетную академию. Повторила бы ты свой путь до сегодняшнего дня?
Еще раз, наверное, нет. Я столько прошла, а это только малая часть и впереди будет еще тяжелее. Себе маленькой я хотела бы сказать, что все надо делать с умом и иметь твердость духа, чтобы добиться желаемого.
Если бы в твоей жизни не случилось балета, то чем бы ты хотела заниматься?
Трудно сказать. В детстве я играла на фортепиано и каталась на коньках. С последними почти сразу не сложилось, потому что я много падала. На это мама сказала, что в балете тоже есть и падения, и травмы, но мне было достаточно уже того факта, что танцевать надо хотя бы не на льду. Музыкальная школа быстро наскучила, хотя у меня получалось — даже на концертах играла, и преподаватель советовала не прекращать занятия и пробовать совмещать игру с танцами. Сейчас я немного жалею, что не продолжила учиться музыке, все-таки нужно было найти возможность успевать. Кстати, мне в академии удается поиграть время от времени.
Кто из балерин тебе нравится?
Сложный вопрос, потому что каждая балерина мне интересна по-своему. Например, у Евгении Образцовой собственный стиль рук, мне импонирует то, как она мыслит и как прорабатывает партии. Наталья Осипова поражает прыжком, вращениями, и я понимаю, что никто так же никогда не сделает, она уникальна.
Твоя партия мечты.
Сванильда в «Коппелии». На первом курсе с девочками мы танцевали антре подруг из этого балета, тогда я загорелась этой ролью. Мне нравятся комедийные балеты и балеты-сказки, в отличие от балетов-трагедий. Хочется уйти со сцены с радостным чувством, растить в себе позитивные эмоции. Мне кажется, роль Сванильды мне подойдет.
Откуда ты берешь силы, когда они на исходе?
Смотрю архивные видео с Плисецкой, Улановой, Максимовой, Фраччи, Гиллем, наслаждаюсь их искусством и говорю себе, что им тоже было тяжело, они тоже проходили через неудачи и травмы, а значит, и я должна найти в себе силы идти дальше. Так и мотивирую себя, ведь главное — настрой. Например, если я себя настраиваю на то, что все будет хорошо, то так день и проходит, а если что-то не получилось, то я себе говорю: «Могло быть и хуже».
Я считаю, что, если вдруг на репетиции что-то не получается и уже нет сил повторять и вдумчиво прорабатывать элемент, лучше остановиться, иначе наступит «зацикливание»: ты делаешь движение и ошибаешься, снова делаешь и снова ошибаешься — тело запоминает не эталонный вариант исполнения, а худший. Лучше прекратить пытаться, отпустить и повторить спустя время.
В прошлом году у меня был усталостный перелом, две недели пришлось ходить в ортезе. Но я быстро восстановилась, сдала экзамены и танцевала на концерте выпускников 2021 года. Если внутренне себя настроить на то, что травма — это часть жизни артиста, то быстрее придешь в норму, ведь все идет от головы. Я так и сделала: дала себе установку, что нужно быстрее выздороветь, потому что впереди экзамены и концерт. Этот опыт закалил меня и теперь помогает проходить через другие проблемы.
У тебя прямо-таки спортивный подход к делу.
Наверное, это потому, что у меня перед глазами есть пример: мой папа профессионально занимался баскетболом. Он хорошо понимает, как ведет себя тело при максимальных нагрузках, и разбирается в медицинской стороне вопроса.
Как считаешь, что изменится в твоей жизни, когда начнется работа в театре?
В первую очередь — график дня. Мне пока непонятно, во сколько нужно будет вставать, к скольким идти на класс, что будет после класса, на какие репетиции надо будет ходить. Практически полностью изменится мое окружение, а еще надо будет привыкать к другому питанию.
Честно, меня немного пугают перемены: необходимость принимать решения и отвечать за них самостоятельно, объективно давать себе оценку и прямо говорить себе, что «да, это я смогу» или «нет, это не получится». Осознание пока дается мне с трудом. В академии всегда была поддержка со стороны воспитателей интерната, учителей, педагогов, а в театре понадобится время, чтобы всех узнать, чтобы обосноваться. Мы проходили по обществознанию, что, попав в новую для себя среду, человек проходит три стадии: адаптация, взаимодействие и принятие. Надеюсь, я быстро через них пройду и стану частью волшебного мира театра.
Мы уверены, что мама тобой очень гордится, часто ли она говорит тебе об этом?
Мама немногословна, может сказать, например, «молодец», и все. Но я понимаю, что так и надо, это мой стимул стараться еще больше, достигать новых высот. Есть одно напутствие от мамы, которое я всегда вспоминаю, когда сомневаюсь в себе: «Если боишься — не делай, делаешь — не бойся, сделал — не сожалей». Эти слова всегда со мной, когда я учу что-то новое и сложное. Говорю себе: «Если боишься, Соня, то не делай, а раз начала, то не бойся, и даже если плохо получилось, то не сожалей и сделай еще раз».
Интервью: Елизавета Емелькина
Фото: Алиса Асланова