Каждый год вместе с весной в столицу Республики Коми Сыктывкар приходит праздник музыки — международный фестиваль «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна»). В этом году в рамках XXXIV фестиваля была показана новинка сезона — балет Туомаса Кантелинена «Снежная королева». Спектакль стал новогодним подарком для зрителей — его премьера состоялась в середине декабря 2023 года. «Снежная королева» в Государственном академическом театре оперы и балета Республики Коми получилась яркой и красивой.
Современный финский композитор Туомас Кантелинен, за плечами которого работа и в театре, и в кино, написал мелодичную и образную музыку без претензий на симфонизм, что и нужно для детской сказки. Праздничную атмосферу создают живописные декорации и костюмы от главного художника театра Юрия Самодурова. Каждая картина спектакля, словно иллюстрация из старой книги сказок Андерсена. Автор либретто Екатерина Ширяева творчески переработала известную историю, изначально переполненную событиями и персонажами. В центре повествования остался треугольник: Снежная королева — Кай — Герда. Благодаря умело сделанному либретто действие развивается стремительно, без длиннот и повторов.
Автором хореографии стал московский балетмейстер Александр Рюнтю. Это не первая работа Рюнтю в Коми Опере — в 2021 году он, опять же в творческом тандеме с Екатериной Ширяевой, осуществил на сцене театра пятую редакцию национального балета Якова Перепелицы «Яг-Морт». Постановка была приурочена к столетию Республики Коми, в рамках фестиваля «Видеть музыку» побывала в Москве.
О смыслах, заложенных в сказке Андерсена, и их воплощении на балетной сцене мы побеседовали с Александром Рюнтю.
Александр, как известно, воплотить сказку на балетной сцене — сложная задача. Тем более, когда речь идет о философичных сказках Андерсена, адресованных и детям, и взрослым. Кому адресован ваш балет?
Этот спектакль не имеет возраста. Я пытался сделать его интересным и для детей, и для их родителей. Создавая спектакль для детей, театр обеспечивает себе сегодняшнего и будущего зрителя. Эту задачу хорошо понимал Дмитрий Степанов, на тот момент директор театра, по чьей инициативе была осуществлена постановка «Снежной королевы» и сотрудничество с Туомасом Кантелиненом. Сказку ставить очень сложно. Но я считаю, что жанр фэнтези — один из самых лучших и благодарных. У нас почти никто не ставит детских балетов. По моему мнению, они очень нужны и важны. Иначе театр проиграет интернету и TikTok. Детей необходимо заинтересовать, поэтому я и ставлю для них спектакли.
«Снежная королева» вышла в канун новогодних праздников. Можно ли рассматривать ваш балет как альтернативу «Щелкунчику»?
Думаю, что альтернативой «Щелкунчику» мог бы стать балет «Двенадцать месяцев». Но для него, насколько я знаю, еще не сочинили музыки. Моя «Снежная королева» ни в коем случае не альтернатива «Щелкунчику». Она, скорее, дополняет картину.
В вашей версии «Снежной королевы» есть новые оригинальные идеи: танцы кукол на рождественской ярмарке в начале спектакля, огромные ростовые куклы в царстве Снежной королевы.
Я хотел по-новому представить царство Снежной королевы. Просто снежинки — это тривиально. А вот сделать ледяную армию, где смешались и снежинки, и глыбы льда (поскольку Снежная королева обитает на Севере, а Север — это прежде всего льды и торосы), мне показалось интересным. Чистый белый цвет ростовых кукол в сочетании с белым светом создает иллюзию льда.
Хореография вашего балета довольно разная по стилю: классика для Кая и Герды, черты модерна в монологах Снежной королевы. Контраст подчеркивает разницу миров?
Да, это важно. Например, я очень долго планировал лирическое соло королевы. Интересная музыка этого фрагмента дает постановщику подсказку: на вторую сильную долю идет довольно глубокий акцент — вся интонационная часть идет на счет «три». Я сделал ставку на третью долю — получилось «математическое» соло героини. Все ее танцевальные фразы оканчиваются на счет «три». По ходу танцевального монолога трагизм углубляется, и в конце королева чувствует страх — она начинает мерзнуть. В этот момент разрешается ее внутренний конфликт. Для меня важно было подчеркнуть одиночество Снежной королевы. Возможно, она похитила Кая, чтобы в ее жизни появился ребенок.
В вашем спектакле интересные сценография и музыка. Этот балет был написан Туомасом Кантелиненом для Финской национальной оперы?
Да, этот балет композитора был первоначально поставлен в Финской опере в Хельсинки. Но финская версия была, я бы сказал, «рваная». Хореограф поставил жанровые сцены с элементами хореографии, без какой-либо режиссуры. Чтобы как-то ориентировать зрителя в происходящем, в спектакле присутствовал рассказчик. В моем случае трудность была в том, чтобы адаптировать музыку, написанную для финской постановки, к нашему замыслу. При составлении музыкального плана, над которым я просидел не меньше месяца, мне пришлось брать купюры. Я «доделал» двадцать минут недостающей музыки (из той, которая была).
Что касается сценографии, то изначально я представлял красивую датскую сказку, которая разыгрывается в стеклянном снежном шаре.
Вы уже не в первый раз сотрудничаете с Коми Оперой. Что, по-вашему, отличает эту труппу?
На мой взгляд, каждый региональный театр имеет свои особенности. Везде есть свои традиции, которые иногда даже возмущают поначалу, а потом ты понимаешь, что это местная особенность. Сыктывкарский театр — театр специфический, работать временами сложно, временами легко. Просто надо понимать специфику данного театра. Когда я ставил здесь балет «Яг-Морт», мне было достаточно сложно — менялось балетное руководство, и, соответственно, менялись правила, подходы к работе. Но я, к счастью, договороспособный человек, понимаю, что театр — это живой организм, и всегда стараюсь идти навстречу артистам. Уже довольно длительное время труппу в Коми Опере возглавляет Андрей Меркурьев, у него сложилась своя постановочная политика, и ставить «Снежную королеву» мне было намного проще.
Мой путь — это путь театрального балетмейстера, мой базис — синтез классики и неоклассики с возможными включениями туда других стилей (если это уместно, разумеется). Всем остальным я занимаюсь в зале: там, для коммерческих проектов, я ставлю и хип-хоп, и R'n'B, и contemporary, и бальные танцы, и все остальное. На театральной сцене я не хочу показывать просто «танцульки» — в спектакле важен сюжет, смысловая глубина и многослойность повествования.
Солисты Коми Оперы рассказывают о новом спектакле, хореографии Александра Рюнтю и о своих персонажах.
Наталия Балыкина (Снежная королева)
Мы уже знакомы с хореографией Александра Рюнтю. Я задействована в его постановке балета «Яг-Морт» на сцене нашего театра, исполняю партию Мады.
Рюнтю — финно-угорский балетмейстер, и в этот раз ему доверили поставить балет финского композитора Кантелинена. Хореография необычная, интересная для артиста, так как Рюнтю не идет проторенным классическим путем, а предлагает что-то свое, новое. В балете «Снежная королева» сплелась классика и современность — артисты получили возможность показать больше характерных особенностей своих героев.
В «Снежной королеве» я исполняю титульную партию. Образ искала долго: перечитывала сказку Андерсена, смотрела художественный фильм-сказку 1967 года с Натальей Климовой в роли Снежной королевы и мультипликационный фильм. Я стараюсь максимально погрузиться в персонаж, для меня важна любая мелочь, вплоть до кончиков пальцев. После финала спектакля меня не отпускают мысли о героине. Думаю о том, что еще можно сделать более убедительным, точным, понятным зрителю.
Моя Снежная королева — собирательный образ, я впитала в себя разные черты и особенности этой героини. Я танцую гордую, холодную, красивую волшебницу. Она одинока. Увидев счастливых Кая и Герду, Снежная королева захотела тоже испытать человеческие чувства и, возможно, поэтому забрала Кая. Но оттого, что Снежная королева внутри холодна и пуста, полюбить и привязаться к нему она не смогла. И Кай рядом с ней стал таким же холодным и бесчувственным.
Для меня финал балета грустный, потому что Снежная королева остается одна. Она отпускает Кая и Герду, делает свой выбор. В финальном монологе она начинает что-то чувствовать и в то же время гонит от себя эти чувства. И зритель по-своему ей сочувствует.
Идея образа Снежной королевы для меня такова: любовь нужно не только получать, но и отдавать, тогда ты будешь по-настоящему счастлив.
Татьяна Бикмухаметова (Герда)
Я бы сказала, что хореография Александра Рюнтю непривычная. Наверное, даже не назову конкретного стиля, к которому ее можно отнести. Она эклектична: хореограф использует танцевальную лексику из различных направлений, и в итоге получается нечто исключительно авторское. Александр Рюнтю уделяет много внимания характерам персонажей.
Я танцую Герду. Моя героиня самоотверженная, смелая и очень открытая девочка. Искренность, пожалуй, главное, что ведет мою героиню даже в самых трудных ситуациях. Это то качество, которое подкупает ее сюжетных противников, делая их союзниками. Бесстрашно в одиночку отправляясь на поиски Кая, она ни на секунду не теряет веру в то, что обязательно его найдет. Самое сложное испытание ждет мою героиню в конце пути: ей одной предстоит не только противостоять ледяной армии Снежной королевы, но и вернуть Кая к реальной жизни, к тем человеческим чувствам, которые он испытывал раньше. И эта маленькая девочка с честью со всем справляется. Герда для меня — пример бескорыстной дружбы и любви, она даже не задумывается о себе, потому что все ее действия подчинены зову сердца.
Данис Файзуллин (Кай)
Я впервые стал участником постановочного процесса в балетном спектакле Александра Рюнтю. Своеобразная хореография, близкая к современной. Танцевать ее было непривычно и непросто. Требовалось не только станцевать в этом спектакле, но и сыграть озорного мальчишку, обернувшегося холодным и даже злым героем. Основная задача, которую ставил передо мной хореограф, — правильно создать эмоциональный образ Кая.
В начале балета Кай — обычный мальчишка, добрый, отзывчивый, веселый, умеющий дружить. Он всегда в центре внимания. После того, как Снежная королева целует его, сердце Кая замерзает и он становится совсем другим человеком. Он начинает смотреть на мир иначе: его все раздражает, он отворачивается от близких и друзей. В чертогах Снежной королевы Кай предстает совершено равнодушным человеком. И только любовь Герды способна растопить его сердце.
Для меня, молодого танцовщика, эта партия близка и понятна. Кай интересен мне сменой своего состояния: трансформацией чувств и поведения с окружающими. Несмотря на то что сердце его становится ледяным, надежда на исцеление остается. В финальном адажио с помощью Герды он пытается растопить лед в своем сердце. Я рад, что моего героя ждет счастливый финал в этой сказочной балетной истории.
Закулисье спектакля
Конечно же, не все любители балета смогли приехать в Сыктывкар, чтобы посмотреть премьеру в Коми Опере. Но 21 апреля на портале «Культура. РФ» появилась трансляция спектакля, и отныне новый балет Александра Рюнтю «Снежная королева» может увидеть каждый желающий.
Выражаем благодарность руководителю литературно-драматургической части Коми Оперы Наталье Конюховой за помощь в подготовке материала.
Текст: Анна Ельцова
Фото: Юлия Михеева