Статьи

5 фактов, которые нужно знать о Сергее Вихареве

Автор Ольга Угарова

12.02.2022

Сергею Вихареву, восстановившему легендарные балеты Петипа, 15 февраля могло бы исполниться 60 лет. В памятные даты Мариинский театр показывает реконструкцию спектакля «Спящая красавица» 1890 года: его первую грандиозную реставрацию. В партии Авроры — Виктория Терешкина, Алина Сомова и Анастасия Матвиенко. Мы собрали самое главное, что стоит знать о балетмейстере.

Академия Вагановой

Сергей Вихарев родился в Ленинграде, в семье далекой от театра. Услышав объявление по радио о наборе в хореографическое училище, он попросил родителей отвести его на просмотр. Десятилетнего мальчика взяли сразу, и выпустился он наследником великой балетной традиции Петербурга-Лениграда. На улице Росси его первым педагогом стала Анна Бажаева (невестка Александра Ширяева, ассистента Петипа), позднее — Мария Боярчикова (мать хореографа Николая Боярчикова). Заканчивал же Вихарев под руководством Владлена Семенова, премьера Кировского театра, мужа и партнера Ирины Колпаковой, ученика легендарного педагога Александра Пушкина.

 

Карьера танцовщика

Закончив академию в 1980 году, Сергей Вихарев тут же попал в Кировский (ныне Мариинский) театр. Спустя шесть лет стал солистом. В его репертуаре значились ведущие партии в балетах «Сильфида», «Спящая красавица», «Шопениана», «Жизель», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта». Его считали образчиком стиля и безупречным мастером техники классического танца. Он был первым исполнителем в работах худрука балетной труппы Олега Виноградова: «Витязь в тигровой шкуре», «Броненосец Потемкин» и «Петрушка». Танцевал в постановках Бориса Эйфмана и независимой компании Аллы Сигаловой.

 

С. Вихарев (Дезире) Фото Ю. Ларионовой

Новосибирский театр оперы и балета

В 1999 году Сергей Вихарев стал главным балетмейстером Новосибирского театра оперы и балета и проработал на посту до 2005 года. Это время критик Татьяна Кузнецова называет золотым веком компании. За шесть лет в Новосибирске Вихарев поставил не один академический спектакль, в том числе реконструировал старинный балет «Коппелия», и эта постановка была удостоена «Золотой маски». Кроме того, он уделял большое внимание молодым хореографам еще до того, как это стало мейнстримом. Так, в 2002 году Алексей Мирошниченко создал в театре вечер одноактных балетов: в программу вошли «Дороги любви» на музыку Курта Вайля, Жозефа Косма и Франсиса Пуленка и «Симфония для матричных принтеров» на микс современных мотивов и сочинений Моцарта.

 

Мастер реконструкций балетов Петипа

В 1998 году Сергей Вихарев и балетный критик Павел Гершензон задумали восстановить «Спящую красавицу» 1890 года. У балетмейстера появилась возможность изучить записи постановок Петипа, хранящиеся в Гарварде. 

Он первым в России прочитал хореографический текст по знаменитым нотациям начала XX века, которые сделал режиссер Императорской балетной труппы Николай Сергеев и позже вывез из революционной России. Начав с реконструкции «Спящей», Вихарев восстанавливал на сцене Мариинского и «Баядерку», и «Пробуждение Флоры». Триумфом стала «Раймонда»: на подмостках Ла Скала премьеру танцевала его любимая ученица Олеся Новикова. Потом последовали восстановленные «Тщетная предосторожность» и «Пахита» в Екатеринбургском театре (последнюю работу завершали уже после трагической гибели Вихарева).

 

«Спящая красавица»

«Спящая красавица» Сергея Вихарева — это реконструкция главного имперского балета конца XIX века, созданного в духе барочной эпохи «короля-солнце» Людовика XIV. Когда над оригиналом работали Петипа и Чайковский, были потрачены несметные суммы, а спектакль стал олицетворением торжества дворцового праздника. Познакомившись с гарвардскими записями, Вихарев понял, что постановка может получиться максимально приближенной к оригиналу: в нотациях детально было записано все: от танцевальных композиций и пантомимы до мизансцен. В основу же оформления легли эскизы декораций и костюмов из собрания Петербургского театрального музея, что довершило воссоздание величественной и блистательной роскоши балетного шедевра.

«Спящая красавица» Мариуса Петипа в постановке Сергея Вихарева на музыку Петра Чайковского

Фотографии © Мариинский театр 

© Ю. Ларионовой

© НОВАТ 

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.