В балетной школе будущим артистам часто говорят, что за ее дверью начинается взрослая жизнь. Если в академии все предсказуемо: уроки, экзамены, завтрашний день, — то в театре все иначе. Новичок учится существовать в новом ритме. Каждое утро — новая битва с собственным телом, каждое выступление — маленькое чудо. Здесь не ждут, пока ты окрепнешь: танцуют те, кто готов — даже если страшно. Взросление здесь не происходит постепенно — оно наступает внезапно, в тот миг, когда понимаешь: твоя мечта перестала быть обещанием и стала реальностью, от которой не отдохнешь.
Мы попросили артистку балета Большого театра, нашу колумнистку и автора телеграм-канала Просцениум Марию Докучаеву рассказать, как проходила ее «сепарация» от академии — то неизбежное превращение ученицы в артистку.
Альма-матер артистов балета — училища и академии. Восемь лет юные таланты постигают азы хореографического искусства, развивают природные данные, изучают различные направления танца — классический, народный, современный — с тем, чтобы, преодолев экзамены, войти во взрослую жизнь, в мир театра. А в театре, как и предупреждали педагоги, все начинается заново. В школе на выпускном курсе ты чувствуешь себя рок-звездой — ты самый старший, без пяти минут артист, за твоими успехами и профессиональным ростом следит вся академия. Но, переступив порог театра, ты вновь оказываешься крохой-новичком, неопытным и растерянным, который и до зала-то в одиночку не доберется. «Молодняк» окунается в бурную реку театральных приключений, с немилосердными водоворотами событий и холодными подводными течениями. Где кому-то суждено выплыть, а кому-то — нет…
Сегодня мы поговорим об этом трудном периоде для каждого новобранца, который я окрестила «сепарация от академии». Сейчас осень, начало нового театрального сезона, третьего в моей карьере. Только теперь, после двух лет работы и, кажется, сотен станцованных спектаклей, появилось чувство «театр и его сцена — мой дом, где ощущаешь себя уютно и хорошо». Поэтому делюсь с вами самыми свежими впечатлениями в надежде, что они окажутся интересными, а кому-то еще и полезными.
Как бы описать чувство от своего первого класса в театре? Представьте, что вы попали на съемочную площадку голливудского фильма с невероятным кастом — здесь на гриме сидит Анджелина Джоли, по телефону с кем-то разговаривает Рассел Кроу, тут жует бутерброд Леонардо Ди Каприо, Киану Ривз и Скарлетт Йоханссон репетируют сцену. Появляется режиссер Стивен Спилберг, раздает указания и командует: «Камера, мотор, начали!»
Примерно такие ощущения испытывает новичок, впервые оказавшись в одном зале с легендами своего времени, примами и премьерами театра, которых раньше видел только на сцене или в записи. И все они живые люди: занимаются своими делами, разогреваются, болтают… Кроме того, вы встречаетесь с ними в коридорах, можете поговорить и даже подружиться.
Непросто подстроиться под новое расписание. В училище день начинается в 9:00, около 13:00 обед, не позже 18:30 ты свободен. Выходной в воскресенье, в субботу короткий день. В театре о стабильности не приходится говорить. Утром класс в 11:00, а после день может строиться любым образом — или пять часов свободного времени, или «ни присесть, ни поесть». Вечерний спектакль начинается в 19:00, а выйти за порог театра можно около 23:00. Выходной, если он есть, в понедельник, накануне которого могут два дня подряд идти двойники. К ним, кстати, тоже непросто привыкнуть. В театре у всех разное расписание, получается: твое расписание — твоя ответственность. Здесь нет варианта опоздать на общую репетицию, постучаться, извиниться и тихонечко встать в строй. Не получится проглядеть свою репетицию в расписании. На твое место всегда есть замена. В зале, помимо педагога, всегда присутствуют режиссеры балета, которые формируют составы, следят, все ли артисты стоят на своих местах, выясняют ситуацию, когда кого-то нет. Не получится, заболев, отлежаться дома пару дней и принести справку от родителей. В театре, как и на любой работе, в таких случаях необходимо открывать больничный. И вот ты возвращаешься, а на твоем месте стоит другой артист. А иногда бывают противоположные случаи, когда заболеть просто невозможно, потому что весь запас уже в составе — тебя некому заменить.
В театре ты обнаруживаешь, что танец — это не только про удовольствие, но и про деньги. Оказывается, за то, чем ты и так постоянно бесплатно занимался в школе, в театре будут еще и платить. Каждый выход на сцену имеет свою стоимость, обозначенную в местной «валюте» — баллах, или, как их называют артисты, «палках». Из «палок» и складывается зарплата. Тело артиста — рабочий инструмент, которым он зарабатывает на жизнь. Любая травма или болезнь становятся не только неприятным карьерным препятствием, но и риском потерять доход — не только свой, но в будущем и своей семьи. А травма из-за напряженного графика работы и отсутствия должного времени на восстановление может случиться внезапно, и любая — даже самая страшная. Именно поэтому я считаю необходимым параллельно получать высшее образование в любой интересующей сфере — чтобы всегда иметь запасной вариант.
В театре для новичка есть две равновозможные ситуации: либо тебя сразу активно задействуют, и на тебя обрушивается небывалая нагрузка, либо полгода не выходишь на сцену и не попадаешь в состав, пока педагоги не начнут тебе доверять. Первый сценарий психологически, конечно, гораздо приятнее, хотя физически непросто влиться в бешеный ритм — восемь спектаклей в неделю, репетиции по четыре часа без перерывов, постоянная необходимость учить новую хореографию и справляться с большой ответственностью.
Второй сценарий пережить сложнее. Не участвуя в спектаклях, сложно почувствовать себя полноценной частью коллектива, кажется, что время уходит впустую. Ты присутствуешь на репетициях, но лишь на маленьком клочке сцены, где учишь порядок движений и повторяешь их за артистами. В таком случае сложно не потерять себя, не впасть в отчаяние и не утратить физическую и профессиональную форму. Хорошо, если у тебя есть педагог, с которым можно индивидуально заниматься в зале. А если нет, может показаться, что ты совсем один. Но! Уверяю вас: рано или поздно каждый артист выходит на сцену и вливается в общий ритм. Театру всегда нужны люди. Кто-то «ломается», заболевает, и однажды обязательно наступит момент, когда юный артист встанет в состав и справится со своей задачей. А дальше новые партии и ответственные задачи сами посыплются как из рога изобилия.
Эта ситуация возникает по той же причине — в театре совсем другой ритм работы. Если в академии один выпускной концерт готовится целый год, то в театре на неделе проходит по два блока разных спектаклей. Максимальное число репетиций кордебалета — три. И неопытному артисту, который не привык работать в кордебалете — следить за линиями, подстраиваться под впередистоящих, — очень непросто: нужно почти мгновенно влиться в коллектив, справиться на сцене с волнением и непредвиденными ситуациями, при этом еще и ни в коем случае не портить общий рисунок.
Поблажек на возраст практически не бывает. Хотя педагоги, безусловно, понимают все трудности новичков, тем не менее возиться с тобой никто не будет — нет времени. Всему нужно научиться самому.
Поэтому важно приходить на репетиции подготовленным — досконально знать текст партии, желательно сразу несколько разных мест в рисунке танца, чтобы при необходимости быть готовым заменить любого и мгновенно влиться. Вопреки школьной привычке разучивать текст за ручку с педагогом, здесь ответственность лежит только на артисте. К счастью, всегда есть видео спектаклей, есть видеокабинет, а в крайнем случае можно попросить коллег показать порядок партии.
Ни о какой дедовщине в театре речи не идет, однако уважение и вежливость — основа коллективной этики. В училище принято всегда здороваться с педагогами. Здесь же нужно здороваться со всеми — не только с коллегами по балетной труппе, но и с работниками всех цехов и служб. Это хорошая привычка в любой рабочей среде, а в театре — обязательная часть внутреннего этикета. Такая же, как открыть для педагога дверь или пропустить вперед старших артистов при выходе из лифта. Поделюсь личным правилом: обращаться ко всем на «вы», пока человек сам не предложит перейти на «ты». Вежливость в театре — это не просто хорошая общая привычка, а насущная необходимость: в условиях бешеного ритма все нуждаются в доброжелательной атмосфере. И хотя в школе педагоги много говорят о театральном этикете, новички не всегда об этом помнят.
В таком непростом месте, как театр, нельзя избежать стресса. Кажется, все идет хорошо, и тут бац — опять ситуация, которая требует от тебя напряжения всех сил. Может случиться так, что придется выйти на сцену без репетиций, работать без выходных несколько недель подряд, готовя новый спектакль, или заблудиться в чужой стране во время гастролей. Бывают удачные и неудачные дни и периоды. Двадцать лет карьеры — кажется, всего ничего, а за неделю происходит столько событий, что потом хочется еще столько же отдохнуть. Поэтому мой главный совет всем новичкам (да и опытным артистам тоже) — старайтесь относиться к сложностям по-философски, а к себе с нежностью и вниманием. Ведь прежде всего работа в театре должна приносить удовольствие — тогда и зритель будет радоваться вместе с нами.
Я не согласна с выражением «театр — это клубок друзей». Здесь, как нигде, существуют крепкая дружба, поддержка и любовь. Удивительно, как порой складывается круг общения, возникают приятельские связи, и как же здорово ощущать себя частью большой творческой, харизматичной компании. В итоге, спустя некоторое время, дебютанты вливаются в общую «тусовку», и это, как ничто другое, помогает справляться с трудностями и дает уверенность, что ты находишься на своем месте!
Как ни парадоксально может прозвучать для зрителя, театр — это не только про балет и не только про спектакль на сцене. Они лишь видимые плоды на гигантском многовековом дереве. Само же дерево — это сотни человеческих жизней, которые неразрывно, всем существом связаны между собой, с этим зданием, со своей работой и самой идеей этой работы. Эти жизни переплетены неразрывно и пребывают в движении. Именно поэтому так непросто новой человеческой жизни внедриться и занять свое место в огромном живом организме. Но так или иначе это происходит, и организм становится еще сильнее и выносливее. Желаю всем молодым артистам пройти этот этап с минимальными потерями и максимальным опытом.
Автор: Мария Докучаева Иллюстрации:Оксана Хренова