Гиды

«Планида»

19.09.2025

Мировая премьера проекта «Планида» состоится на сцене Малого театра 23 и 24 сентября 2025 года. Компания MuzArts представит три одноактных балета: «Франческа да Римини», «Нерв», «Русский характер». «Планида» посвящена художественному осмыслению человеческой жизни с ее поисками, сомнениями, переживаниями и мимолетным счастьем. Все балеты объединяет тема любви, а сострадание, милосердие, единство духа выйдут здесь на первый план.

Премьерная часть триптиха, одноактный балет «Русский характер», поставлена хореографом Павлом Глуховым по мотивам одноименного произведения Алексея Толстого на музыку Айдара Гайнуллина. Известный российский музыкант, баянист, композитор, заслуженный артист Республики Татарстан Айдар Гайнуллин впервые примет участие в балетном спектакле и как автор музыки, и как солист. Спектакль пройдет в сопровождении камерного оркестра. Художник по костюмам — дизайнер Светлана Тегин, а художник по свету — Иван Виноградов.

Накануне премьеры состоялась пресс-конференция, на которой создатели спектакля поделились подробностями работы.

«Произведение Алексея Толстого — необычный выбор для балета, но мы рискнули взять эту неожиданную историю за основу танцевального спектакля. Обратиться к «Русскому характеру» мне посоветовал премьер Большого театра Артемий Беляков. В год 80-летия Великой Победы это особенно актуально. Балетный театр многое может поведать без слов: в этом проекте с помощью танца мы будем говорить об отношениях между людьми во время войны», — рассказал генеральный продюсер компании MuzArts Юрий Баранов. В музыкальном сопровождении, помимо солирующего баяна, участвуют оркестр и хор из 25 человек. Исполнители — ведущие солисты Большого театра разных поколений. «Как всегда, хотим сделать нечто грандиозное», — подытожил он.

«Русский характер», репетиционный процесс

Хореограф Павел Глухов обратился к творчеству Алексея Толстого впервые. «Это честная и в то же время опасная история, потому что есть соблазн впасть в плакатность, — говорит Глухов. — Поэтому я немного «пересобрал» ее (надеюсь, Алексей Николаевич на меня за это не обидится). Я думаю, что если мы делаем балет «по мотивам», то своя интерпретация источника допустима. Мне важно было углубить образы, сделать их живыми, сложными. Например, образ Матери, которую танцует Екатерина Крысанова, очень изменился по отношению к оригиналу Толстого. Там — тихая старушка, у нас Мать — волевая, требовательная. Таким же получился и образ Отца. Главный герой, Егор Дремов, у нас не просто красивый и застенчивый парень, но сильная, целеустремленная личность. Он способен на Поступок. Музыка Айдара Гайнуллина яркая, эмоциональная. Она повлияла на мое видение персонажей. Я просто не мог не соответствовать ее энергетике. Для исполнителей наш балет — довольно «затратный». Его хореография сложна, на каждую долю секунды есть движение. Уж не знаю, рады ли они этому или нет».

Для композитора Айдара Гайнуллина «Русский характер» — первый опыт сочинения балетной музыки. Впервые баян стал главным инструментом музыкальной драматургии. Он способен вести за собой оркестр, вступать в диалог с хором и танцовщиками, создавать разные эмоции. «Благодаря этому балету мы войдем в историю», — считает Гайнуллин.

«Русский характер» — непростое произведение. Для меня этот спектакль, прежде всего о силе духа, о силе любви и верности. Поиск пластического и эмоционального решения образа Матери был сложен, но увлекателен. Мы до конца еще не доработали своих персонажей, но, надеюсь, получится сильный спектакль», — делится балерина Екатерина Крысанова.

Павел Глухов репетирует «Русский характер»

«Выбор такого произведения, как «Русский характер», меня поначалу удивил, — признается исполнительница партии Кати Елизавета Кокорева. — Здесь все сложно: и тема, и новая хореография Павла Глухова. Я раньше работала с ним, но тогда были традиционные пуанты, а в «Русском характере» движение заземленное, массивное. Балерине трудно быть массивной. Необычная для балета музыка Айдара Гайнуллина мне понравилась сразу, но и заставила гадать, какие эмоции она несет. Энергетика у нее мощная. Я прихожу на репетиции в конце рабочего дня уже уставшая. Но эта музыка заряжает меня сумасшедшей энергией. Моя героиня дарит надежду и веру Егору. С каждой репетицией мне все интереснее наш замысел».

Исполнитель главной партии Егора Дремова Алексей Путинцев признался, что с подобной хореографией встречается впервые, хоть и работал с Глуховым раньше. «Паша — один из тех людей, которые заряжают энергией. Предвкушаю тот момент, когда мы сведем воедино все наработанные фрагменты». Другой исполнитель Егора — Ильдар Гайнутдинов добавил, что ему в новой хореографии Глухова очень комфортно, ведь все поставлено в стиле жесткого contemporary: «В этот спектакль хочется «вложиться», потому что тема ответственная. Хочется сделать свой образ понятным и даже откровенным. Музыка замечательная, она эмоционально воздействует, и очень легко потерять самообладание. Но вот этого-то и не надо делать! Нужно сдерживать себя, ведь Егор — человек военный, танкист. Я нахожусь в поиске своего персонажа».

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.