МГАХ – 250

Ольга Эдуардовна Дозорцева

04.10.2023

Не всегда понятно — ты ли детей воспитываешь или дети воспитывают тебя.

Интервью: Алиса Асланова

 

 

Ольга Эдуардовна Дозорцева — педагог по классическому танцу в младших и средних классах, в академии преподает восьмой год. В интервью мы затронули важные темы о подходе в работе с подростками, поговорили о воспитании и о том, как педагог меняется и растет из года в год внутри своей профессии.

Ольга Эдуардовна, что нужно сделать, чтобы стать педагогом Московской академии хореографии?

У всех, наверное, разный путь, но важно, что в школе сохраняется преемственность. Я выпускница академии, и большинство педагогов, у которых я выпускалась, еще работают: Марина Константиновна Леонова, Валерий Викторович Анисимов, Татьяна Олеговна Павлович. У меня было ощущение, что я в некотором смысле вернулась домой.

Почему вы решили стать педагогом у детей, а не репетитором в театре, например?

Когда я только выпустилась из академии, у меня не было никакой тяги к преподаванию, я хотела только танцевать. Мама мне говорила: «Оля, надо идти учиться прямо сейчас». А я отвечала: «Последнее, что я буду делать в жизни, так это мучить детей!» Сейчас понимаю, что мне надо было дорасти до профессии. Теперь я занимаюсь тем, что люблю.

Мне кажется, многие балетные люди так говорят.

Да, я втянулась постепенно, когда поняла, что мне нравится заниматься с детьми. Я целенаправленно поступила в академию для получения высшего педагогического образования. Попала к Людмиле Алексеевне Коленченко, и она сильно повлияла на мой взгляд в педагогической профессии. В этом году я окончила ассистентуру — стажировку у Марины Константиновны Леоновой — и очень благодарна ей за полученные знания и поддержку.

Расскажите, какие установки вы дали себе, когда начали преподавать в академии, и как они трансформировались за эти семь лет вашей деятельности?

Как педагог, я постоянно меняюсь, даже от месяца к месяцу. Честно говоря, не всегда понятно — ты ли детей воспитываешь или дети воспитывают тебя. Это однозначно двусторонний процесс. Главным моим желанием было учить без страха. Мне хотелось, чтобы обучение у детей проходило на собственной мотивации. Я понимаю, что это слегка идеализированный взгляд на процесс; дети развиваются и раскрываются по-разному, но для меня важна доброжелательная атмосфера на уроке. Это не значит, что у нас нет дисциплины, без нее в нашей профессии невозможно состояться. Я строгий в общем-то педагог, но хочется, чтобы эта строгость была с любовью и поддержкой.

Часто у детей бывает слом, когда после студий танцев они попадают в зал к станку, где монотонно повторяют одни и те же движения. У многих заканчивается интерес. Как правильно этот момент проработать с ребенком и замотивировать его?

Первый класс, действительно, самый сложный в плане притирания детей друг к другу, адаптации к новому образу жизни. На самом деле, методическая работа сначала очень медленная — необходимо найти интерес. Это сродни работе скульптора. Поэтому мне кажется, если педагогу самому интересен этот процесс, дети заряжаются от него.

Вы сказали про адаптацию: какую часть вашей деятельности занимает психология? Насколько вы пытаетесь понять психику ребенка, чтобы не развить в нем каких-то ненужных комплексов?

Много работаю в этом направлении, для меня важно, чтобы дети меня понимали правильно. Мы много разговариваем, и это касается не только позиций рук и ног, правильности исполнения — в целом много говорим об отношении к профессии, о подготовке к работе в театре. Мне кажется, что с возрастом влияние педагога увеличивается, потому что большую часть времени дети проводят в стенах академии. Меня волнует, как они себя ведут в коридорах, как относятся к другим преподавателям и просто к людям старшего возраста, и не менее важны отношения друг с другом внутри класса. У нас конкурентное искусство, от этого никуда не деться, всегда выбирают лучших, но важно стараться, чтобы у детей сохранялись хорошие отношения, уважение к чужому и собственному труду.

Можно ли предсказать в младших классах, кто точно станет хорошей балериной, учитывая, что дети меняются, растут и часто бывает, что отстающие вдруг вырываются вперед и наоборот.

На это влияет много факторов, помимо физических и внешних данных, необходимо трудолюбие, целеустремленность, стремление к совершенству, сильный характер и желание учиться. Поэтому очень сложно сразу точно понять, кто добьется успеха, а кто нет.

Важный период для внимательного отношения — пубертатный, когда девочки меняются. Какой здесь подход у вас?

Это очень сложный момент, некоторым детям не надо даже говорить, они и так переживают сами. Думаю, тут очень важна жизнь семьи, ее пример и поддержка, сейчас есть и спортивные психологи, и специалисты по правильному питанию, можно с ними тоже взаимодействовать. Я стараюсь держать баланс в этом вопросе, с одной стороны, не передавить, с другой — донести необходимость следить за формой.

У вас есть какие-то табу как у педагога, чего вы себе никогда не позволяете с ребенком?

Не обзывать и не унижать. Мне всегда хочется объяснить. Я эмоциональный человек, но стараюсь, чтобы все мои замечания касались только качества работы, но не личности ученика.

Что бы вы пожелали своим ученикам?

Любви к профессии, потому что самое важное и самое прекрасное — это заниматься тем, что любишь. И несмотря на сложности, пронести эту любовь к профессии сквозь года, потому что она дает силы поднимать себя утром, идти в зал, добиваться результатов. Хочется пожелать осознанности, помнить про самодисциплину, уметь слышать себя, понимать, чего хочешь, и верить в свои силы.

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.