В конце августа команда фестиваля «Сезоны» провела серию гала-концертов в трех городах и двух странах. Солисты Большого и Мариинского театров станцевали программы из канонических дуэтов и отрывков из современных балетов в турецком Бодруме, Геленджике и Сочи. Тата Боева отправилась в Сочи, чтобы увидеть, что такое летние гастроли звезд сегодня.
С одной стороны, «театральный сезон» в балете можно упразднить за неактуальностью. В 2023–2024 году он, начавшись в раннем сентябре, продлился почти год — с финальными премьерами в последних числах июля. С другой, лето остается временем специальных форматов, которые наследуют практикам более чем столетней давности. Выехать во время официального отпуска на курорты и дать вечер с программой из «Лебединого», «Спартака» и непременного завершающего бравурного pas de deux из «Дон Кихота» и кусочками современных балетов — занятие для востребованных артистов. Из похожего когда-то вырос, например, дягилевский «Русский балет».
Фестиваль «Сезоны» об амбициях создать свою труппу из прим и премьеров не заявляет, но собирает серьезный список артистов для гала-концертов. В серии из трех событий в Бодруме, Геленджике и Сочи участвовали топы: от заслуженных Екатерины Крысановой, Филиппа Степина, Владислава Лантратова до молодых Элеоноры Севенард и Алексея Путинцева. В Зимнем театре Сочи танцевали звезды Большого, к которым присоединились Екатерина Кондаурова и Александр Сергеев из Мариинки. От курортного чеса (в августе—сентябре в Сочи можно увидеть артистов всех жанров и статусов) начинание Art Seasons отличало обрамление — танцевально-музыкальный вечер в честь 125-летия виллы «Надежда», которую построил на территории нынешнего дендрария историк балета Сергей Худеков, и затейливый гастропроект по мотивам показанных балетов.
Но даже самая стильная аранжировка не меняет сути летнего гала звезд балета. Чем окажется вечер-попурри, в конкретном случае аккуратный компромисс между ожиданиями приморской публики (постановки от «Корсара» до «Кармен-сюиты») и желанием показать интересных современных хореографов, коими выступили Жан-Кристоф Майо, Юрий Посохов, Александр Сергеев и Мауро Бигонцетти: возможностью показать ключевых артистов в виде «лучшее понемногу»? дивертисментом? вечером «все, что вы не можете позволить себе в театрах»?
Фокус, который провернули «Сезоны», заключен во вроде бы незаметной программной детали. Гала собрали исключительно из дуэтов. С одной стороны, утилитарно: форма, которую легко вынуть из любой постановки, хоть предполагающей развинчивание на номера, хоть нет. Легко везти — хорошее pas de deux работает само, без полной истории и антуража в виде сценической среды.
С другой стороны, именно дуэт — часто миниатюрная версия целой постановки. За минуты парного танца разворачивается история: в классике — структурный аналог всей формы, в современном балете — эпизод из чьих-то отношений. Кроме того, всегда есть, что сыграть артистам и за чем последить зрителям. Это концентрат того, что можно ждать от танца: разом техника, чувство и сюжет.
Благодаря такому структурированию гала оказался в том числе поводом для сопоставительного анализа: что останется от классики, если из нее убрать декор? как соседствует с хитами современная хореография? как работают артисты, у которых есть всего несколько минут на сцене, чтобы захватить аудиторию? Программа гала дала ответы.
Оба отделения концерта в Сочи собрали и золотой фонд, и новые постановки. Встали они вперемешку: без приходящего в голову в первую очередь деления «загончик для проверенного и загончик для пока не утвердившего статус». Идея поставить встык лиричную «Раймонду» и изломанные, с экспрессионистским шлейфом посоховские «Колокола», условно ориентальную «Дочь фараона» и обыгрывающее исторические события «Пламя Парижа», патетично-акробатического «Спартака» и хулиганское «Укрощение строптивой» Майо, акварельную посоховскую «Чайку» и брызжущего энергией «Дон Кихота» выглядит как работа рандомайзера. Однако вживую эти вещи комментируют сценические качества друг друга и выдают порой неожиданные резюме.
Вынутое из контекста адажио Раймонды и Жана де Бриена подсвечивает прямую родственную связь с Баланчиным и его белыми балетами о принципах классики. Четкие линии, лаконичность движений, образы персонажей перебрались из спектакля Петипа в «Драгоценности», где стали частью танцевальной истории, архетипом. Pas de deux из «Кармен-сюиты» рассказывает не только историю бурного романа, но и собственную сценическую биографию. Испанка, которую лепит Екатерина Кондаурова, предстает как огненная леди-вамп, чувственная и плавящая все вокруг — если кто-то сомневался, за что «Сюиту» считали почти порнографией в СССР. Нарочито угловатый, напоминающий о брутальных формах Хосе Александр Сергеев — отсылка к эстетике 1960-х, когда балет вышел.
Соседство чего-то нового и чего-то старого срабатывает как тряпочка, которая протирает знакомую вроде бы поверхность и обнаруживает бывшие всегда на виду, но примелькавшиеся детали. В опыте и артистических качествах всех участниц и участников гала нет сомнений. Тем интереснее наблюдать, насколько условной, выдержанной в общих выражениях становится их игра в балетах наследия. Например, Элеонора Севенард в Раймонде и Одиллии танцует себя — статную балерину, которой идут партии, где нужно выйти королевой. Так же поступают и другие артисты: спектакли Петипа — продукт своего времени, балеты о конкретных любимцах публики и их блеске, а не о психологии.
В отрывках же из Майо, Посохова, Сергеева, какими бы крошечными они ни были, заложенные хореографами переживания, образы настолько крепко впаяны в само движение, текст, что выдерживают отрыв от полной версии спектакля — и на мгновения на сцене оказывается маленькая версия авторского мира. Это то, что пришло к нам как достижение XX века благодаря психологизации балета. И абстрактные посоховские «Колокола», и шекспировский сюжет «Укрощения строптивой» доказывают: современный балет лишь кажется безэмоциональным. Он схвачен сетью из чувств, на которые опираются хореографы, сочиняя танец, и поэтому работает в таком формате, как гала, ничуть не хуже классики.
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Сезоны».