Рецензия

Открывая глаза

10.10.2025

Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина показал осеннюю премьеру — программу L.A.D. (расшифровка — Леонид Аркадьевич Десятников). Вечер переехал на нижегородскую сцену из Урал Балета. Рассказываем, как ре-премьера современного балета изменила его и восприятие постановки.

L.A.D. вышел 2 октября 2021 года и прожил славную жизнь на своей первой сцене. Призы от профессионального сообщества, фестивали, прокат на большом экране, трогательные просьбы и без того активных местных балетоманов включить вечер в репертуар и трепетное прощание в момент снятия — уже часть его судьбы.

Кроме того, L.A.D. оказался чрезвычайно влиятельным спектаклем. На четырехлетнем расстоянии отлично видно, сколько из него выросло, сколько в нем опробовали впервые. В Урал Балет для этого вечера пришли три хореографа разного мышления. Максим Петров и вовсе вскоре вернулся в театр как худрук. В L.A.D. пробился росток коллективного балета, который разрастается сейчас и становится одним из главных изобретений нынешней команды Урал Балета. Почти все хореографы в этом вечере нащупали то, что позже образовало их большие начинания: монохромная серия Максима Петрова, возможно, in progress («Три тихие пьесы», «Русские тупики III», «Полдень», «Тихо», «Руки»), диптих черной чувственности Максима Севагина («Безупречная ошибка» и «В темных образах»), триптих тела («Дар», Ultima Thule, Sextus Propertius) и примерно все постковидные и постекатеринбургские постановки Славы Самодурова. По сути, деликатный L.A.D. сформировал лицо российского балета первой половины 2020-х.

Возможно, коллеги разглядели это свойство постановки еще в момент екатеринбургской премьеры; я же, увидев его на «Дягилев P.S.» в ноябре 2021 года, долго считала L.A.D. спектаклем прекрасным, но не влиятельным. Тем большее впечатление на меня произвела ре-премьера в Нижнем Новгороде. 

Текстово, технически это тот же спектакль, что вышел четыре года назад. Увидеть его заново сейчас, когда уже известно, как изменились авторы, куда двинулся российский балет, какие тенденции в нем занимают большую площадь, — возможность грандиозная. Нижегородский балет приобрел себе не столько качественный вечер балетов, сколько кристалл, каждая грань которого — комментарий на полях новейшей танцевальной истории. 

Половину L.A.D. перенесли в Нижний сами хореографы — Максим Петров и Максим Севагин. Половину репетировали ассистенты — Игорь Булыцын и Екатерина Кузнецова, которые готовили «Праздник уходящих» Андрея Кайдановского, и Елена Воробьева, возобновившая «Дар» Славы Самодурова. Все — артисты Урал Балета, занятые в вечере там. Это вроде бы техническая подробность, но принципиально влияющая на то, как смотрится перенесенная программа и какие смыслы образует в 2025 году. Ассистентские «Праздник» и «Дар» — балетный эквивалент насекомых в янтаре, слепки своего времени. «Три тихие пьесы» и «Безупречная ошибка» неуловимо изменились вместе с создателями, отражая разом и то, что когда-то было придумано, и текущий момент. Сильнее всего трансформировались «Три тихие пьесы». Максим Петров из хореографа вдумчивого, аккуратного, геометричного и герметичного, несколько головного, стал автором балетов-касаний, балетов-настроений, балетов-состояний, балетов-вслушиваний-в-себя-и-другого — и, как сейчас можно оценить, эту трансформацию запустили во многом именно «Тихие пьесы». Четыре года назад Екатеринбург приобрел спектакль узорный, с прочерчивающими пространство сильными телами артистов. Вариант для Нижнего отличается настолько, насколько не похожи рисунки твердыми и мягкими карандашами. В нынешних «Тихих» тиха сама природа движения. Диагонали и кресты, которые когда-то были основой постановочного стиля Петрова, смягчились. Будто их растушевали и оживили. Они стихли, теперь больше напоминают легкое дуновение и касания — и приземления, и шаги, и телесные контакты артистов. Гораздо большую роль получили взгляды, паузы между жестами, которые теперь наполняются мягким теплом чуть заметного актерского существования. Сейчас Максим Петров делает тактильный танец, который стоит скорее чувствовать, чем читать, — и «Тихие пьесы» впитали эту перемену в отношениях с движением.

«Безупречная ошибка» Максима Севагина тоже чуть больше раскрылась. В ней хорошо видна тенденция совмещать сложную технику и телесную чувственность, присущая Севагину. За четыре года «Ошибка» добавила к выдержанной телесной экспрессии живое, дышащее тело, а еще ощущение, что танец передает не только линии, но и текстуру кожи, холодок шелковистых костюмов, большой спектр сенсуальных впечатлений — что позволяет проследить, когда и как появился сенсуальный пуантовый танец, именно в 2025 году пошедший в гору, распространившийся от размеров микро- до целого направления.

Единственный балет, которому стоило измениться за четыре года, но он этого не сделал, — «Праздник уходящих» Андрея Кайдановского. В 2025 году он выглядит как роскошный похоронный венок. Причем неясно, кому: то ли индустрии, которая принимает за новое чуть переделанное старое, то ли своему направлению, то ли идее, что важно искать новых авторов потому, что они изменят ситуацию. Это по-прежнему гиперактерский, гиперпластичный, с подробным, эффектным, на грани с гротеском, обтанцовыванием бытовых жестов парад характеров, череда чудаковатых клоунов, чей облик выслушан из Десятникова. Однако сейчас в «Празднике» можно обнаружить отблески того, что стало проблематичным. Манера заменять понятными визуально, размашистыми движениями смысл и посыл. Неполное вслушивание в музыку, игнорирование значительных ее частей. «Эскизы к закату» печальны и смешны, это грустная пародия на жизнь, сделанная руками отпустившего себя рафинированного интеллектуала, — у Кайдановского сохранился только судорожный смех. Наконец, воспроизведение приемов драмбалета новыми средствами — поверхностно-остроумное, как-бы-мастеровитое поддержание стиля без ответа на вопрос «зачем сегодня так». «Праздник» с 2021 года не потерял пестрое обаяние — и от этого на новом месте и в новом времени смотрится довольно страшно. Что когда-то было милым экзерсисом, стало частью большой проблемы сферы.

«Дар» Славы Самодурова — еще одна не трансформировавшаяся часть L.A.D. —  сегодня выглядит как большое пророчество: и относительно того, что Самодуров сделал позже, и относительно мира танца и мира вокруг него. Нервические дергания квазиголых, в костюмах, имитирующих кожный покров, безвольных человечков, то механических, то деревянных на вид, — в некотором смысле краткое содержание периода 2021–2025 годов. Самодуров за это время успел воспроизвести этих человечков множество раз и измучить буквально до состояния оживших трупов — превратил в кукол на ниточках в «Озорных частушках», развинтил в Sextus Propertius, разучил двигаться в «598 тактах», поднял из могил в «Перигелии», прокомментировал отношения невидимого творца и манипулятора с его созданиями в «Буре». Сегодня на «Дар», сохранившийся с 2021 года, смотреть тревожно и неуютно. Рядом с новейшим балетом нежности, касания, доброты, который делают тридцатилетние, это явный пример балета беспощадности. И вместе с тем это зрелище отрезвляющее и поучительное. Балету стоило заблудиться в темноте вместе с танцовщиками Самодурова, зажмуриться, потеряться, чтобы начать искать свет и начать заново чувствовать.

 

 

Автор: Тата Боева

Фото: Сергей Досталев
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.