Рецензия

Nord Dance. Домашняя версия

В Карелии завершился III Фестиваль современной хореографии Nord Dance

13.07.2023

Все больше российских музыкальных театров проводит собственные смотры современного танца и балета. Проекты и регулярные фестивали, призванные популяризировать современную хореографию и помогать появлению в репертуаре новых работ, проводят Большой, Мариинский, Татарский, Пермский и Уральский театры оперы и балета, балетные дома Республик Марий Эл и Чувашии. С 2019 года свой фестиваль современной хореографии Nord Dance проводит Музыкальный театр Республики Карелия.

Текст: Екатерина Васенина

В 2019 году была возможность привезти компанию Йо Стромгрена, это была заявка на сотрудничество с географическими соседями, странами Северной Европы. Первые два выпуска фестиваля карельский зритель был осторожен в своем любопытстве, обсуждения после спектаклей очень помогали.

В 2023 году публике, кажется, не хватило современного танца: на всех показах зал был полон, и на мероприятиях образовательной программы, организованной театром совместно с Союзом театральных деятелей РФ, все места были заняты. Петрозаводское сообщество современного танца очень ценило проект «Открытая сцена», который в прошлые годы проводился в рамках фестиваля в Живописном цехе театра. Деятели карельского современного танца (Мария Валеева, Александр Козин, Лилия Галиева, Мария Лукина, Татьяна Щипко, Татьяна Ханаева, Софья Бирюкова) могли показать свои работы и лаборатории фестивальной публике.

 

Титаномахия

Фестиваль открылся спектаклем «Форма ноль» Павла Глухова, созданного на труппу Музыкального театра Карелии в сотрудничестве с фестивалем «Контекст». Глухов не в первый раз работает с петербургским композитором, саунд-художником Константином Чистяковым и московской художницей по свету Татьяной Мишиной. В этот раз совместная работа команды также была успешной.

В октябре 2022 года изданию «РБК» Павел Глухов говорил:

«В «Форме ноль» я задаю себе, возможно, самый важный вопрос: есть ли у человека выбор и кто его делает? Сам ли человек решает или все предрешено заранее? Как это часто бывает, на нас постоянно кто-то накладывает обязательства. В детстве это родители, в зрелом возрасте — общество. Хотим ли мы соответствовать ожиданиям?»

«Форма ноль»

Глухов не боится больших философских вопросов, облеченных в большую сценическую форму. В российском современном танце это встречается редко. Главный герой глядится Прометеем, Фаустом, Люцифером, Гамлетом (их роли делят между собой артисты труппы Музыкального театра Дагба-Доржо Гармаев и Эдуард Демидов). Человек борется сам с собой, и это воплощено в двух мужских партиях. Быть или не быть? Что делать? На что имею право? Общество с его обязательствами пластически комментирует выборы человека на правах античного хора.

Минималистичная световая декорация наглядно дихотомична. Световая узкая led-панель в руках Дагба-Доржо Гармаева похожа на свет, который Прометей принес людям в полной темноте. Красное световое колесо, в которое Прометея вовлекает Люцифер-Демидов, виртуозный и ловкий, словно колесо сансары, слепит и манит. Общество античного хора катается на нем как на карусели.

Солистка Юка Окойти выступает в роли некоего светлого идеала, прекрасной мечты. Одетую в длинное белое платье, развевающееся под мощью вентиляторов, ее носят по сцене, величественную и кроткую. Борьба с самим собой, выстраивание баланса с обществом, создающим идеалы, которым трудно соответствовать, но так приятно превозносить, — Глухову удалось не заблудиться в сложных вопросах бытия: его Прометей все равно выходит со светом к людям, и этот световой меч джедая он несет осторожно, но уверенно.

Дорога воспоминаний

Московская танцевальная компания Tout le corps/«Всем телом» привезла спектакль «Терки». По словам постановщика спектакля Светланы Шуйской, в основу легли реальные истории влюбленных пар, также источником вдохновения и рефлексии послужили громкие истории любви и расставания Марины Абрамович и Улая, Джонни Деппа и Эмбер Херд, Брэда Питта и Анджелины Джоли.

«Он и Она проходят через бракоразводный процесс и превращают суд в дорогу воспоминаний, по которой каждый начинает вновь идти навстречу друг другу». Роли Ее и Его в «Терках» дали нам яркие новые имена исполнителей.

Она, исполнительница Мария Яшникова-Ткаченко, начинала танцевать в иркутском Театре танца Владимира Лопаева, организовывала перформансы в иркутской галерее Бронштейна и на иркутских городских улицах. Сейчас учится практикам кураторства в НИУ ВШЭ.

«Терки»

Он, исполнитель Сергей Полтавский, выпускник Харьковского университета искусств, работал в театрах Харькова и Львова, в московском театре «Трикстер», сотрудничает с летней школой Светланы и Александра Шуйских. Их дуэтный танец, пластический диалог дает возможность отчетливо показать единство, уединение и близость пары. Внутренние монологи мужчины и женщины в момент знакомства, влюбленности, совместной жизни и разлуки проговариваются от первого лица закадровым голосом и воплощены в танце. В период отношений на сцене много «партнеринга», взаимодействия, контакта.

В разлуке герои танцуют поодиночке, и в сольном танце у нас есть время рассмотреть, что человек излучает, насколько он уязвим и чувствителен. На синхронном происходящему на сцене видео Он и Она сняты всегда отдельно, камера рассматривает их лица, они бесстрастны и спокойны в каждый момент, что, скорее, подтверждает непознаваемость каждого человека, сколько бы мы ни находились рядом с кем-то и ни понимали, что возможность «перетереть» или «притереться» — это шанс что-то понять о человеке вообще, но не познать до конца конкретного человека.

Над безмятежностью

«Сны Междуречья» стал первым спектаклем Виктории Арчая на танцевальную труппу Воронежского камерного театра, которой она руководила сезон 2021/22. Знаменитый художник по свету Витебского фестиваля современной хореографии Семен Давыденко помог Виктории создать мир между явью и сном, где люди, погруженные в сонно-солнечное пространство, подобные невинным, безъязыким животным, сплетаются и распадаются, как фрагменты прихотливого и затейливого калейдоскопа. Сложный орнамент хореографии сглажен телесными костюмами «вторая кожа» на все тело. Формально лишенные в этих костюмах персональности, танцовщики проявляют индивидуальность в актерской игре, мимике, — перед нами артисты драматического театра.

В спектакле звучат композиции израильтянина Армана Амара, француза марокканских корней. В 1976 году встреча с южноафриканским хореографом и антропологом Питером Госсом изменила его жизнь, и он много писал для хореографов. Музыка Амара — пример глобального постфолка, аранжированного так, что слышны общие восточные мотивы, упакованные, однако, как вполне «музыка для лифтов», которую изобрел когда-то Эрик Сати.

Музыка Амара и свет Давыденко создают атмосферу некого древнего доречевого мира, в котором властвуют зарождающиеся инстинкты, рефлексы, правила, выраженные телесно. Люди еще вполне невинны, и конфликты им еще только снятся: одна из девушек в начале каждого нового музыкального периода вздрагивает на земле, свернувшись калачиком, словно пробуждаясь.

«Сны Междуречья»

Игра слов

В последнее время петербургский театр современного танца «Каннон данс» обратил свое внимание на хореографов из Южной и Восточной Европы. Ивана Балабанова из Северной Македонии поставила на труппу спектакль «Вкл/выкл». Балабанова — значимая фигура в македонском танце и на танцевальном фестивале в Скопье. «Вкл/выкл» — работа о давлении соцсетей на человека, по сути о том же, что и работа Глухова «Форма ноль». Но танцевальный язык совсем другой: легкий, беглый, смеющийся.

Танцевальные импульсы разбегаются во все стороны света по социальным сетям и чатам, потоки энергии сталкиваются, сливаются и разбегаются вновь — «Каннон данс» и Ивана Балабанова легко и ясно перевели на язык современного танца психологический портрет человека соцсетей. Новая виртуальная соборность непросто дается из-за видимой простоты постоянно меняющихся правил: в сети ты должен быть открыт и корректен, образован и «интересен», понятен и загадочен. Соцсеть еще больше запутывает человека в самом себе, не учит приспосабливаться к другому, обминать свое «я» под «я» другого, что неизбежно. Сетевые контакты переведены на язык сценичной контактной импровизации, в основе которой много акробатики, полетных поддержек и нетравматичных падений — всего того, чего так хочется в межличностных отношениях. «Канноны» отлично станцевали мечты, которые вбивают пальцы миллионов людей в клавиатуры своих компьютеров.

«Вкл/выкл»


Фото предоставлены Музыкальным театром Республики Карелия.

Авторы фото: Михаил Никитин и Виталий Голубев.
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.