Статьи

5 фактов о балете Белы Бартока «Чудесный мандарин»

26.06.2023

В Мариинском театре 27 и 29 июня состоится премьера: вечер-посвящение венгерскому композитору Беле Бартоку. Режиссером-постановщиком выступил Юрий Посохов. Под его художественным руководством в Петербурге покажут балет «Чудесный мандарин», в котором выйдут Диана Вишнева и Кимин Ким. Рассказываем, что надо знать о сочинении выдающегося композитора-новатора.

Текст: Ольга Угарова

Бела Барток

Композитор, пианист, знаток фольклора и новатор Бела Барток, как и Ференц Лист, справедливо считается величайшим венгром в истории музыки, а уникальные и самобытные произведения мастера поставили его в один ряд с Равелем, Стравинским, Дебюсси и Скрябиным. С одной стороны, он исследовал возможности выхода за пределы тональности и двигался к атональной музыке, с другой — подробно изучал народную музыку Венгрии, Румынии и соседних стран. Барток вплетал фольклорные неклассические ритмы и звучания в свою музыку и работал над ней в экспрессионистической манере. Начиная свой путь как неоромантик, вошел он в музыковедение модернистом, смело соединяющим в аутентичном звучании Запад и Восток.

 

Музыкальный театр Белы Бартока

Всю свою творческую жизнь Барток посвятил инструментальной музыке: театр не стал большой отдельной главой его наследия. Тем не менее в списке опусов композитора значатся опера «Замок герцога Синяя Борода» (ее тоже покажут в Мариинском театре) и два балета — «Деревянный принц» и «Чудесный мандарин». Все три одноактных произведения написаны в 1910-е годы, похожи по структуре, представляющей, скорее, симфонические работы без разделения на номера, и синтезируют в себе самые модные течения того времени: от импрессионизма и символизма Дебюсси до драматичного экспрессионизма Рихарда Штрауса. Есть и еще одно сходство: фантастические и мистические сюжеты. Так, балет «Чудесный мандарин» повествует о сверхъестественной неуязвимости главного героя из-за страсти к девушке.

 

Венгерский драматург Менхерт Лендьел

В 1917 году Барток заинтересовался таинственной историей драматурга Менхерта Лендьела, напечатанной в журнале «Нюгат». По легенде фантастическую фабулу Лендьел придумал специально для балетной труппы Дягилева, которая гастролировала в Венгрии в 1912 году. Модный коммерческий писатель сочинил сюжет о том, как в бандитском притоне большого города трое бродяг заставляют девушку соблазнять прохожих своим танцем, а потом грабят и убивают их. После того как они заманили старого ловеласа и юношу, в сети попадается китайский мандарин, теряющий голову от страсти. Бродяги пытаются его убить, но жертва все время странным образом воскресает, пока не попадает в объятия объекта своих желаний, после чего все же гибнет прямо на руках девушки. Особенность либретто состоит в том, что оно соединяет два художественных направления — экспрессионизм и неомифологизм, что подчеркнуто в диалоге Востока и Запада и в атрибуции произведения (эта работа Бартока именуется прежде всего как пантомима).

Диана Вишнева и Кимин Ким на репетиции балета «Чудесный мандарин»

Музыка

В отличие от оперы «Замок герцога Синяя Борода» и балета «Деревянный принц» пантомиму «Чудесный мандарин» Барток наделяет большой экспрессией, трагическим напряжением и бескомпромиссностью. В этой партитуре он уходит от импрессионизма и на бешеной скорости мчится к атональной музыке, но не отдаваясь ей, хотя сочинение отличается диссонансами, механическими ритмами, резкими эффектами и акцентами. Музыка, как и либретто, наделена экспрессивностью и решительными средствами выразительности: часто музыковеды отмечают глиссандо литавр, которое призвано создать мрачную атмосферу, контрастирующую с лиризмом и вальсом девушки.

 

Леонид Лавровский, Марис Лиепа, Нина Тимофеева, Алла Осипенко, Джон Марковский

К 1920-м годам Барток заканчивает оркестровку балета, но Будапештская опера отказывает в постановке из-за радикального звучания и аморального сюжета. Однако в 1926 году премьера состоялась в Кельнском оперном театре. Увы, балет подстерегал скандал. Во время второго показа шокированная публика свистела, а прогрессивная молодежь одобрительно шумела. Авторов ждали упреки прессы и обвинения в безнравственности, критические замечания бургомистра Кельна и нарекания церковных властей, а спустя короткое время «Чудесного мандарина» убрали из репертуара.

При жизни Бартока балет увидел сцену всего еще один раз – в 1942 году в Италии Муссолини. Но после Второй мировой войны число постановок сложно сосчитать. Сочинение великого венгра появилось в том числе в New York City Ballet, Ла Скала, труппе Мориса Бежара и American Ballet Theatre (в последнем при участии Натальи Макаровой). В России за «Чудесного мандарина» брался в 1961 году Леонид Лавровский — в Большом театре его показали под названием «Ночной город», в главных партиях тогда вышли Нина Тимофеева и Марис Лиепа. Позже, в 1977 году, своей версией в хореографии Май Мурдмаа похвастался Ленинград: роль Девушки исполнила Алла Осипенко, а в образе Мандарина вышел Джон Марковский.

 

Автор фото – Наташа Разина © Мариинский театр

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.