6 ноября в Санкт-Петербурге стартовал XV Международный фестиваль искусств «Дягилев P. S.». Смотр открыл спектакль «Отель» танцевальной компании «Студия Ли Сина» из Шанхая, Китай. Тата Боева встретилась с Ли Сином, хореографом постановки и исполнителем одной из ролей, чтобы узнать, как он вплетает традиционную китайскую культуру в театральное действо, зачем сочинил сюжет о постояльцах отеля и как отразил в нем иерархию современного общества.
Что для вас — пространство отеля?
Я выбрал отель как место действия спектакля потому, что в таком пространстве можно собрать непохожих друг на друга людей. Соединить их вместе. Персонажи спектакля происходят из разных социальных слоев. У них разный достаток, отличаются проблемы. Когда я размышляю о гостиницах, то в первую очередь думаю о них как о пространстве, где могут пересечься и начать взаимодействовать разные люди. Те, что в других обстоятельствах никогда бы не познакомились. Так часто бывает в реальной жизни, и с этого начинается наш спектакль.
Вы поселили в своем отеле диаметрально противоположных персонажей: его сотрудников, богатую пару и пьяницу. Как вы выбирали типажи?
У нас на сцене оказываются семь человек из разных классов. Есть пара, связанная с самой гостиницей. Менеджер, можно сказать директор, — лицо этого роскошного места. Горничная, которая убирает комнаты. Есть люди из высшего общества — профессор и его жена, богатые и благополучные, привыкшие к изящному быту, очень красиво одетые. Есть их противоположность — бесприютный алкоголик, который постоянно напивается, уходит от реальности. У нас появляются представители элиты, руководители высокого звена и их подчиненные. Получилась миниатюрная модель общества, его иерархии.
В постановке мы знакомимся с этими людьми и пытаемся представить, как устроена их жизнь вне отеля. Мы задаем много вопросов. У них есть деньги или нет? Они могут себе позволить этот красивый номер? Есть ли у них дом за стенами гостиницы?
Все персонажи спектакля оказываются вне повседневности, в необычном состоянии. Они вырваны из каждодневного существования. Благодаря этому мы можем лучше их узнать.
Я специально выбирал типажи из разных слоев общества, чтобы смоделировать, встречу этих непохожих героев.
В промоматериалах вы описываете персонажей не только через «маски» — Профессор, Любовница, Горничная, — но и оттенки их костюмов. Расскажите, пожалуйста, как возникла эта идея и почему нам важно знать, одежду какого тона кто носит?
Символизм цвета — важная часть китайской культуры. Например, у нас белый — исключительно свадебный оттенок. Его значение связано с церемонией вступления в брак. Если человек его надевает, окружающие автоматически думают о конкретных вещах: праздник, перемены, чистота, любовь, радость, невинность.
Мы решили, что у каждого персонажа будет характеризующий его цвет. Например, в спектакле есть Любовница. Мы представляли ее как молодую женщину, которую хотят все мужчины и которая готова удовлетворить их страсть. Ее цвет красно-розовый, который означает вожделение. Другое дело Горничная, совсем юная, неопытная, в чем-то наивная. Она только начинает свой путь, знакомится с тем, как устроен мир, в том числе глядя на постояльцев. И в ее костюме много белого, который ассоциируется с чистотой.
Выбирая цвета, мы опирались на их значение в китайской традиции. Например, Мадам, благополучная профессорская жена, носит синие платья. Во-первых, в старину в Китае этот оттенок считали связанным с магической силой. И во-вторых, он был символом очень высокого статуса. Краситель, который требовался, чтобы получить насыщенный синий, стоил чрезвычайно дорого. Позволить себе ткань, которую им обработали, могли только самые богатые люди. Поэтому в спектакле синий принадлежит представительнице элиты.
С вами работал художник Ёхэй Танэда, который в России известен скорее как соавтор Квентина Тарантино, автор визуального решения «Убить Билла». Как он присоединился к проекту?
Я уже сказал, что в «Отеле» принципиально важны цвета. Даже пол на сцене вызывает колористические ассоциации. Его сделали красно-розовым, что редко встречается в современном танце.
Мы искали дизайнера, который бы активно работал с цветом, понимал, как выстроить его символическое значение, интегрировать оттенки в историю и развитие персонажей. Возникла идея найти человека, связанного с кино, потому что это вид искусства, который рассказывает историю в том числе с помощью картинки. Мы обратились к Ёхэю Танэде. Он умеет обыграть такие вещи, сделать их заметными и значимыми.
Отель часто становится местом действия в кино. Ориентировались ли вы на какие-то фильмы, разрабатывая свою историю?
Нет, работая над «Отелем», я не думал о кино и не пытался выстроить связь с ним. Я хотел рассказать истории, которые описывали бы конкретных персонажей. На сцене семь человек, у них разные жизненные обстоятельства. Мне хотелось исследовать то, как они будут общаться, что произойдет при встрече. Для меня гостиница как место действия — драматургический инструмент, способ создать напряжение. Персонажи впервые видят друг друга в лобби, происходит мгновенная химическая реакция — и действие начинается.
Мы не хотели смешивать истории из спектакля с чем-то, что уже существует. Я уже говорил о символике цвета — тут то же самое. Если смешать разные тона, получится что-то новое, отличное от исходных компонентов. Мне же хотелось исследовать каждый характер отдельно. Поэтому в «Отеле» у каждого персонажа есть собственная новелла.
Вы впервые приехали в Россию, местная публика вас пока не знает. Расскажите о стиле, в котором работаете, для тех, кто не увидит «Отель».
Мы все в «Студии Ли Син» прошли похожий путь как артисты. У всех — базовое балетное образование, станок. В Китае все начинают с него, работают по русскому методу. Примерно к 20 годам начинается самоопределение — чем ты хочешь заниматься дальше. В этот момент мы начинаем учиться новым техникам. Например, занимаемся традиционным китайским театром и осваиваем европейский современный танец. Мой постановочный стиль сложился из следующих элементов: балет как основа, разные элементы contemporary dance и наша традиционная школа, например, манера Пекинской оперы. В моих спектаклях они смешиваются и образуют нечто новое. Зрители могут узнать, какие жесты к чему восходят, одновременно наблюдая самостоятельное произведение.
Фото: © Михаил Вильчук, предоставлены фестивалем «Дягилев P.S.»