К 210 -летию М.Ю. Лермонтова
Театральная судьба произведений Лермонтова была сложной. При жизни поэта на многие из них был наложен цензурный запрет. И после его смерти они появлялись на сцене, драматической и музыкальной, нечасто и фрагментарно. Успех оперы А.Г. Рубинштейна «Демон» в 1875 году в Мариинском театре стал исключением из правил. Лишь ХХ век открыл театральному зрителю всю глубину и многозначность лермонтовского наследия.
Реформатор отечественного балета Михаил Фокин проложил путь на балетную сцену произведениям поэта. В 1912 году он создал для очередных «Русских сезонов» одноактный балет «Тамара», в основу которого легла поэма Лермонтова. Речь шла о прекрасной и жестокой царице, которая завлекала путников в свой замок, соблазняла их, а после приказывала слугам убивать их и сбрасывать тела в Терек. Здесь были и любимый Фокиным восточный колорит, и тема роковой красоты, столь близкая, в свою очередь, звезде дягилевских сезонов Тамаре Карсавиной. Балет был создан на музыку одноименной симфонической поэмы Милия Балакирева. Балетмейстера увлекла экзотическая красота и пышность оформления Льва Бакста. По замечанию историка балета В.М. Красовской: «Фокин всегда настраивал стиль своей хореографии по камертону живописи». Декоративная восточная миниатюра по мотивам лермонтовской поэмы не тронула сердца парижан. Более того, балетмейстера укоряли за доминирование живописно-драматического начала над хореографическим».
Еще раз Михаил Фокин обратился к творчеству Лермонтова в 1913 году, создав для антрепризы Анны Павловой балет «Семь дочерей горного короля» по мотивам стихотворения «Три пальмы». «Стихотворение «Три пальмы» Лермонтова, на которое Спендиаров написал музыку, было использовано мною для балета, то есть взята идея стихотворения и сочинен иной сюжет совместно с художником Анисфельдом, который писал декорации», — говорил балетмейстер. Сюжет стал еще одним воплощением восточной темы: дева, храня верность обету, умирала у иссякавшего источника. «Сюжет был так замысловат, что его не понимали даже занятые в нем артисты», — вспоминал современник Фокина, известный балетмейстер и педагог Александр Ширяев. Подобно источнику постепенно иссякала и ориентальная тема в балетном искусстве.
Позднее, в 1964 году балет Александра Спендиарова «Три пальмы» был поставлен в Ереванском театре оперы и балета, носившем имя композитора. Хореограф Евгений Чанга искал воплощение лермонтовской поэзии в музыке. Основной идеей спектакля стал трагический конфликт красоты и жизни. Интересное решение сюжета балета предложили постановщики Таджикского театра оперы и балета им. С. Айни в 1969 году. Они дополнили либретто «Трех пальм» мотивами из произведений Саади, Авиценны и Фирдоуси. В 1972 году эта постановка была экранизирована на студии «Таджикфильм» под названием «Восточное сказание».
Драмбалет с его интересом к классической литературе не мог пройти мимо произведений Лермонтова. Советские хореографы пытались доказать возможность их танцевального воплощения. Лермонтовская тема красной нитью прошла через творчество ленинградского балетмейстера Бориса Фенстера. Его дипломным спектаклем по окончании балетмейстерского отделения Ленинградского хореографического училища стал «Ашик-Кериб» на музыку Бориса Асафьева на сцене Малого театра оперы и балета им. Мусоргского. Хореограф посвятил балет столетию со дня гибели поэта. Уже в первом спектакле определился стиль балетмейстера: склонность к масштабным полотнам, стремление к созданию «национального колорита» и психологизму партий. «Все персонажи должны иметь в своих танцах интонации, определяющиеся национальностью и драматургией роли», — пояснял свою задачу Фенстер. И хотя критика прохладно встретила «Ашик-Кериба» (особо упрекая в излишней растянутости, «дробности» действия), хореограф не хотел расставаться с лермонтовской темой и в следующем году поставил балет «Бэла» на музыку Владимира Дешевова. Впервые Печорин вышел на балетную сцену. Этот типичный для драмбалета спектакль изобиловал национальными танцами, как горцев, так и русских солдат во главе с денщиком Печорина Митькой.
В 1960 году Борис Фенстер вновь обратился к творчеству любимого поэта, а именно: к партитуре балета «Маскарад» молодого композитора Льва Лапутина, учившегося у Арама Хачатуряна. В большом четырехактном спектакле танцевали звезды Кировского театра. Роль Арбенина была создана для Константина Сергеева, баронессой Штраль стали Наталья Дудинская и Алла Шелест, Ниной — юные Ирина Колпакова и Наталия Макарова. «Советский балет смело и настойчиво переводит на язык танца величайшие произведения мировой литературы. В них деятели балетного театра ищут значительность идей, масштаб чувств, истинную поэзию танцевального действия», — писал о постановке Фенстера режиссер и балетный критик Борис Львов-Анохин. Особенно выделял критик Аллу Шелест в партии баронессы Штраль: «Некоторые исполнители спектакля Театра имени Кирова видят в «Маскараде» полутона психологической пьесы. Шелест смело танцует романтическую драму… Правду сложного характера она передает приподнято, таинственно, романтично. Она чувствует патетику Лермонтова и его сарказм, его мудрость и порывистость. Глубокое понимание лермонтовской драмы актриса соединяет с тонким ощущением внешнего стиля, особой повадки петербургской дамы, царицы чопорных салонов холодной Северной столицы». Слова режиссера Львова-Анохина созвучны мыслям Мейерхольда, писавшего о «вулканизме и лоске» лермонтовского «Маскарада», о его поистине шекспировском размахе страстей, бушующих под светской оболочкой героев.
Подобно иным шекспировским пьесам «Маскарад» Бориса Фенстера сыграл роковую роль в судьбе его постановщиков. Во время генеральной репетиции скончался сам хореограф, а на последнем представлении замертво упал за пультом дирижер Евгений Дубовской. Кажется, что демоническая печать лермонтовской судьбы коснулась и создателей этого спектакля.
К счастью, к другим постановщикам балета «Маскарад» судьба была более благосклонна. Балет Льва Лапутина стал популярен и два десятилетия шел во многих советских театрах в разных хореографических трактовках. Зазвучала на балетной сцене и гениальная музыка Арама Хачатуряна к драме Лермонтова, созданная для спектакля Театра им. Вахтангова. В 1982 году балетмейстеры Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов создали свой «Маскарад» в Одесском театре оперы и балета. Увидеть этот спектакль можно и сегодня благодаря одноименному фильму-балету, снятому в 1987 году. Главной удачей экранизации стал аристократичный и страдающий Арбенин Никиты Долгушина.
Роскошный круизный лайнер, казино и бальный зал, дубовые панели обшивки, зеркальные двери лифтов…Именно так представил себе предполагаемые обстоятельства своего «Маскарада» наш современник, главный балетмейстер Детского музыкального театра им. Н. Сац Кирилл Симонов. На борту представители элиты веселятся, азартно играют в карты, флиртуют, интригуют. «Светской черни» противопоставлена чистая и кроткая Нина. «В этом образе я хотел показать высоту души русской женщины», — говорит сам хореограф. Светские персонажи изъясняются в модерновой стилистике, на полупальцах, и только Нина танцует на пуантах, изливая душу в полетных арабесках. Правда, в конце нагловатые слуги снимают с нее пуанты и распускают волосы — светское общество не терпит «инаковости». В этом мире жестокости и разврата гибель Нины предопределена.
Спектакль Кирилла Симонова неслучайно появился на сцене Театра Сац в 2017 году. Он стал воспоминанием о «последнем спектакле Российской империи» — «Маскараде» Мейерхольда в Александринском театре. А также посвящением юбилею русской революции.
Романтизм лермонтовского «Демона», его бунтарство и неприкаянность оказались близки Вахтангу Чабукиани. В 1961 году на сцене Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили он поставил трехактный балет «Демон» на музыку Сулхана Цинцадзе. Сам «царь воздуха», как называли танцовщика балетоманы, исполнил главную роль. «Я стремлюсь создать образ, воплощающий жажду свободы и познания, хочу подчеркнуть стремление Демона к добру, к преодолению одиночества, его гордый бунтарский дух», — говорил Чабукиани о своей трактовке героя Лермонтова.
Еще один лермонтовский бунтарь — Мцыри — вдохновил блистательного танцовщика Михаила Лавровского попробовать себя в качестве балетмейстера. Фильм-балет «Мцыри», снятый на киностудии «Грузия-фильм» в 1977 году, стал дипломной работой балетмейстера в ГИТИСе. Степень свободы человеческого духа, его непокорности судьбе давно волновала его сердце. Балет стал искренним высказыванием на эту тему. «Мцыри» — моя первая «проба пера» как режиссера-постановщика, балетмейстера и исполнителя… Для меня было важным само ощущение, упоение собственной свободой человека, рожденного не для рабства, его полное осознание собственных сил — и духовных, и физических», — писал Михаил Лавровский.
Привезенная подпольно кассета с записью фильма-балета Лавровского произвела фурор в Нью-Йорке. Там в 1978 году «Мцыри» был удостоен Гран-при и золотой медали на VII Международном фестивале ассоциации танцевальных видеофильмов.
В 2014 году весь мир отмечал двухсотлетие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Большой театр откликнулся на это мировой премьерой балета Ильи Демуцкого «Герой нашего времени». Над трудной задачей воплощения на балетной сцене романа Лермонтова трудился хореограф Юрий Посохов. Режиссуру спектакля выстраивал Кирилл Серебренников. И это было совсем непросто — показать такую противоречивую личность, как Печорин, страдающую от невозможности найти действительное применение своим могучим силам и страстям. «Мы делаем из книги пазлы, которые должны сложиться в балет. Ведь балет — это не пересказ сюжета, его цель не в этом. Надо делать ощущения каждого эпизода, или каждого вектора: эмоционального, бытового, исторического… В спектакле я не хочу выделять никого из персонажей, я даже не хочу, чтобы Печорин был в центре, а все вертелось вокруг него. Нет, я хочу, чтобы у нас были хореографические картины, отражающие поток жизни, который безостановочно движется перед глазами», — сказал Юрий Посохов перед премьерой. Для воссоздания этого «потока жизни» Печорина постановщики выбрали три новеллы романа: «Бэла», «Ундина» («Тамань»), «Княжна Мэри». В каждой менялись герои — помимо женских персонажей появлялся новый Печорин. В финале все трое сходились на авансцене, с тоской и отчаянием вглядываясь друг в друга, как в собственное отражение. Печорин оставался в пронзительном одиночестве, наедине со своими мыслями и страстями.
Спектакль Юрия Посохова стал достойным воплощением великого литературного первоисточника. В нем по-новому раскрылись актерские дарования многих солистов Большого театра. Незабываемы Печорин в исполнении Руслана Скворцова и Игоря Цвирко, Грушницкий Вячеслава Лопатина и Дениса Савина, Ундина Екатерины Шипулиной, Вера Кристины Кретовой. В 2016-м он был отмечен «Золотой маской» как лучший балетный спектакль года.
Литературное наследие Лермонтова может стать неисчерпаемым источником вдохновения для постановщиков балетного спектакля. Однако постичь всю его многослойность и глубину совсем не простая задача. Поэтому столь редки обращения хореографов к лермонтовским сюжетам. Балетная «лермонтовиана» остается уникальным явлением в истории русского театра.
Автор: Анна Ельцова
Фото спектакля «Герой нашего времени» предоставлены пресс-службой Большого театра России.