МГАХ – 250

Инга Аркадьевна Воронина

04.10.2023

Педагог — это хорошая и очень сложная профессия.

Интервью: Анна Ельцова

 

Инга Аркадьевна — настоящий символ академии, ее история. Она преподает здесь историко-бытовой танец начиная с 1956 года. За прошедшие 67 лет через ее класс прошло невероятное количество танцовщиков, среди которых звезды отечественного балета М. Лавровский, Н. Бессмертнова, Н. Сорокина, Ю. Владимиров, Б. Акимов, М. Дроздова. В. Тедеев, К. Рябинкина, И. и А. Лиепы, Н. Ананиашвили, Н. Цискаридзе. Всех их отличала не только виртуозная техника, но и чувство позы и стиля любого произведения — драгоценное качество, привитое на уроках Ворониной.

Еще в младших кассах дети встречаются с историко-бытовым танцем. И, пожалуй, нет никого, кто бы не любил этих уроков. Здесь сразу начинается танец, здесь впервые встают в пару, здесь каждый урок — путешествие по эпохам с их этикетом и культурными традициями. Именно историко-бытовой танец формирует будущего артиста балета, позволяет уверенно чувствовать себя в разнообразии стилей классических спектаклей.

За многие годы Инга Аркадьевна накопила колоссальный опыт преподавания, и сегодня она щедро делится им со своими младшими коллегами, приходит на их занятия, консультирует. Ее книга «Историко-бытовой танец» стала базовым пособием для педагогов всей страны. О ее популярности говорит тот факт, что в 2013 году вышло уже третье, дополненное издание.

Исторический танец — первенец отечественной балетной школы. Именно его преподавал французский балетмейстер и педагог Жан-Батист Ланде, приехав в Россию по приглашению императрицы Анны Иоанновны. И сегодня он сохранился лишь в русской балетной традиции — современный мир, к сожалению, забывает о своих исторических корнях. У Инги Аркадьевны Ворониной прекрасная роль: сохранять уникальное культурное наследие и передавать его новым поколениям артистов балета.

Инга Аркадьевна, Ваш предмет во многом уникален — это своего рода путешествие в историю хореографии. В мире насчитывается более 400 исторических танцев, и каждый характеризует свою историческую эпоху. А что дает исторический танец балетному спектаклю? Какова его роль?

Исторический танец в программе обучения хореографическому искусству занимает определенное место. Надо сказать, что в программах обучения других стран этого предмета нет. Но нам незачем на кого-то равняться, и мы уделяем историческому и народно-сценическому танцу очень большое внимание, потому что этот предмет важен для полноценной подготовки артиста балета. Мы уделяем ему три года в младших классах и один год в старших. В начальной школе изучаются отдельные элементы, дети готовятся к умению стоять и танцевать в паре, держать рисунок танца. Одна из основных задач здесь — развитие танцевальности, музыкальности, подготовка к сцене. И если в младших классах в ходе обучения классическому танцу развиваются физические данные, изучаются базовые элементы, то на уроках историко-бытового танца дети уже начинают танцевать.

Вы верно заметили, что наш предмет — это некая экскурсия по хореографическим эпохам. До нас дошло огромное количество исторических танцев. Для программы обучения мы выбираем те из них, которые сохраняли свое значение в течение долгого времени. Это прежде всего танцы-долгожители: полонез, вальс, мазурка, полька, контрдансы различные и некоторые другие. В течение нескольких веков они существовали по-разному: то в бальных залах аристократии, то переходили на сцену, а потом опять возвращались в бальные залы. Историко-бытовой танец — это то, что люди танцевали в быту. Говоря «в быту», я не имею в виду, что его танцевали плохо или мало. Все зависело от подготовки и талантов исполнителей. Например, в эпоху Людовика XIV на сцене сосуществовали профессиональные танцоры и придворные, которые по многу лет изучали и танцевали эти танцы. И достигали в их исполнении определенного совершенства. Примером может служить сам Король-Солнце, который любил танец и часто выходил на сцену.

Когда балетный театр стал отдельным видом искусства, то произошла определенная эволюция: сначала это были спектакли на сказочные сюжеты, не привязанные к какому-то определенному времени. Там надо было танцевать красиво в красивых костюмах. Потом наступил период драмбалета в советском искусстве. Хочу подчеркнуть, что это очень важный период и не всегда, к сожалению, он оценивается адекватно. Драмбалет сыграл огромную роль в развитии мирового балетного театра. Тогда создавались балеты в основном на литературные сюжеты, которые привязаны к определенному времени. Это, конечно же, потребовало досконального изучения той или иной эпохи как в народно-сценическом, так и в историко-бытовом танцах. Отсюда возник большой интерес к этим видам танца: появились книги по их истории, были составлены обучающие программы.

Конечно, и ранее существовали учебники по бальному танцу, но они, как правило, объясняли движения и их порядок в танце. В советское время появилось два прекрасных учебника: Николая Павловича Ивановского в Ленинграде и Маргариты Васильевны Васильевой-Рождественской в Москве. Это объемные труды по истории и развитию исторического танца и методам его преподавания. Эти учебники стали базой для создания наших учебных программ. Мы стараемся рассказать детям, когда и где танцевали тот или иной танец, в какой обуви и костюмах, под какую музыку. Теоретический момент очень важен — исполнитель (начиная с детского возраста) должен знать, что он танцует, где и когда возник танец. Исторический танец изучается объемно. И уже в театр танцовщик приходит грамотным, может правильно и с понимаем эпохи исполнить любой исторический танец.

В спектакле роль историко-бытового танца очень большая — он характеризует эпоху. И даже в сказочном балете, например в «Спящей красавице», исторические танцы характеризуют две разные эпохи, ведь между первым и вторым актом прошло 100 лет. А в балете «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского благодаря историческим танцам создается яркая картина феодального общества эпохи раннего Возрождения — вспомним, например, знаменитый танец с подушечками. В «Пламени Парижа» Василий Вайнонен средствами исторического танца создал портреты разных слоев общества: придворные актеры танцуют в манере балета эпохи Рококо, а им противостоит стихия народного танца той поры.

А что сегодня? Каковы отношения нынешнего балетного театра с историческим танцем?

В репертуарных театрах (а таковых большинство) основную часть этого самого репертуара составляют спектакли классического наследия. Другое дело, что они иногда совершенно неоправданно осовремениваются. Например, в Большом театре шел балет «Ромео и Джульетта» в постановке Раду Поклитару, где все было осовременено, шло против музыки С. Прокофьева. Эта версия не прижилась, потому что хореографический текст совершенно не совпадал с музыкальным. Я считаю, что в музыкальном театре первоосновой всего является именно музыка.

Вы часто давали мастер-классы за рубежом. Скажите, Ваш предмет был там в новинку? Он воспринимался исключительно как принадлежность русской хореографической традиции? Есть ли интерес к историческому танцу за рубежом?

Интерес есть. Но они идут по другой дорожке: если мы в изучении исторического танца опираемся на спектакли наследия, на сценическую традицию, то за границей базовую роль играют старинные манускрипты, по которым они пытаются реконструировать танцы прошлых эпох. Но лично я сомневаюсь в полной идентичности этих текстов тому, что в действительности танцевали. Очень трудно правильно передать в записи основные элементы танца. В историко-бытовом танце все не так определенно, как в классическом. Здесь движения несколько смазаны, нет такого мышечного напряжения. Для этого важны также и рисунки, какие-то записи. Тем более что за границей в спектаклях исторического танца немного.

А иногда они приобретают карикатурный характер. Возьмите, например, спектакль «Евгений Онегин» Джона Крэнко: в первом акте дворяне танцуют с крестьянами, да еще не в том порядке, в каком нужно. У западных хореографов нет понятия манеры — например, манеры польского или венгерского танца. Им это незнакомо. Да и преподавать исторический танец у них некому. У нас с давних пор есть педагогическая традиция, на которой все держится.

В свое время Вы окончили Московское хореографическое училище. Когда и как в Вас проснулся интерес к историко-бытовому танцу?

Я очень рано начала преподавать под руководством Маргариты Васильевны Васильевой-Рождественской. Я всегда любила историю, и меня интересовал историко-бытовой танец. Именно тем, что он связан с историей человечества. Это, если можно так выразиться, естественный предмет, и он очень естественно ложится на процесс обучения. Здесь нет муштры, здесь сразу есть танцы, отношения с партнером, эмоции, которые дает массовый танец.

В хореографическом образовании как нигде важна преемственность. Здесь важно передать «из рук в руки, из ног в ноги».

Я считаю, что наша академия уникальна именно своей непрерывной преемственностью. За свою долгую преподавательскую деятельность я воспитала очень много педагогов. И воспитаны они были в нашей единой традиции. Рада, что моя скромная книжечка о преподавании историко-бытового танца выдержала уже три издания. По ней работают не только в российских школах, но и за рубежом.

Как сегодня молодежь — нынешние ученики академии — воспринимают историко-бытовой танец? Нет ли риска, что он станет своего рода музейным экспонатом?

Такого риска нет. Я считаю, что в последнее время интерес к нему даже возрос. Например, сейчас популярны такие мероприятия, как венские или кадетские балы, где как раз танцуют исторические танцы-долгожители: вальс, мазурку, полонез. Человеку хочется танцевать, и исторический танец подходит для этого идеально.

Какими качествами должен обладать преподаватель историко-бытового танца?

На моем долгом веку я наблюдала многих, кто приходил преподавать этот предмет, но немногие оставались. Потому что преподавание историко-бытового танца требует знания истории и вообще широкого культурного кругозора. Только тогда можно дать ученику полную картину танца.

Педагог — это призвание. Это дар, и об этом говорили наши великие педагоги, такие как Ушинский. А еще педагог должен быть обаятельным человеком, то есть доброжелательным, внимательным к другим, любящим свой предмет и умеющим заинтересовать им детей. Педагог — это хорошая и очень сложная профессия.

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.