Персона

Елена Соломянко

22.02.2025

Карьеру ведущей солистки Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Елены Соломянко прекрасно отражает утверждение «чтобы продвигаться быстро, нужно идти медленно». Она не торопится станцевать все и сразу, а подходит к ролям вдумчиво. Этот сезон для балерины юбилейный, десятый, по этому поводу мы поговорили с Еленой о перфекционизме в профессии, важности собственного мнения в работе и внутреннем саморазвитии.

В 2019 году в интервью ты говорила о том, что важно требовать от себя максимум и уметь самостоятельно работать. Сейчас за твоими плечами десять сезонов в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, большие роли. За это время твой подход к работе как-то трансформировался?

Мне кажется, путь совершенствования в нашей профессии бесконечен. Здесь нет конца и не должно быть момента, когда ты достиг желаемого, а дальше можешь просто плыть по течению. Важно не останавливаться в развитии, соревноваться в первую очередь с самим собой.

Мне до сих пор интересно изучать свое тело как инструмент, механику и контроль его работы в разных ситуациях, в том числе стрессовых. Как справляться с обстоятельствами в разных моментах, например, когда что-то идет не по плану. Как максимально качественно использовать свой ресурс, который есть на тот или иной момент. Как работать со своим телом, когда появляются травмы. Со временем владение собой улучшается, мне становится чуть легче. Я лучше чувствую и понимаю, как направить себя, свое тело, в те или иные рамки.

Перфекционизм не изводит тебя?

Перфекционизм — положительное качество в нашей профессии, с одной стороны, но, с другой — он иногда играет со мной злую шутку. Настолько порой загоняет в рамки идеала, выстроенного в моей голове, что появляется ощущение несоответствия картинке, которую мне бы хотелось от себя получить и отсутствия результата, к которому стремлюсь. Когда так происходит, конечно, я начинаю расстраиваться, сковываться и зажиматься . Это одна из проблем, с которой я стараюсь бороться. Иногда выхожу на сцену, не давая себе права на ошибку, но тем самым я как будто приближаюсь к ее совершению. Помогают разговоры с собой, психологический анализ своего поведения.

И это все к теме изучения себя, своего тела, как инструмента: как работает моя голова, как избавиться от навязчивых мыслей. Стараюсь сделать работу в зале так, чтобы выходить на сцену с уверенностью в своих силах. Так легче наслаждаться процессом и не загонять себя в тупик внутренними рассуждениями.

Умение отпускать мысли и с холодной головой выходить на сцену тоже требует определенных навыков и тренировки. Кто-то не может с собой совладать, обращается к специалистам. Ты сама справляешься?

Я думала о том, чтобы обратиться к психологу с этой проблемой. Это ведь абсолютно нормально, когда есть желание разобраться в себе. Но пока я пытаюсь решить это сама с собой, путем внутренних диалогов. Еще мне помогает мой педагог— Анастасия Першенкова. Она хорошо считывает меня, мое настроение на репетиции и то, как я себя ощущаю во время выступления на сцене. Потом мы с ней все анализируем, проговариваем, делаем работу над ошибками. Она помогает мне изучать себя.

С педагогом, именно с человеческой точки зрения, необходима хорошая связь.

Да. Педагог в нашей профессии — это крайне важный человек. Вы столько времени проводите вместе, нужно ощущать друг друга не только на рабочем уровне, но и на человеческом. Понимать друг друга, а главное — доверять. Важно чувствовать границу, когда стоит, например, поднадавить на ученика, чтобы получить максимальный результат, или, наоборот, создать спокойную комфортную рабочую обстановку. Ведь к каждому нужен индивидуальный подход и свой ключик к решению проблемы.

Для меня очень важна гармония взаимоотношений с педагогом.

Сложность профессии педагога заключается еще и в постоянном эмоциональном мониторинге.

Помимо профессиональных навыков, для нас, артистов, важны и человеческие качества педагога: способность понять ученика, наладить контакт, создать здоровую рабочую атмосферу в зале. Ну и конечно, взаимное уважение.

Я знаю, что для тебя очень важно твое видение на ту или иную роль, и чтобы педагог не ломал этот взгляд, а уважал твое мнение.

Индивидуальность и свое видение — это важные составляющие профессии артиста балета, на мой взгляд. Ведь когда зритель приходит в театр, ему интересно увидеть на сцене личность. Здорово в рамках спектакля и концепции хореографа транслировать роль через призму своего восприятия. В работе с Анастасией я благодарна ей за то, что в каждой партии, которую мы с ней готовим, она не пытается подавить мою индивидуальность и мое видение. Это не значит, что я пытаюсь переделать хореографию, я скорее говорю о том, как важно найти свою органику и естественность в танце и в роли. Эта внутренняя опора на ощущения — для меня она очень важна.

«Я всегда отношусь с пониманием к своему делу. Я должна пройти через все, что мне дается, ведь в жизни все не просто так, и из всего нужно уметь извлечь опыт». Ты это говорила в начале своей карьеры, не очень похоже на юношеский максимализм, который свойственен ребятам, только-только окончившим училище. Такое отношение к профессии в тебе было заложено родителями?

Я правда считаю, что всему свое время. Если будешь через все проходить с принятием, с анализом ситуаций и своих ошибок, будешь честно отдаваться своему делу, обязательно достигнешь того, чего должен и достоин. Твое от тебя не уйдет. Не знаю, откуда во мне эта философия, просто она есть. Я росла в театральной семье, и с детства находилась в балетном мире. Он достаточно непростой, порой жестокий, но несмотря на это, нужно сохранять человечность.

Нужно помнить: балет — субъективное искусство. Всем нравиться невозможно, и у меня нет такой цели, я не пытаюсь специально получить чьи-то симпатии.

Главное — качественно делать свою работу, так хорошо, как можешь на сегодняшний день. На мой взгляд, чудес в нашей профессии практически не бывает, только если это не какой-то удачный случай, и поэтому твой результат в основном зависит от твоего труда.

Родители поддержали тебя, когда ты решила уехать в Москву, вопреки изначальной нацеленности на Мариинский театр. Меня так это восхитило. Здорово, когда есть свобода выбора.

Да. Для меня самой это стало неожиданностью. Я всегда была домашней девочкой и жила под куполом любви и заботы. Работа в другом городе казалась нереальной.

Думаю, большую роль сыграло внутреннее желание добиться всего самой, посредством работы, не благодаря родителям, договоренностям.

Я понимаю, о чем речь: ты дочка педагога. В Петербурге все это всегда знали.

С момента обучения в академии, конечно, все знали, что моя мама-балерина и педагог в нашей школе. Мне казалось, что этот факт накладывает отпечаток на восприятие и степень моих успехов. Отъезд в Москву как будто оборвал это ощущение. Правда, если бы не Кеша, я бы не пошла на этот рискованный шаг. Я благодарна за то, что он разделил мое желание и мы вместе приняли решение поехать работать в Театр Станиславского. Его опора и поддержка очень мне помогли.

В прошлом сезоне ты вышла в заглавной роли в «Жизели». Долго эта партия к тебе шла. Вовремя ли она случилась?

Как я и сказала ранее: всему свое время. И думаю, что она случилась в нужный момент, я доросла до нее эмоционально и физически. Эта роль действительно много для меня значит. Столько нового я открыла в себе в течение работы над ней. Мне было интересно расти над собой благодаря этому балету.

Ты рассказывала, что сцена сумасшествия тяжело давалась в репетиционном зале, по-настоящему она случилась лишь на сцене. Это довольно интересное наблюдение: действительно, так бывает с откровенными, эмоциональными эпизодами. Несмотря на то что ты без конца репетируешь, так, как на сцене, все равно не будет.

Абсолютно. И для меня это так, потому что, как я уже говорила, в репетиционном зале мне сложно отделить себя от реальности. Даже если не брать конкретно сцену сумасшествия, а другие эмоциональные работы, постоянно находится какой-то отвлекающий нюанс, не совсем нужное настроение или фактор оценки себя в процессе: все ли так я делаю или нет? И эта фальшь, лишние мысли — они не дают мне полноценного погружения. А когда я выхожу на сцену в такие моменты, как, например, сцена сумасшествия, нет места подобным раздумьям. Я нахожусь здесь и сейчас, проживаю эту жизнь. Тут нет вариантов. Я просто внутри роли, и мои настоящие эмоции рождаются в моменте.

Сейчас твоя жизнь полностью сконцентрирована на театре?

Сейчас стараюсь много времени посвящать работе и развитию в своем творчестве. На данный момент у меня действительно такой период, когда жизнь сфокусирована на профессиональной реализованности. Но все равно считаю нужным разделять работу и личную жизнь, дом. Стараюсь держать в балансе все сферы моей жизни.

Предлагаем посмотреть наш декабрьский спецпроект с Еленой на сцене МАМТа.

 



Интервью и фото: Алиса Асланова

Образ: Arina Boganova

Украшения: DAMIANI

Макияж: Олеся Кравцова

Прическа: Галина Оразалина

Художник по свету: Олег Страшкин

Продюсеры cъемки: Алиса Асланова

Карина Житкова, Екатерина Борновицкая
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.