МГАХ – 250

Елена Александровна  Боброва

04.10.2023

Я просто люблю детей и люблю свою профессию.

Интервью: Вероника Варновская

 

Старший преподаватель кафедры классического танца Московской государственной академии хореографии, заслуженный работник культуры РФ, Елена Александровна преподает в академии почти 30 лет. За эти годы она выпустила плеяду балетных звезд: Мария Кочеткова, Кристина Кретова, Людмила Коновалова, Анастасия Лименько. Мы поговорили с Еленой Александровной о влиянии времени на детей, выдающихся ученицах и о том, как важно идти в ногу со временем.

Елена Александровна, в прошлом году у Вас был выпускной класс, как Вы проживали этот особенный год, волновались ли?

Безусловно, волнуюсь каждый раз. Моя уверенность зависит от того, какой класс (выпуски бывают более сильные, более слабые), и от детей — не только от их технической готовности, но и от психологического состояния. Есть стабильные ученики, а есть те, у кого психика подвижная и может подвести в ответственный момент. Думаю, каждый педагог волнуется независимо от того, сколько выпускал классов до этого. Это очень ответственное мероприятие. Экзамен проходит на сцене при полном зрительном зале, смотрит государственная комиссия. Все должно быть чисто, аккуратно, достойно.

Вы стали преподавать в училище в 1994 году. Вам сразу доверили выпускные классы?

Нет, мне пришлось довольно долго работать, прежде чем выпускать. В 1994 году я работала по договору — заменяла заболевших педагогов. И это был прекрасный опыт, так как меня направляли в разные классы — то во второй класс к мальчикам, то к девочкам, то в пятый класс, то к первому курс, то к третьему. У всех разная программа, и нужно было еще дисциплину удерживать. Так я проработала год. Потом педагога Галину Козлову направили в Японию (в те годы у нас там была своя школа), и мне дали в марте ее класс — первый курс, а уже в июне мы с ними сдавали экзамен. Мою работу высоко оценили и оставили мне этих детей на второй курс. Но выпускать их тогда не доверили. Затем у меня были пятые классы, первые курсы, даже год вела подготовишек. А уже в 1999 году мне дали первый курс, который и стал моим первым выпуском.

Вы помните свой первый выпуск?

Конечно, помню! Это невозможно забыть! Потому что из этого выпуска вышло три замечательные балерины — Маша Кочеткова, Люда Коновалова и Кристина Кретова. Я, конечно, очень волновалась. Но не только потому, что это был мой первый выпуск, а еще потому, что одновременно выпускались классы самих Софьи Николаевны Головкиной и Людмилы Сергеевны Литавкиной — опытнейших педагогов. Вообще, я хочу сказать, что в начале тысячелетия — 2002-й, 2003-й, 2004-й — были очень сильные выпуски. Дети были хорошие, с прекрасной подготовкой.

По Вашему наблюдению, отличаются ли ученики рубежа тысячелетий и нынешние? Если да, то чем?

Мне кажется, если есть отличия, то это связано со временем. Если сравнивать не с началом века, а с моим поколением, например, то для нас педагог был всем в творческой жизни. И не только дети, но и родители так же относились к педагогам, полностью доверяли. Сейчас, конечно, дети смотрят на все иначе, в связи с чем дисциплина держится в большей степени на любви к делу и возможном доверии к педагогу. Были годы, когда в педагогике было утрачено воспитание, — то есть только учили, но не воспитывали. В нашей школе традиции сохраняются, в этом плане мы, наверное, наиболее консервативны, зато наши дети вежливые, воспитанные и аккуратные.

Вы окончили училище по классу Нины Викторовны Беликовой. У нее тоже, как и у Вас, целая плеяда выдающихся учениц. Каким она была педагогом? Что Вам больше всего запомнилось?

Прежде всего хочу сказать, что Нина Викторовна — настоящий профессионал! И я ей обязана всем. И тем, что танцевала в Большом театре, тоже. До нее я была средней ученицей с четверкой по классике, но Софья Николаевна Головкина любила меня за выразительность и на втором курсе оставила на второй год, так я попала к Нине Викторовне Беликовой, которая только перевелась к нам из Ленинграда. Она мне делала много замечаний, каким-то образом почувствовала, что я могу больше, стала со мной дополнительно репетировать. Эта вера педагога окрыляет, придает сил. В итоге на выпуске я танцевала па-де-де, и меня взяли в Большой театр.

Нина Викторовна была строгая, но в то же время с юмором, очень человечная и сильно за всех нас переживала. Я помню уже перед госэкзаменами (а сдавали мы здесь же, на этой учебной сцене) мы волновались, худели, уставали, бывало, после урока не выдержишь и заплачешь. Она подойдет, обнимет, поведет в медчасть — нам там разводили какие-то витамины, давали для сил, — скажет что-то ободряющее. Такое вот в ней было сочетание строгости и человечности.

Многие Ваши ученицы, говоря о Вас, упоминают именно это сочетание — педагога и человека.

Ну, я просто люблю детей и люблю свою профессию. И, наверное, я даже чересчур добрая.

А потом в театре кто был у Вас педагогом-репетитором?

Это зависело от репертуара, со многими привелось поработать, а вот в класс изначально попала к Римме Клавдиевне Карельской, так у нее и осталась. Ее класс подходил моим ногам.

Можете немного рассказать о ком-то из Ваших учениц?

Я очень люблю Настю Лименько (ведущая солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. — Прим. ред.). Удивительная девочка по характеру, трудяга. Она, конечно, была подготовлена до меня, уже в четвертом классе она взяла приз «Надежда» на конкурсе Юрия Григоровича «Молодой балет мира». Потом еще во многих конкурсах участвовала и решила приехать в Москву, где попала ко мне в класс на второй курс. Что-то я исправляла ей в манере, в стиле, в положениях рук, но если у нее что-то не получалось технически, то она никогда этого не оставляла, вечером оставалась в зале и все отрабатывала. За Настю я вообще не волновалась, знала, что она все сделает и всего добьется. И она очень хороший человек, у меня до сих пор с ней прекрасные отношения. Настя всегда меня приглашает на свои спектакли.

Про Олесю Дмитракову (в замужестве Росланова, прима-балерина театра «Кремлевский балет». — Прим. ред.) тоже могу сказать, что она редкостно добрый человек с открытым сердцем. По ней уже в школе было видно, что она может быть балериной, потому что умела работать и обладала выразительностью и харизмой. А какая судьба у нее интересная, через какие переплетения человек прошел и в итоге достиг цели, сегодня она прима-балерина и ведет балеты.

Людмила Коновалова тоже девочка с интересной судьбой: жизненные сложности, семейные обстоятельства ее не сломили. Трудности в координации были, быстрые темпы ей были сложны, но феноменальные данные и невероятная работоспособность! Она своим упорством и трудолюбием добилась всего. Я, конечно, очень рада, что она уехала сначала к Владимиру Малахову в Берлин, а затем в Венскую оперу, где и стала примой. Я Люду не просто люблю, я ее очень уважаю.

А приглашают Вас на свои спектакли девочки?

Знаете, поначалу, конечно, приглашают, потом потихоньку это сходит на нет, жизнь стремительна у них. Кристина Кретова, когда еще была в Кремле, на все спектакли меня приглашала. Я пересмотрела все в этом театре! Кстати, тоже интересный творческий путь у Кристины. Сначала «Кремлевский балет», где она стала примой, потом Музыкальный театр Станиславского, а затем и Большой театр, где сегодня у нее очень обширный ведущий репертуар. Она много над собой работала и стала великолепной балериной.

Вы танцевали в Большом театре, работали с выдающимся хореографом XX века Юрием Николаевичем Григоровичем. Ваши же ученицы работают по всему миру. Как Вы считаете, отличается ли подготовка московской школы от методик в других странах? Готовите ли Вы своих учениц только для Большого театра?

Конечно, мы до сих пор негласно являемся школой, как это раньше говорилось, «при Большом театре». И безусловно, каждый год лучшие выпускники попадают в Большой театр. Но московская школа настолько сильная, что наши ученики не теряются и за границей. Классика все-таки превыше всего, и артисты с сильной классической основой могут исполнять что угодно, тем более что у нас давно введен предмет «современный танец» и каждый год приглашаются новые хореографы для современных постановок. Мы стараемся идти в ногу со временем.

Что бы Вы пожелали своим ученикам?

Никогда не сдаваться, верить в себя и, пожалуй, самое главное, любить свою профессию. Выходить в любой партии и чувствовать себя счастливым, мне кажется очень важным сохранить эту любовь до конца и не разочароваться в своей профессии.

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.