Педагог растет со своими учениками постоянно, каждодневно.
Интервью: Алиса Асланова
Екатерина Александровна преподает классический танец в академии с 2015 года, работает с детьми младшего возраста и очень трепетно относится к своему делу.
В интервью мы поговорили о преемственности в школе, ответственности в работе педагога и о методах, которые позволяют уделить внимание каждому ученику в классе.
Екатерина, для вас академия — альма-матер, дом, где вы выросли сначала как балерина, а потом — как педагог.
Да, действительно, академия — мой дом, это то место, где я выросла и прошла становление в своей профессиональной деятельности. Годы учебы были очень счастливыми, обучение у меня ассоциируется со светлыми, радостными и чистыми воспоминаниями. Мне, конечно, повезло с педагогами: в младших классах моим педагогом была Наталья Игоревна Ревич, затем преподавала Галина Константиновна Кузнецова, а со второго курса мне посчастливилось учиться у Марины Константиновны Леоновой. Она потрясающий педагог — тонко видит возможности и потенциал своих учениц, всегда верит в них и очень любит.
Такая важная преемственность — когда-то вы были ученицей у Марины Константиновны, а сегодня уже сами педагог. Что вы переняли от нее?
Марина Константиновна для меня является примером во всем. То, как она ведет себя, насколько отдается работе, как общается, — все это видят ее ученицы и перенимают. Пример — ее отношение к делу и к ученицам, всегда достойно, корректно, интеллигентно. Таким и должен быть педагог. Я очень любила смотреть, как Марина Константиновна показывает нам то или иное движение, до сих пор перед глазами ее мягкие port de bras, у нее своя артистическая манера исполнения.
Еще она повлияла на меня в составлении комбинаций: логичность, стройность движений, структура — все это я переняла уже как педагог.
Как возникает понимание того, что ты можешь стать педагогом? Это же специфическая профессия и очень ответственная.
Не сразу. У меня это случайно произошло. Я себя представляла только артисткой, конечно, после артистической карьеры допускала мысль, что, возможно, стану репетитором, но это казалось так далеко… А потом случилась травма, я не все 20 лет протанцевала, но все-таки достаточно большой отрезок проработала в театре на сольных партиях.
Постепенно начала преподавать, через какое-то время на интенсивах в академии давала уроки для иностранцев и влилась в рабочий процесс.
Предложение Марины Константиновны стать педагогом в академии подарило мне вторую профессию. Колоссальное счастье, что моя профессиональная жизнь продолжается сейчас в детях.
Как вы относитесь к фразе: хорошая балерина не всегда хороший педагог?
Да, не всегда. Тем не менее, на мой взгляд, сценический опыт желателен, необязательно быть прима-балериной или премьером, но сценический опыт дает возможность анализировать движения и передавать это ученикам.
Если ты прожил это сам, ты совсем по-другому эту информацию можешь передать…
Конечно. Как можно научить, например, игре на фортепиано, если ты не играл? Так и у нас. Я сама сейчас уже много чего понимаю такого, над чем даже не задумывалась, когда танцевала, но это уже знания, помноженные на личный опыт.
Сколько лет вы преподаете в академии?
Восемь.
За этот период у вас случились изменения в процессе, подходе, во взгляде на профессию учителя?
Педагог растет со своими учениками постоянно, каждодневно. Ответственность с каждым годом все увеличивается, крайне важно анализировать свой опыт и делать выводы. Сейчас я пришла к тому, что не форсирую, а стараюсь дать ребенку именно то, что на данном этапе ему нужно. Каждый педагог индивидуально находит ключик к своим ученикам — ведь дети разные и каждый уникален в своих способностях.
Тем не менее есть моменты — назовем это специфической иерархией в классе — когда более способные дети стоят на центральном станке. Возможно, в младших классах эти границы немного стерты, но все же как вы работаете над тем, чтобы дети, которые стоят на боковых станках, тоже стремились и не сдавались? Как уделить каждому достаточно внимания? Это ведь сложно, потому что глаз, хочешь не хочешь, цепляется за способных детей.
Вы правы, такой важный вопрос затронули… Это приходит с педагогическим опытом. Я сейчас практикую метод, когда дети в течение недели перемещаются по палке, каждый из них видит себя на центральном станке, а также на середине дети меняются линиями. Это хорошо со всех сторон, в моем поле зрения все ученики, а для них мотивация больше работать и возможность увидеть себя с разных ракурсов. Еще в начале первого года обучения я ввела такую систему: половина девочек делает что-то, а вторая половина смотрит, и наоборот. Затем мы обсуждаем, какие ошибки увидели. Так они учатся видеть со стороны, анализировать и осознанно работать над собой.
Я помню, что наш педагог всегда говорил в младших классах: «Не место красит человека, а человек место».
Абсолютно. Хотя, конечно, все равно эта проблема, если честно, остается, потому что все мы люди, все мы хотим быть лучшими.
Профессия требует быть лучшими. А если ученик явно идет на опережение, как сделать так, чтобы его не затормаживать, но и подтянуть тех, кто отстает? Как вы ищете этот баланс?
Знаете, мы в классе должны осваивать программу. Я, конечно, ориентируюсь в первую очередь на нее. Весь класс должен сделать качественно эту программу. Если ученик способный, то можно для работы взять вариации, которые впоследствии он будет показывать на детских конкурсах или концертах практики.
Какую роль играет семья, насколько родители интегрированы в учебный процесс, учитывая, что дети практически весь день находятся в академии и познают мир через ее жизнь?
Вклад семьи колоссальный. Родитель должен помогать ребенку в освоении этой непростой профессии — не только физически, когда нужно приводить его в баланс, поддерживать форму и состояние тела, делать массажи, следить за правильным питанием, но и психологически, конечно. Важно, чтобы родитель вникал в проблемы ребенка и понимал изнутри его будущую профессию, интересовался ей. Немаловажно, чтобы он был способен адекватно оценивать своего ребенка и помогать ему преодолеть какие-то сложности.
Вы мама троих детей. И, можно сказать, мама детей в академии. Как балансируете, как вообще вы с этим живете?
Ой, не знаю. Мне иногда кажется, что больше времени уделяю детям из академии. Но все-таки стараюсь балансировать и своим детям уделять больше внимания, чтобы они чувствовали с моей стороны поддержку. Безусловно, я переживаю, но меня успокаивает то, что мои дети видят сознательное и ответственное отношение к работе, видят результаты и гордятся мной. Для них это тоже пример того, как нужно себя отдавать любимому делу.
Что бы вы пожелали своим ученикам?
Пожелаю им счастливой профессиональной жизни, найти себя в этом искусстве и быть достойными носителями и представителями московской балетной школы.