В Петербурге завершился смотр «Дягилев P.S.». Фестивальное настроение в этом году длилось больше месяца. В честь пятнадцатилетнего юбилея бренда команда объявила старт сезона в начале ноября, открыв лайн-ап гастролями китайской труппы «Студия Ли Сина». Торжественно слет закрылся 12 декабря специальной программой Алексея Гориболя «Вокальный театр Александра Гаврилина». Уже по этим пунктам можно судить о жанровом и концептуальном диапазоне фестиваля: все по заветам главного вдохновителя проекта — Сергея Павловича Дягилева.
Автор: Ольга Угарова
Фестиваль «Дягилев P.S.» родился в недрах петербургского Музея театрального и музыкального искусства — к столетию «Русских сезонов» в 2009 году. Его концепцию сразу выстроили вокруг идеи междисциплинарности. На протяжении пятнадцати лет программа смотра складывается в контексте разных жанров искусств: в них, как в зеркале, сквозь время калейдоскопом отражается наследие Дягилева и его антрепризы. Балет, современный танец, эксперименты, коллаборации художников, ко-продукции фестиваля и хореографов, музыкальные вечера, опера, изобразительное искусство, Петербург и мир — все так или иначе, впрямую или в диалоге, соприкасается с историей «Русских сезонов», одного из главных арт-проектов XX века.
Первый ангажемент в этом году отдали гостям. Открывать фестиваль приехала труппа из Китая — студия хореографа и танцовщика Ли Сина. Показывать современный танец Азии для «Дягилев P.S.» становится ежегодной традицией: в 2023 году с большим успехом прошел спектакль T.I.M.E. китайского Театра танца Си Син. И если тогда фокус был направлен на внепространственное существование — медленное, вдумчивое, медитативное, — то в этом спектакле акценты формы и жанра смещены в большей степени на коды европейского танцтеатра.
В центре нарратива работы «Отель» (постановка 2018 года) — рефлексия частной жизни, обыденности, бытовой рутины. В целом того, что так знакомо каждому сидящему в зале. В стенах гостиницы встречаются семь героев: одиночки и тревожные пары. Последние по инерции связаны друг с другом болезненными отношениями. В смутном полумраке от голландского художника по свету Тома Виссера, много, кропотливо и изысканно работающего с именитой труппой NDT, вскрываются их страхи и обнажается отчаяние.
Стремление вывести на первый план экзальтированное внутреннее состояние продиктовало Ли Сину хореографический текст, составленный на базе классической лексики. Амплитудные обводки, высокие батманы, широкие растяжки, силовые поддержки с добавлением акробатики — танцтеатр насытили психологическим балетом. В одно время и пространство хореограф поместил две равноудаленные друг от друга формы, в которых, с одной стороны, узнавались Le Salon от бельгийской театральной компании Peeping Tom 2004 года (двуспальная кровать, поглащающая персонажей) и «Полнолуние» немки Пины Бауш 2006 года (знаменитый танец в воде), а с другой — плотно сбитые и замысловатые классические дуэты западного драмбалета. Часто вход для танцовщиков с классическим балетным бэкграундом в танцтеатр заказан. Здесь же Ли Син дает им возможность выразить себя на новой для них территории, но на привычном пластическом языке, а прекрасное владение телом лишь помогает открывать трепетные души.
Однако в «Отеле», при всей западноцентричной идее постановки, красной нитью проходила восточная концепция замедленности и тягучести ритма — режиссуры и драматургии. Даже цветовая гамма сложных оттенков зеленого, лилового, шоколадного, многослойной темной бирюзы, которые выбрал японец Ёхэй Танэда, художник фильмов «Убить Билла» и «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино, отсылала к тонкой восточной вазописи и живописи. Этому синтезу вторили и национальные китайские инструменты, звучащие внутри электронной партитуры композитора Лю Туна. В структуру спектакля подсознательно вмешался культурный код самого Ли Сина и его артистов, которые, кажется, стремятся стать частью европейского театра, сохранив национальную идентичность.
Балетную программу фестиваля продолжил спектакль «Сказки Перро» от Урал Балета. Нашумевшая и обласканная критикой постановка была показана на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова. Но в данном случае, помимо того, что петербургская публика смогла посмотреть вживую концептуальную продукцию екатеринбургского театра на тему сказок Шарля Перро, событие стало поводом для важного разговора, посвященного сотворчеству композитора и хореографа. К паблик-току присоединились не только участники творческой команды «Сказки Перро» — худрук Урал Балета Максим Петров, композиторы Настасья Хрущева и Дмитрий Мазуров, — но и композиторы Владимир Горлинский и Николай Попов (последний написал пролог и эпилог к «Свадебке» Игоря Стравинского для свежей версии Павла Глухова в «Балете Москва»), хореографы Ксения Тернавская и Ольга Цветкова, директор Александринского театра Александр Малич, худрук Нижегородского театра оперы и балета Алексей Трифонов, куратор и критик Дмитрий Ренанский, а также генеральный директор Союза композиторов России Карина Абрамян. На встрече подсвечивались разные проблемы взаимодействия хореографа и композитора — от организационной до коммуникативной. А итогом беседы стал проект хореографически-композиторской лаборатории от тандема «Дягилев P.S.» — Союз композиторов, результаты которой, возможно, войдут в программу будущих сезонов фестиваля.
Тему дуэта российского хореографа и композитора продолжил спектакль «Литургия» Ольги Цветковой. Созданный для петербургской труппы «Каннон Данс» на музыку Сергея Ахунова, он впервые был показан в «Зарядье» в прошлом сезоне. Одна из концептуальных деталей постановки — отголоски замысла несостоявшейся одноименной работы Леонида Мясина для «Русских сезонов». Тогда балетмейстер вместе с художницей Натальей Гончаровой и Сергеем Дягилевым планировал показать балет без музыки: только под ритм шагов. Правда, хотели привлечь к работе Стравинского.
Для современной «Литургии» написана полноценная музыкальная партитура, но хореография решена в пользу перформативной структуры, а не танцевальных фраз. Новый ритуал гораздо больше стремится здесь к статичным многофигурным композициям и перестроениям между ними, чем к высвобождению энергии.
Интересно прозвучал в программе фестиваля вечер «Танцуем для Дягилева», по большей части составленный номерами и фрагментами из репертуара труппы МАМТа. Этот своеобразный гала-концерт современного танца и балета отдельными штрихами будто подмигивал Сергею Павловичу. Вечер открылся образцовым контемпорари «Пилигрим» в хореографии Кирилла Радева в оформлении барочной музыки Генделя и глубокого электронного саунд-дизайна. Следом шла миниатюра для двух пар Red Deers Ксении Тернавской. К слову, по сложности исполнения она может вполне считаться вызовом для артистов. Закрывал первое отделение одноактный балет Максима Севагина «В темных образах»: работа, которая идеально подходит московской труппе, известной своим особенным стилем и характером.
Во втором акте начали с деконструкции классики Юрия Посохова: дуэт из балета «Отражения» напомнил о наследии Джорджа Баланчина, не один год проработавшего в Les Ballets Russes и создавшего неоклассику именно в свою бытность хореографом антрепризы Дягилева. Воздушная романтика номера Song из будущего балета Максима Севагина Song, Tango and Dance подкрепила неоклассические лейтмотивы.
Но настроение должно меняться — таковы законы драматургии подобных концертов, и гала прекрасно дополнили чувственным номером «Сон одной бабочки» Константина Семенова, веселым оммажем старинному балету «Король да шут», в котором вышел сам Севагин, и смешливой улыбкой «Виртуозного pas de deux Павловой и Чекетти» из балета «Класс-концерт» в постановке худрука.
Отдельно на фестивале звучала тема Всеволода Мейерхольда — в этом году отмечается 150-летие со дня рождения режиссера. Музей театрального и музыкального искусства и сама Наталья Метелица, его директор и основатель «Дягилев P.S.», не могли остаться в стороне. В рамках смотра прошло открытие выставки «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда». Дизайн проекта от художника Юрия Сучкова стал буквально театральной сценографией. Внутри этой декорации Мейерхольд срастается с интересующей его эпохой, будь то Советская Россия или мистический Петербург Гоголя. В центре сюжета экспозиции — постановка «Ревизор». Она раскладывает выставку на пазл, где собираются разные грани культового режиссера в фатум, который его трагически настигает в финале жизни.
Драматичные ноты пронизывали и вечер «Музыкальный мир Мейерхольда» в Большом зале филармонии. Отрывки из его писем и текстов читал актер Дмитрий Лысенков. Они предваряли в первом отделении фортепианные сочинения Шопена и Листа в исполнении Бориса Березовского, во втором — арии из опер, которые ставил режиссер: «Тристан и Изольда» Вагнера, «Орфей и Эвридика» Глюка, «Соловей» Стравинского, «Пиковая дама» Чайковского. В программу включили и вальс-фантазию Глинки из легендарного спектакля «Маскарад», ставшего последней постановкой императорской России, и фрагмент музыки Шостаковича к спектаклю «Клоп», который Мейерхольд поставил по пьесе Маяковского, и эпизод «Фабрика» из балета Прокофьева «Стальной скок». Что касается последнего, то сложно было бы обойти фигуру Дягилева и на этом вечере. Режиссер мечтал поставить «Стальной скок», который был написан по заказу импресарио в 1927 году.
Музыкальную линию поддержала программа в честь Валерия Гаврилина, которому в 2024 году исполнилось бы 85 лет. Свой юбилейный сезон фестиваль закрыл этим исключительным петербургским оммажем композитору. В основу вечера легли циклы «Русская тетрадь», «Первая немецкая тетрадь» и «Вечерок» с по-театральному яркими вокальными партиями и развернутыми фортепианными интерлюдиями в исполнении Алексея Гориболя. После завершения балетной части фестиваля «Вокальный театр Валерия Гаврилина» в Капелле стал гурманским и тонким украшением всего сезона, тихим и мелодичным аккордом послесловия, который будет звучать изящной тоникой до следующего «Дягилев P.S.» — в том же месте, в Петербурге.