Вчера объявили лауреатов «Бенуа де ла Данс», и номинанты выступили на Исторической сцене Большого театра. Как прошел вечер и чем еще запомнился новый день фестиваля, рассказывает Алиса Асланова.
День выдался насыщенным и волнительным. Начну с главного: объявили лауреатов приза. В этом году наградили сразу двух танцовщиков: Артемий Беляков получил признание за роль Ивана IV из балета «Иван Грозный», а Герго Армин Балажи (Венгерский национальный балет) — за роль Леона из балета «Эффект Пигмалиона».
Лучшей танцовщицей за роль Аспиччии из спектакля «Дочь фараона» стала Олеся Новикова. Подойдя к микрофону, балерина начала свою речь со слов: «Это мой звездный час». После она выразила благодарность жюри, семье и отдельно Махару Вазиеву, отметив, что без поддержки «отца артистов балета» не достигла бы таких результатов.
В номинации «хореографы» было представлено пять авторов, из которых на церемонии присутствовал только Максим Севагин. Учитывая, как ярко балетмейстер представлен в программах гала (только вчера было показано два фрагмента из его спектаклей), в воздухе витало предчувствие, что награда будет его. Не в этот раз. Приз был отдан немцу Марко Геке за работу «В голландских горах». Такое решение подтвердило международный статус премии и освободило организаторов от неловкого вопроса ангажированности. Едва ли теперь можно упрекнуть их в заранее известных результатах, ведь сразу после церемонии вручения показывали фрагмент из «Класс-концерта» Севагина.
Душевности, трепетности церемонии добавило письмо президента премии «Бенуа де ла Данс» Юрия Григоровича, в котором он обратился к участникам, жюри и организаторам приза. С теплотой и нежностью Светлана Захарова зачитывала: «…Благодаря вашему профессионализму, мы чувствуем плодотворную объединяющую силу балетного искусства…»
Яркая особенность «Бенуа» — всегда высокое мастерство исполнителей, выступающих на гала. Ограниченное количество номинаций, отмечающих конкретные роли, обеспечивает скрупулезный отбор лауреатов. Как правило, мы видим уже состоявшихся артистов с широким репертуаром, что, безусловно, делает программу интересной для просмотра.
Второе отделение состояло из восьми номеров: сплошь дуэты, которые авторским соло на музыку Жака Бреля разбавил Никита Четвериков (Михайловский театр). Открытием вечера смело можно назвать адажио из балета «Принцесса Кагуя» в исполнении звезд «Токио балета» Акиры Акиямы и Дана Цукамото. Зритель был так тронут абсолютно эфемерным исполнением экзотичной хореографии Дзе Канамори (номинант «Бенуа» — 2024), что не отпускал артистов со сцены, вызвав на второй поклон.
Днем проходили репетиции номеров, которые покажут уже сегодня на гала-концерте «Звезды «Бенуа де ла Данс» — лауреаты разных лет». Вновь выставляется свет, сеттинг сцены, а артисты отрабатывают па. В зале замечен Владимир Варнава, сегодня будет представлен его номер «Сон, вызванный полетом» в исполнении Семена Чудина.
Светлана Захарова на репетиции
Светлана Захарова и Артемий Беляков репетируют номер «История танго»
Приска Цайзель на репетиции
Мне удалось попасть на репетицию Максима Севагина. «Король да шут» поставлен специально для фестиваля, и что еще интереснее: Максим сам выйдет на сцену. Я расспросила хореографа о постановке, и вот что он ответил: «Все началось с того, что Светлана Юрьевна Захарова позвонила мне и попросила поставить на кого-то из артистов что-то новое для «Бенуа». Не прошло и минуты после завершения разговора, она перезванивает и говорит: «Максим, у тебя такая красивая аватарка в Whatsapp, поставь номер на себя». Я, конечно, сначала опешил, так как давно не танцевал, и в целом исполнять собственную хореографию — это определенная сложность и ответственность. Но, признаюсь, недолго думал и загорелся идеей. Прекрасная возможность войти в форму, вспомнить, что это такое: выйти на сцену, сцену Большого театра.
Не хотелось ставить что-то абстрактное, хотелось истории. Образы короля и шута пришли через музыку. Я иногда себе включаю приложение, в котором собрана большая коллекция классики (условное радио), и там есть такая опция — настроение. Я выбрал оптимистичное, и вдруг играет необыкновенно красивая арфа. Это был концерт французского композитора Франсуа Адриена Буальдье. Третья часть третьего концерта и стала отправной точкой для создания номера. Меня привлекло, что в этой музыке, кроме красивого звучания арфы, есть место юмору и сказке».
Как вы уже поняли, Севагин выйдет на сцену не один, его партнером станет Ринат Ханджян (танцевальная труппа Context. Diana Vishneva), который исполнит Шута.
«Для меня дуэт как-то органично выстроился в танец короля и шута. Мы ведь очень разные: я с академической базой, больше классический артист, Ринат — абсолютно современный танцовщик, что также оправдывает мужской дуэт на сцене, добавляет долю иронии», — добавил хореограф.
На постановку номера ушел месяц, и вы только посмотрите, как человек, который не занимался классом больше года, способен двигаться. Еще раз убеждаюсь в том, как важна природа в балетном искусстве, и ловлю этот батман для истории.
Продолжение следует...