На сцену Большого театра спустя десять лет возвращается балет-сказка Генриха Майорова «Чиполлино». В преддверии премьеры мы вспомнили историю и поговорили с хореографом-постановщиком Анной Майоровой, исполнителями главных партий Алексеем Путинцевым и Игорем Цвирко о спектакле и подготовке к нему.

В основе балета «Чиполлино» лежит сказка итальянского писателя Джанни Родари «Приключения Чиполлино», в которой мальчик-луковка борется с притеснениями простого народа со стороны богачей. Впервые эти необычные герои появились в серии рассказов L’orto ortolano e Il frutteto musicale («Огород и музыкальный сад») в журнале Vie nuove. Затем в стихотворениях, написанных в Гаджо-ди-Пьяно (Итальянская коммуна в провинции Модена — Прим. ред.) для детского журнала Il Pioniere, который возглавлял писатель. Сама сказка была издана в 1851 году под названием «Роман о Чиполлино», а спустя шесть лет, в 1857 году, получила окончательное название во втором издании.

История балета начинается с одноименного мультипликационного фильма, который вдохновил Геннадия Рыхлова, артиста балета, балетмейстера. Он услышал в нем музыку Карэна Хачатуряна и решил написать либретто к балету для детей. В партитуру вошли фрагменты не только из «Чиполлино», но и из ранее сочиненных композиций для мультфильмов «Когда зажигаются елки», «Лесные путешественники», «Сладкая сказка».

На язык танца сюжет перевел Генрих Майоров. Во времена создания балета «Чиполлино» он был одним из лидеров нового поколения хореографов, которые продолжали идти по пути новаторов Юрия Григоровича и Игоря Бельского. Основываясь на традициях классического танца, Генрих Майоров развивал советскую хореографическую драму, ее содержательную сюжетную основу и пластическую образность, через хореографию, при этом совершая открытия в сфере режиссуры.

Впервые «Чиполлино» хореограф поставил в 1974 году в киевском Театре оперы и балета имени Т. Шевченко. Тогда, и во всех следующих постановках, он имел зрительский успех. Майорову удалось сохранить живость оригинальной сказки Родари в предельно ясной и выразительной сценической форме, объединить комедийность, лиризм, гротеск, тем самым создав яркие и разные образы для всех героев произведения, которые воплощаются не только с помощью актерского мастерства артистов, но и хореографии. Озорной Чиполлино, Граф Вишенка, который превращается из угнетаемого заучки в смелого героя, помогающего мальчику-луковке, гротескные и комичные Принц Лимон и Сеньор Помидор, лирико-драматический Кум Тыква.
На сцене сказочную картинку воплотил в жизнь художник-сценограф Валерий Левенталь. Как и костюмы, его декорации выполнены в стиле итальянского площадного театра дель арте. Незамысловатые, они похожи на рисунки детей и задают юмористический тон спектаклю. Наивное искусство, не тиражируемое в СССР, вдруг завоевало сердца зрителей.

Возвращаясь в наше время, мы обратились к людям, принимающим непосредственное участие в возобновлении спектакля в Большом театре.

Анна Майорова
хореограф-постановщик балета «Чиполлино»
В чем заключается главная особенность хореографии, авторского почерка Генриха Майорова?
Хореография воспроизводит сюжет и двигает его. В ней есть, например, три линии: народ — свободная пластика, Помидор и Лимон — гротескный стиль, Граф Вишня и Магнолия — чистая классика. Это различает их танец, характеры и впоследствии влияет на то, как заиграют краски.
Также для Генриха Майорова музыкальность всегда на первом месте. Он из той плеяды постановщиков, которая всегда хореографией отталкивалась от музыки и отражала ее. Каждое движение, каждый жест поставлен на музыку, за счет чего играет иначе. Если фраза короче, комбинация короче тоже. Если звучит такая же фраза, но на такт длиннее, значит, добавляются еще шажок либо поворот, а потом опять то же самое. Они не разбрасывались идеями, а из одной все вытаскивали в те времена. Все, и спектакль, и хореография, воспринимается вместе с музыкой. По отдельности они не звучат.
Почему балет будет интересно увидеть и взрослым, несмотря на то что он считается детским?
Прежде всего потому, что он насыщен виртуозной техникой. Это относится и к стилю моего отца — изобретательность именно в технических элементах. Он умел их связать так, чтобы они заиграли и очаровали публику. За счет этого, конечно, взрослым этот балет нравится и доставляет удовольствие.

Спектакль богат разнообразием ярких образов. Как строится подход к работе над каждым персонажем?
Не могу сказать, что отличается подход к каждому персонажу, для меня все одинаково. Важно добиваться музыкальности, добиваться четкости исполнения хореографии. Не добавлять от себя ничего, потому что кажется, вот я сейчас добавлю, будет красивее. Не будет. Уже все сделано. Просто нужно двигаться так, как поставлено, и все заиграет.
Главное, чтобы замысел отца стал замыслом артистов, его им передать. И потом они уже выйдут на сцену и донесут это зрителю.
Вы участвовали в постановках спектакля сначала с отцом, а теперь восстанавливаете спектакль самостоятельно. Каково работать без него?
Впервые восстанавливать спектакль без отца мне, конечно, тяжело, но, скорее, эмоционально. Тут влияет все: и воспоминания о совместной работе, и первый раз без него, и Большой театр. Это огромная ответственность. Конечно, я ее чувствую, как и большую гордость. Работать с труппой Большого театра — это счастье для любого постановщика. И я считаю большим везением, что меня сюда пригласили.
Алексей Путинцев
исполнитель партии Чиполлино
Вы исполняете партию Чиполлино, которая технически очень сложна. Что дается труднее всего?
«Чиполлино» действительно сложный спектакль, недаром его называют «детский «Спартак». Это серьезная партия, которая требует большой подготовки, — вариации и монологи здесь сложны и технически, и музыкально. Два акта мой герой практически не уходит со сцены, все время находится в центре действия — это выматывает, но, к счастью, сама роль позволяет отступить от привычных балетных канонов, пошутить, подурачиться. Думаю, самое сложное заключается именно в этом балансе: сохранить образ озорного мальчишки и при этом показать всю техническую оснащенность опытного артиста.

На кого вы ориентировались при подготовке?
Я смотрел несколько записей — любимая со Славой Лопатиным. Он с первого появления вызвал улыбку, кажется, наврал в каком-то месте общий танец, но сделал это так, что заметили только «свои». Также смотрел Морихиро Ивата и Леонида Сарафанова. В целом не могу сказать, что ориентируюсь всегда на одного исполнителя, всегда стараюсь брать две-три записи и выделять что-то для себя.
Какой он, ваш Чиполлино?
Мой Чиполлино молодой, озорной парнишка. Он любит подшутить и не любит несправедливость. Словом, настоящий пионер, если бы была возможность надеть красный галстук, я бы надел.
Игорь Цвирко
исполнитель партии Принца Лимона
Вы участвовали в предыдущей постановке «Чиполлино» в роли Сеньора Помидора. Какие воспоминания у вас остались об этой партии?
Это был один из самых запоминающихся моментов моей карьеры, потому что роль Сеньора Помидора была моей первой афишной партией. Я, выпускник МГАХ, только пришел в театр, начал изучать движения в массовых сценах этого спектакля и скоро узнаю, что надо готовить целую роль. Это был прекрасный шок. Актерская работа, техничная партия, но, главное, ответственность — танцевать надо было для юного восприимчивого зрителя. Адаптация в новом для меня коллективе прошла очень быстро. Благодаря педагогу Александру Викторовичу Петухову нам удалось подготовить убедительно роль, которая навсегда осталась в моем сердце. Если разбудить ночью, станцую ее с закрытыми глазами.
В этом блоке у вас есть новый персонаж — Принц Лимон. Чем этот герой отличается от уже знакомого Сеньора Помидора?
Принц Лимон — классический отрицательный герой. Он противопоставлен всему доброму, искреннему, что есть в Чиполлино, от этого он интересен и зрителю, и актеру. Принц Лимон — это персонаж, который демонстративно показывает свое превосходство над народом, одновременно с тем он боится бунта, гнева, который может на него навлечь толпа. Он в меру воинственный и в то же время истеричный, ленивый и энергичный, правда, только тогда, когда сам того хочет. Самодур. И все эти краски очень и очень непросто уложить в роль, чтобы ничего не упустить.

Как проходит работа над этой ролью? Задача не только технически, но и актерски точно передать ее, чтобы дети поняли персонажа.
Безусловно, важно, чтобы юный зритель смог отличить плохое от хорошего, понять, что злу можно противостоять, и, главное, зло будет наказано. Ведь чего боится больше всего Лимон? Что народ не будет его слушать и выполнять его волю. Это и происходит в самом финале. Лимон — трусливый диктатор. При подготовке новой роли я вновь обратился к произведению Джанни Родари и потрясающему мультфильму 1961 года. Пересмотрел некоторых исполнителей прошлого: Радченко, Лиепу, Арифулина, Лопаревича, Савина, чтобы найти то, что действительно мне подходит по духу. Смотрел отрывки из пьес «Голый король» и «Каин 18».
Кто вам ближе?
Если честно, ближе всего Чиполлино! Он добрый, отзывчивый и позитивный. А такие персонажи, как Лимон и Помидор — это удача для артиста, потому что можно найти множество красок, интересных решений, которые украсят спектакль.
Автор: Александра Леонова